Решения районных судов

Нарушение установленного порядка регулирования цен, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования может быть признано малозначительным правонарушением в понимании статьи 2.9 КоАП РФ.. По делу. Нижегородская область.

Резолютивная часть объявлена 29 июля 2009 года

Полный текст решения изготовлен 05 августа 2009 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Степановой Светла при ведении протокола судебного заседания судьей Степановой *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья “Печерский“ к Региональной службе по тарифам Нижегородской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 9 от 05 июля 2009 года

При участии представителей сторон:

От заявителя: Воронцов *.*. - доверенность от 24.11.2007 г. N 66, паспорт

От РСТ по Нижегородской области: Плотникова *.*. - доверенность от 15.06.2009 г., Гришин *.*. - доверенность от 29.12.2008 г. N 44

установил:

В
судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме. Основные доводы заявителя основаны на положениях п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307; ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 4.1, 24.4, 26.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и мотивированы тем, что в действиях ТСЖ “Печерский“ отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, а выводы административного органа, изложенные в оспариваемом постановлении, не соответствуют обстоятельствам дела. Кроме того, не доказана объективная сторона административного правонарушения, равно как отсутствуют доказательства вины заявителя. Кроме того, ТСЖ “Печерский“ указывает на отсутствие причиненного вреда.

Подробно позиция ТСЖ “Печерский“ изложена в заявлении.

Представители Региональной службы по тарифам Нижегородской области с доводами заявителя не согласились по основаниям, подробно изложенным в отзыве на заявление ТСЖ “Печерский“ и в судебном заседании. Кроме того, в материалы дела дополнительно представлено постановление от 13.07.2009 г. N 12 о внесении изменений в постановление по делу об административном правонарушении от 05.06.2009 г., в соответствии с которым установлено, в описательно-мотивировочной части постановления от 05.06.2009 г. N 9 допущена техническая ошибка, а именно: вместо ссылки на состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение установленного порядка ценообразования, - содержится ссылка на состав иного административного правонарушения, также предусмотренного частью. 2 статьи 14.6 КоАП РФ, а именно: нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного). В связи с чем, в оспариваемое постановление от 05.06.2009 г. N 9 внесены изменения: абзац 12 листа 3 изложен в следующей редакции: “Таким образом, в действиях ТСЖ “Печерский“
г. Н.Новгород, Казанское шоссе, д. 4, корп. 1 содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: нарушение установленного порядка ценообразования, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 22.05.2009 г. N 6“.

По мнению представителей административного органа, факт совершения ТСЖ “Печерский“ административного правонарушения подтверждается материалами дела, доводы заявителя являются необоснованными.

Заслушав доводы лиц, участвующих при рассмотрении дела, изучив и оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, проверив сроки привлечения к административной ответственности, полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, на основании приказа руководителя Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 09.04.2009 г. N 34/од “О проведении внепланового мероприятия по государственному контролю“ должностным лицам РСТ по Нижегородской области поручено проведение внепланового мероприятия по государственному контролю за соблюдением установленного порядка образования при начислении ТСЖ “Печерский“ платы за коммунальные услуги гражданам, проживающим по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Казанское шоссе, д. 4, корп. 1.

Основанием для проведения внепланового мероприятия по государственному контролю за соблюдением установленного
порядка ценообразования при начислении ТСЖ “Печерский“ платы за коммунальные услуги гражданам, проживающим (зарегистрированным) по адресу: 603163, г. Н.Новгород, Казанское шоссе, д. 4, корп. 1 послужило коллективное обращение жителей соответствующего дома (вх. N П-жу/360/09-1 от 25.03.2009).

Уведомлением от 09.04.2009 г. N 33 о проведении внеплановой проверки, законному представителю ТСЖ “Печерский“ - председателю ТСЖ Латакиене *.*. предложено к установленному сроку *** доступ должностных лиц Региональной службы по тарифам в помещение ТСЖ “Печерский“, явку законного представителя, а также предоставление определенного перечня документов.

