Решения районных судов

Решение от 17 декабря 2009 года. По делу А27-25469/2009. Кемеровская область.

Решение

город Кемерово

Дело № А27-25469/2009

«17» декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена «11» декабря 2009 г.

Полный текст решения изготовлен «17» декабря 2009 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи *.*. Смычковой,

при ведении протокола судебного заседания судьей *.*. Смычковой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Внешнеэкономическая ассоциация «Кузбасс», г. Кемерово

к инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области,

г. Кемерово

об оспаривании постановления от 24.11.2009 г. по делу № 01/13д-26

при участии:

от заявителя – представителя Солодова *.*. (доверенность от 15.06.2009 г.)

от административного органа – представителя Моисеевой *.*. (начальника отдела по надзору в сфере долевого строительства, доверенность от 29.05.2009 г.)

Установил:

Закрытое акционерное общество «Внешнеэкономическая ассоциация «Кузбасс» (далее –
ЗАО «ВЭА «Кузбасс») обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области от 24.11.2009 г. по делу № 01/13д-26 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о наложении на ЗАО «ВЭА «Кузбасс» штрафа в размере 400 000 руб.

Согласно указанному постановлению основанием для привлечения застройщика ЗАО «ВЭА «Кузбасс» к административной ответственности послужили те обстоятельства, что Общество привлекало денежные средства граждан в отсутствие опубликованной проектной декларации, по незарегистрированным договорам долевого участия, а также при наличии не прошедшего государственную регистрацию, договора аренды земельного участка.

В обоснование требования заявитель и его представитель в судебном заседании ссылаются на то, что действие Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 214) не распространяется на отношения ЗАО «ВЭА «Кузбасс» по привлечению денежных средств граждан на основании договоров в строительстве жилого дома № 8 по ул. Тухачевского, так как разРешение на строительство на проведение подготовительных работ и работ нулевого цикла на жилом доме № 8 (строительный номер) по ул. Тухачевского было получено 14.04.2004 г., то есть
до вступления Федерального закона № 214-ФЗ. Указывает на то, что разРешение на строительство за № 12 выдано также до вступления в законную силу Федерального закона № 214-ФЗ, 14.01.2005 г. Последующие разрешения на строительство содержат ссылки на ранее выданные разрешения на строительство, из чего следует, что они выдавались в их продление. Подробнее доводы изложены в заявлении.

Инспекция государственного строительного надзора Кемеровской области в отзыве и ее представитель в судебном заседании с требованием не согласились, считают оспариваемое Постановление законным и обоснованным, а доводы заявителя, что действие Федерального закона № 214-ФЗ не распространяются на отношения по привлечению денежных средств граждан для строительства дома № 8 по ул. Тухачевского, так как разРешение на строительство выдано до вступления закона в силу, не соответствует действительности. РазРешение на проведение подготовительных работ и нулевого цикла от 14.04.2004 г. и разРешение на строительство № 12 от 14.01.2005 г., в установленном законом порядке, получены не были. РазРешение на строительство указанного объекта № 17 было выдано Обществу 23.01.2007 г., то есть после вступления в силу Федерального закона № 214-ФЗ. Отмечает, что доводы заявителя о том, что им продлялись разрешения на проведение подготовительных работ и нулевого цикла от 14.04.2005 г. путем получения последующих разрешений на строительство, не соответствует материалам дела, поскольку Общество обращалось
за продлением разрешений на строительство от 14.04.2004 г. и № 12 от 14.01.2005 г., № 1 от 11.01.2006 г. по истечении срока действия указанных разрешений.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требования в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, инспекцией государственного строительного надзора Кемеровской области в период с 28.09.2009 по 07.10.2009 проведены внеплановые мероприятия по надзору (контролю) в сфере долевого строительства ЗАО «ВЭА «Кузбасс».

В ходе проверки установлено, что ЗАО «ВЭА «Кузбасс» привлекало денежные средства граждан в нарушение статей 3, 4 и 17 Федерального закона № 214-ФЗ в отсутствие разрешения на строительство, без опубликования, размещения и представления проектной декларации, не имея правоустанавливающих документов на земельный участок.

По фактам, выявленным в результате проверки 28.11.2009 в отношении ЗАО «ВЭА «Кузбасс» составлен протокол об административном правонарушении № 01/13д-26; 24.11.2009 г. вынесено Постановление N 01/13д-26 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложения штрафа в размере 400 000 руб.

Частью 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение денежных средств граждан для целей строительства многоквартирных домов лицом, не имеющим на это права в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов
и (или) иных объектов недвижимости.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, регулируются Федеральным законом № 214-ФЗ.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона № 214-ФЗ предусмотрено, что данный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество, в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 214 под застройщиком понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с данным Законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, на основании полученного разрешения на строительство.

Таким образом, из совокупности приведенных положений частей 1 и 2 статьи 1 Федерального закона № 214-ФЗ следует, что после вступления его в силу привлечение денежных средств граждан для строительства (создания)
многоквартирных жилых домов возможно либо на основании договора участия в долевом строительстве в порядке, установленном этим Законом, либо путем выпуска жилищных сертификатов либо жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома застройщик приобретает только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, или договора аренды такого земельного участка.

