Решения районных судов

Заявление о признании незаконным бездействия территориального органа Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившегося в нерассмотрении в установленный законом срок заявления о предоставлении в собственность земельного участка, и об обязании государственного органа подготовить проект договора купли-продажи земельного участка удовлетворено, так как вышеназванное бездействие органа Росимущества является неправомерным и нарушает права и законные интересы заявителя.. По делу. Нижегородская область.

Резолютивная часть решения объявлена 8 октября 2009 года.

Решение изготовлено в полном объеме 15 октября 2009 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Кабанова Влади при ведении протокола судебного заседания судьей Кабановым *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью “Промышленная компания Металл Профиль-Лобня“

о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области

с участием представителей сторон:

от заявителя - *.*. Курицына, *.*. Осипов (доверенности от 23.04.2009 г., 04.08.2009 г.)

от ответчика - *.*. Урзяева (доверенность от 17.06.2009 г.);

установил:

По ходатайству заявителя, определением Арбитражного суда Нижегородской области к участию в деле, в качестве
второго ответчика привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представитель Общества уточнил предъявленные требования, и просит:

признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в не рассмотрении в установленный законом срок заявки ООО “Промышленная компания Металл Профиль-Лобня“ о приватизации земельного участка;

обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Сормовский район, улица Федосеенко, 64, общей площадью 2656,00 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственные строения, кадастровый номер 52:18:0010539:36, и направить его в адрес общества с ограниченной ответственностью “Промышленная компания Металл Профиль-Лобня“.

В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в заявлении, указав, что на момент обращения ООО “Промышленная компания Металл Профиль-Лобня“ за приватизацией земельного участка и до настоящего времени существуют два органа государственной власти, наделенные полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности на территории Нижегородской области. По информации Территориального управления, документы, прилагаемые к заявлению о приватизации земельного участка, находились на рассмотрении и в том и в другом органе. Решение по данному заявлению не принято до настоящего времени. Таким образом, оба органа государственной власти своим бездействием нарушили земельное законодательство, предписывающее в месячный срок принять решение по обращению заявителя, и нарушили исключительное право на приватизацию ООО “Промышленная компания Металл Профиль-Лобня“.

В судебном заседании представитель Территориального управления просил в удовлетворении предъявленного
требования отказать, поскольку со стороны ответчика не было допущено нарушений норм действующего законодательства, в связи с тем, что органом, уполномоченным принимать решения и заключать договоры купли-продажи земельных участков под объектами недвижимости является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, отзыва на заявление не представило.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся в деле документы, суд установил следующие обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения, рассматриваемого спора.

Как установлено судом, Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое здание северной проходной общей площадью 100,40 кв. м, расположенное по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Сормовский район, улица Федосеенко, 64.

Земельный участок общей площадью 2656 кв. м, на котором расположен указанный объект недвижимости, поставлен на кадастровый земельный учет - номер 52:18:0010539:36.

Названный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

18 декабря 2008 г. Общество обратилось в Территориальное управление с заявкой (вх. N 12760) на приватизацию данного земельного участка, представив необходимый пакет документов.

Поскольку в установленный законом срок, Территориальное управление какого-либо решения по заявлению не приняло Общество, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Оценивая правомерность предъявленного требования, суд руководствуется следующими нормами действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту
и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

оспариваемый ненормативный акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту;

оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее приводятся нормы законодательства на момент возникновения спорного правоотношения) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Статьей 9 Кодекса предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 “Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти“ Правительство Российской Федерации постановлением N 432 от 5 июня 2008 г. утвердило Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом.

Подпунктами 5.36.4, 5.39, указанного Положения предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими
лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности; выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, реализация прав юридического лица
на выкуп земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены принадлежащий юридическому лицу объект недвижимого имущества, порождает обязанность исполнительного органа государственной власти по совершению действий, направленных на выполнение законных требований заявителя.

Из материалов дела следует, что Обществом в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, была представлена заявка со всеми необходимыми документами, предусмотренными Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен здания, строения, сооружения, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.

В соответствии с письмом Росимущества от 02.12.2008 г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, 26 декабря 2008 г. направило в адрес Росимущества заявку и пакет документов представленных Обществом для рассмотрения по существу.

Судом установлено, что в нарушение приведенных норм права в предусмотренный законом срок заявление Общества о приватизации земельного участка Федеральным агентством по управлению государственным имуществом не рассмотрено, проект договора купли-продажи не подготовлен, предложение о его заключении заявителю не направлено.

В силу п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В п. 8 ст. 28 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ предусмотрено, что отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат,
в частности, земельные участки в составе земель:

лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);

не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

Судом установлено, что согласно кадастровому плану спорного земельного участка с кадастровым номером 52:18:0010539:36 указанный земельный участок относится к категории “земли населенных пунктов“, разрешенное использование - под производственные строения.

Доказательств, свидетельствующих об ограничении в обороте данного земельного участка, либо его отнесения к землям общего пользования ответчиком в материалы дела не представлено.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их
в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим. Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является
собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа.

В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

С учетом изложенного суд сделал вывод о том, что бездействие Росимущества, выразившееся в не рассмотрении в установленный законом срок заявления Общества о предоставлении в собственность земельного участка, является неправомерным, нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем заявленные требования следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь вышеизложенным, а также положениями ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд считает необходимым обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности и подготовки проекта договора купли-продажи спорного земельного участка, направления его заявителю с предложением о заключении.

Судом установлено, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, действующее на основании соответствующего Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 49 от 27 февраля 2009 г. не наделено полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 7 указанной нормы Кодекса решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Исходя из вышеизложенного, и руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180 - 182, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в не рассмотрении в установленный законом срок заявки ООО “Промышленная компания Металл Профиль-Лобня“ о приватизации земельного участка.

Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Сормовский район, улица Федосеенко, 64, общей площадью 2656,00 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственные строения, кадастровый номер 52:18:0010539:36, и направить его в адрес общества с ограниченной ответственностью “Промышленная компания Металл Профиль-Лобня“.

Взыскать с Федерального агентства по управлению государственным имуществом государственную пошлину в размере 2000 рублей.

В удовлетворении требования предъявленного в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - в иске отказать.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья

*.*. КАБАНОВ