По результатам проведенной внеплановой проверки ТСЖ “Печерский“ составлен акт N 18 проведения внепланового мероприятия по государственному контролю за соблюдением установленного порядка ценообразования при начислении платы за коммунальные услуги ТСЖ “Печерский“. В ходе проверочного мероприятия выявлены следующие нарушения:

расчет платы за услуги по отоплению в 2008 - 2009 гг. производился ТСЖ “Печерский“ исходя из нормативов потребления тепловой энергии, а не по среднемесячному объему потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (п. “б“ п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 - далее - Правила);

расчет платы за услугу по холодному водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях (квартирах), не оборудованных индивидуальными приборами учета производится ТСЖ “Печерский“ по среднемесячному объему коммунального ресурса, рассчитанного ТСЖ “Печерский“ самостоятельно, а не по фактически потребленному объему коммунального ресурса (п. “а“ п. 23 Правил);

расчет платы за услугу по водоотведению в жилых помещениях (квартирах), оборудованных индивидуальными приборами учета производится ТСЖ “Печерский“ исходя из объема потребления холодной и горячей воды (п. “б“ п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г.
N 307);

расчет платы за услугу по горячему водоснабжению в жилых помещениях (квартирах), не оборудованных индивидуальными приборами учета производится ТСЖ “Печерский“ по нормативам на горячее водоснабжение (п. “а“ п. 23 Правил);

расчет платы за услугу по горячему водоснабжению в жилых помещениях (квартирах), оборудованных индивидуальными приборами учета производится ТСЖ “Печерский“ по среднемесячному объему коммунального ресурса, рассчитанного ТСЖ “Печерский“ самостоятельно, а не по фактически потребленному объему коммунального ресурса (п. “а“ п. 23 Правил);

форма квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг не соответствует требованиям законодательства (п. 38 Правил);

по итогам 2008 года не произведен перерасчет платы за отопление, холодное водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение (п. 23 Правил).

Согласно отметке на акте проверки, он вручен законному представителю проверяемого юридического лица - Латакиене 22.05.2009 г. Замечаний по акту проверки у председателя ТСЖ “Печерский“ не имелось.

Наряду с актом внеплановой проверки, в материалах административного дела в отношении ТСЖ “Печерский“ имеется заключение о проведении внепланового мероприятия по государственному контролю за соблюдением установленного порядка ценообразования при начислении платы за коммунальные услуги ТСЖ “Печерский“.

Кроме того, председателю ТСЖ “Печерский“ *.*. Латакиене было выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 22.05.2009 N 13, замечаний по предписанию также сделано не было.

Усматривая в действиях ТСЖ “Печерский“ признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение установленного порядка ценообразования), в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении от 22.05.2009 N 6. О необходимости явки для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении ТСЖ “Печерский“ было уведомлено (уведомление от 21.05.2009 N 51 вручено в тот же день главному бухгалтеру ТСЖ Ершовой *.*.). Факт нарушения Правил предоставления
коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 председатель ТСЖ “Печерский“ *.*. Латакиене признала. Копия протокола получена председателем ТСЖ “Печерский“ в тот же день.

26.05.2009 г. в адрес РСТ Нижегородской области поступили письменные объяснения ТСЖ “Печерский“. В указанных объяснениях *.*. Латакиене повторно признала нарушение ТСЖ “Печерский“ требований п. “б“ п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем руководителя РСТ Нижегородской области, которому материалы дела были переданы на рассмотрение, издано определение от 28.05.2009 N 1, которое было направлено заказным письмом с уведомлением (получено 02.06.2009).

Дело об административном правонарушении было рассмотрено в присутствии законного представителя ТСЖ “Печерский“.

По результатам рассмотрения заместителем руководителя РСТ Нижегородской области дела было вынесено постановление от 05.06.2009 N 9, которым ТСЖ “Печерский“ было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение порядка ценообразования), и ТСЖ “Печерский“ подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Процессуальных нарушений со стороны Региональной службы по тарифам Нижегородской области в ходе административного производства в отношении заявителя, судом не усматривается.