Исходя из смысла статьи 27 Федерального закона № 214-ФЗ он вступил в силу 31.03.2005 г. Действие Федерального закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что ЗАО «ВЭА «Кузбасс», в настоящее время, является застройщиком 194-квартирного десятиэтажного кирпичного жилого дома, строительный № 8, со встроенно-пристроенными магазинами, офисами на первом этаже и стоянками манежного типа на 225 машиномест в цокольном и
подвальном этажах, расположенного по адресу: ул. Тухачевского, квартал № 60 Заводского района г. Кемерово. Строительство ведется в соответствии с разРешением на строительство № 17 от 23.01.2007 г. срок действия до 15.12.2009 г., выданным Комитетом строительного надзора Администрации города Кемерово.

Ранее ЗАО «ВЭА «Кузбасс» инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора Администрации г. Кемерово на строительство дома выдавались разрешения на строительство №73 от 14.04.2004 г. (срок действия до 01.06.2004 г.), №12 от 14.01.2005 г. (срок действия до 31.12.2005 г.), № 1 от 11.01.2006 г. (срок действия до 31.12.2006 г).

Строительство дома осуществляется на земельном участке площадью 10629,85 кв. м, 2349,72 кв. ми 1958,72 кв. м, расположенном по адресу: г. Кемерово, Заводский район ул. Тухачевского, микрорайон 60 (кадастровый квартал № 01:01:065), предоставленный ЗАО «ВЭА «Кузбасс» Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Кемерово по договору краткосрочному (на срок до одного года) договору аренды № 05-0170 от 22.03.2005 г.

Управление Главгосэкспертизы России по Кемеровской области 08.06.2005 г. выдано положительное заключение по проекту (ТЭО) строительства 172-квартиного 10 –этажного жилого дома № 8 по ул. Тухачевского в микрорайоне 60 Заводского района г. Кемерово.

Проектная декларация на строительство дома отсутствует.

ЗАО «ВЭА «Кузбасс» для строительства дома привлекает денежные средств физических и юридических лиц на основании договоров в долевом участии.

Как следует из материалов дела, ЗАО «ВЭА
«Кузбасс» в нарушение требований Федерального закона № 214-ФЗ 25.11.2008 г. привлекло денежные средства гражданки Бекташевой *.*. путем заключения с ней договора № Д8-К156 об участии в долевом строительстве. В соответствии с указанным договором застройщик обязуется с привлечением других лиц построить 194-квартирный 10-этажный жилой дом со строительным номером 8, находящейся по ул. Тухачевского в микрорайоне 60 Заводского района г. Кемерово и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта передать объект долевого строительства – жилое помещение (квартиру)_ со строительным номером 156 участнику долевого строительства. Участник долевого строительства обязуется уплатить цену, обусловленную настоящим договором и принять объект долевого строительства – квартиру № 156 при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию объекта. Цена договора составляет 1 879 180 руб.

Согласно квитанциям к приходному кассовому ордеру № 2 от 11.01.2009 г., № 11 от 22.01.2009 г., № 20 от 29.01.2009 г., № 27 от 03.02.2009 г., № 36 от 10.02.2009 г. Бекташева *.*. внесла в кассу ЗАО «ВЭА «Кузбасс» сумму 1 879 180 руб.

В связи с этим у административного органа имелись основания для привлечения ЗАО «ВЭА «Кузбасс» к административной ответственности по части 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом отклонены доводы заявителя о том, что действие указанного закона на общество не распространяется, так
как разРешение на строительство дома №73 было получено 14.04.2004 г., как не обоснованные и не соответствующие материалам дела.

Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступившего в законную силу 30.12.2004 г., разРешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации; 4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса) (в редакции от 30.12.2004 г.).

В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство от 05.01.2005 г., уполномоченные на выдачу разрешений на
строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления могут отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи.

В силу пункта 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

На момент выдачи разрешений на строительство №73 от 14.04.2004 г. (срок действия до 01.06.2004 г.), №12 от 14.01.2005 г. (срок действия до 31.12.2005 г.) у ЗАО «ВЭА «Кузбасс» отсутствовали документы, предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и необходимые для получения разрешения на строительство, а именно положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

Положительное экспертное заключение №246-8/171 П Управления Главгосэкспертизы России по Кемеровской области получено ЗАО «ВЭА «Кузбасс» 08.06.2005 г.

Процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущены, Постановление вынесено уполномоченным на то лицом, в срок, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное взыскание применено в минимальном размере.

При таких обстоятельствах, суд признал оспариваемое Постановление обоснованным и законным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении требования закрытого акционерного общества «Внешнеэкономическая ассоциация «Кузбасс», зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером 1024200679491, о признании незаконным постановления инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области от 24.11.2009 г. по делу № 01/13д-26 отказать.

На Решение может быть подана жалоба в течение десяти дней в Седьмой арбитражный апелляционный суд в установленном законом порядке и в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья *.*. Смычкова