Что касается доводов заявителя относительно отсутствия в его действиях признаков административного правонарушения, суд отклоняет их за необоснованностью в силу следующего.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению
и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).

В соответствии с положениями пункта 21 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:

для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам;

для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

В силу пункта 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется:

для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам;

для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Из материалов дела следует, что по итогам 2008 года
ТСЖ “Печерский“ в соответствии с п. “б“ п. 21 Правил обязано произвести корректировку размера платы за отопление жителям многоквартирного дома, применив формулу 8 п. 3 пункта 2 приложения 2. Представленные ТСЖ “Печерский“ по запросу РСТ Нижегородской области в ходе проведения внепланового мероприятия по государственному контролю материалы (ведомость перерасчета платы за отопление за подписью председателя ТСЖ “Печерский“ и главного бухгалтера) содержат данные о проведении перерасчета размера платы за отопление жителям многоквартирного дома по адресу: Казанское шоссе, д. 4 корп. 1, за период 01.12.2007 г. - 30.11.2008 г., что отражено в заключении РСТ Нижегородской области о проведении внепланового мероприятия по государственному контролю за соблюдением установленного порядка ценообразования при начислении платы за коммунальные услуги ТСЖ “Печерский“, являющегося приложением к акту проведения внепланового мероприятия от 22.05.2009 г. N 18.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам не содержат указания на период, за который должна быть произведена корректировка. Однако, осуществляя финансовую деятельность, организация должна руководствоваться принципами бухгалтерского учета, определенными Федеральным законом от 21.11.2006 г. N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“, которые содержат требования временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Данное требование предполагает, что хозяйственные операции следует относить к тому отчетному периоду, в котором они были произведены, не связывая со временем поступления или выплаты денежных средств по данным операциям. Таким образом, ТСЖ “Печерский“ должно производить расчет корректировки размера платы за отопление жителям многоквартирного дома по адресу: Казанское шоссе, д. 4 корп. 1, по итогам финансового года с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года включительно. Срок компенсации размера платы за коммунальные услуги гражданам установлен пунктом 27 Правил.

Между тем, в
представленных в составе указанных материалов квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг, предъявляемых к оплате жителям многоквартирного дома за период январь - март 2009 года, корректировка размера платы за отопление по итогам 2008 года не произведена.

По результатам проведенного внепланового мероприятия на основании выданного предписания об устранении выявленных нарушений, ТСЖ “Печерский“ в адрес РСТ Нижегородской области представило квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, предъявленные за апрель 2009 года жителям, проживающим по адресу: Казанское шоссе, д. 4, корп. 1, кв. N 1 - 6. Корректировка размера платы за отопление в указанных квитанциях не произведена.

ТСЖ “Печерский“ в своем заявлении ссылается на невозможность достоверного расчета платы за отопление с использованием формулы 7 приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

В жилом доме по адресу Казанское шоссе, д. 4, корп. 1 установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии в горячей воде для отопления многоквартирного дома и расчет размера платы за отопление должен производиться в соответствии с подпунктом “б“ пункта 21 Правил.

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета расчет производится по формуле 7 приложения 2 Правил:

= Si x Vt x Тт,

где:

Si - общая площадь i-го помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

Vt - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);

Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Единица измерения показателя Vt определена в Правилах как Гкал/кв. м, что указывает на необходимость расчета объема потребления тепловой энергии на отопление на 1 кв. м.

В
своих доводах заявитель трактует данную величину как Гкал/мес., т.е. рассчитывает среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление в целом на многоквартирный дом.

Таким образом, требование Правил по расчету размера платы за отопление исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий период заявителем не выполнено.

Обстоятельства, необходимость учета которых предусмотрена ч. 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, были установлены РСТ Нижегородской области в полном объеме, наказание ТСЖ “Печерский“ назначено в соответствии с безальтернативной санкцией ч. 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Пунктом 27 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подпунктами “а“ и “б“ пункта 19, подпунктом “г“ пункта 20, подпунктом “б“ пункта 21, пунктами 23 и 25 Правил, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.

Сумма корректировки размера платы за отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение по итогам 2008 года отражена ТСЖ “Печерский“ во внутренних документах (период, за который была произведена корректировка, принят с 01.12.2007 г. по 30.11.2008 г.) и не включена в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, предъявленные жителям многоквартирного дома, проживающим по адресу: Казанское шоссе, д. 4, корп. 1, в сроки определенные Правилами.

Как следует из представленных документов (в т.ч. договора о порядке осуществления расчетов за горячее и холодное водоснабжение, за водоотведение при использовании приборов учета, а также плана потребления коммунальных ресурсов к нему), расчеты за горячее и холодное водоснабжение осуществляются не в соответствии с фактическими показаниями индивидуальных приборов учета, а в соответствии с планом потребления на расчетный период (год).

В пункте 2 оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении от 05.06.2009 г. указано, что в квитанциях на оплату коммунальных услуг, выставленных ТСЖ “Печерский“, суммы оплаты за услуги по водоснабжению и водоотведению не выделены отдельными строками.

В ведомости перерасчета платы за ХВС и водоотведение за 2008 г. ТСЖ “Печерский“ производит расчет по жилым помещениям (квартирам), не оборудованным приборами учета, исходя из единых сумм начислений за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению. Таким образом определить достоверность произведенного перерасчета, отраженного в представленных документах ТСЖ “Печерский“, отдельно по услугам водоснабжения и водоотведения не представляется возможным.

В пункте 2 постановления от 05.06.2009 г. N 9 также установлено, что расчет платы за водоотведение по жилым помещениям (квартирам), не оборудованным индивидуальными приборами учета, ТСЖ “Печерский“ производит исходя из нормативов потребления на водоотведение.

Расчет платы за водоотведение по жилым помещениям (квартирам), оборудованным индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды ТСЖ “Печерский“ производит исходя из объема потребления холодной и горячей воды.

Поскольку жилые помещения многоквартирного дома N 4, корп. 1 по Казанскому шоссе не оборудованы индивидуальными приборами учета коммунального ресурса (водоотведение), Правилами предусмотрен расчет размера платы за водоотведение в соответствии с подпунктом “б“ пункта 19, а именно исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

В постановлении по делу об административном правонарушении от 05.06.2009 г. N 9 отражен порядок расчета платы за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, производимый ТСЖ “Печерский“ для жилых помещений (квартир) как оборудованных индивидуальными приборами учета, так и необорудованных индивидуальными приборами учета.

Согласно представленным материалам в ходе проведения внепланового мероприятия по государственному контролю в отношении ТСЖ “Печерский“ установлено:

При расчете платы за холодное водоснабжение и водоотведение по жилым помещениям (квартирам), не оборудованным индивидуальными приборами учета, ТСЖ “Печерский“ не разделяет услуги по холодному водоснабжению и водоотведению в соответствии с пунктом 6 Правил, в котором определен состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг.

Подпунктом “а“ пункта 23 Правил определен порядок расчета размера платы за холодное водоснабжение, который не предусматривает совместного расчета размера платы за холодное водоснабжение и водоотведение. Однако данный способ начисления отражен в материалах, представленных ТСЖ “Печерский“: ведомость перерасчета платы за холодное водоснабжение и водоотведение жильцам дома N 4 корпус 1 по Казанскому шоссе за 2008 год, сводная таблица перерасчета платы за холодное водоснабжение и водоотведение в 2008 - 2009 гг. жильцам дома N 4 корпус 1 по Казанскому шоссе, квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг.

При расчете платы за холодное водоснабжение по жилым помещениям (квартирам), оборудованным индивидуальными приборами учета холодной воды, ТСЖ “Печерский“ объем потребления холодной воды определяет следующим образом:

для части жилых помещений (квартир) объем потребления холодной воды определяется ТСЖ “Печерский“ на основании заключенных с собственниками жилых помещений (квартир) договоров о порядке осуществления расчетов за горячее и холодное водоснабжение, за водоотведение при использовании приборов учета в соответствии с планом потребления холодной воды, а не исходя из фактического ежемесячного потребления холодной воды;

собственники, не заключившие указанного договора, предоставляют в ТСЖ “Печерский“ данные о фактическом потреблении холодной воды ежемесячно.

Формула 9 приложения 2 Правил определяет, что начисление платы за холодное водоснабжение должно производиться исходя из объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в i-м помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета.

При начислении ТСЖ “Печерский“ платы за услуги горячего водоснабжения жителям многоквартирного дома N 4, корп. 1 по Казанскому шоссе, жилые помещения (квартиры) которых оборудованы индивидуальными приборами учета горячей воды, объем потребления горячей воды определяет аналогично расчету объема потребления холодной воды.

Формула 9 приложения 2 Правил определяет, что начисление платы за горячее водоснабжение должно производиться исходя из объема (количества) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в i-м помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета.

Расчет платы за водоотведение по жилым помещениям (квартирам), оборудованным индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды ТСЖ “Печерский“ производит исходя из объема потребления холодной и горячей воды, определенного вышеназванным способом. Поскольку жилые помещения многоквартирного дома N 4, корп. 1 по Казанскому шоссе не оборудованы индивидуальными приборами учета коммунального ресурса, расчет размера платы за водоотведение должен быть произведен в соответствии с подпунктом “б“ пункта 19, а именно исходя из норматива потребления коммунального ресурса.

На основании имеющихся данных определить достоверность перерасчета за услуги холодного и горячего водоснабжения и водоотведения, отраженного ТСЖ “Печерский“ внутренними документами (отчеты, ведомости перерасчетов), не представляется возможным. Корректировка размера платы за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение по итогам 2008 года в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг жителям дома N 4, корп. 1 по Казанскому шоссе за период январь - март 2009 года не произведена.

Таким образом, выводы РСТ Нижегородской области о наличии в действиях ТСЖ “Печерский“ признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ТСЖ “Печерский“ не предвидело возможности наступления вредных последствий в виде причинения ущерба имущественным интересам жителей дома своими незаконными действиями, хотя должно было и могло их предвидеть.

В связи с чем, в действиях ТСЖ “Печерский“ усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Факт совершения ТСЖ “Печерский“ административного правонарушения подтверждается представленными в материалы доказательствами.

Между тем, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 24.03.2005 г. “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Кроме того, одним из требований принципа справедливости юридической ответственности является соразмерность наказания деянию. Принцип же целесообразности юридической ответственности предусматривает обязательный анализ субъективных (присущих как физическому, так и юридическому лицу) особенностей правонарушителя. По смыслу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ выбор административной санкции в каждом конкретном случае необходимо осуществлять с учетом определенного ограниченного числа целей административной ответственности (частная и общая превенции). Административное наказание (его карательный характер) в то же время не может “обременять“ правонарушителя в степени, явно противоречащей указанным принципам и целям.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6. КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 100 000 руб. (сто тысяч руб.).

Между тем, из материалов настоящего дела, пояснений представителя ТСЖ “Печерский“ следует, что в действиях заявителя, хотя формально и содержатся признаки вмененного административного правонарушения, однако, данные действия совершены не умышленно, а ввиду неправильного толкования ТСЖ “Печерский“ положений действующего законодательства. Представитель заявителя выразил намерение и готовность впредь не допускать подобных нарушений при расчетах платы за коммунальные услуги гражданам, проживающим по адресу: г. Н.Новгород, ул. Казанское шоссе, д. 4, корп. 1. В данном конкретном случае суд пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, неблагоприятных последствий и вреда, в связи с чем, считает возможным освободить ТСЖ “Печерский“ от административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2.9., п. 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление Региональной службы по тарифам Нижегородской области по делу об административном правонарушении N 9 от 05 июля 2009 года (с изменениями от 13.07.2009 г. N 12) отменить ввиду малозначительности совершенного правонарушения, производство по делу прекратить.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья

СТЕПАНОВА *.*.