Решения районных судов

Требование об оспаривании постановления территориального органа Государственной жилищной инспекции о привлечении к административной ответственности за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами удовлетворено ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.. По делу. Нижегородская область.

Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2009 года.

Решение изготовлено в полном объеме 23 июня 2009 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Степановой Светла при ведении протокола судебного заседания судьей Степановой *.*.,

рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества “Нижегородский водоканал“, г. Н.Новгород, об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области N 515-04-258-09Н от 20.03.2009 г. по делу об административном правонарушении, с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - ОАО “Домоуправляющая компания Нижегородского района“, г. Н.Новгород,

с участием представителей:

от заявителя: Жаровина *.*. - по доверенности N 5 от 11.01.2009 г.;

от административного органа: Селиванов *.*. - по доверенности от 13.04.2009
г. N 515/00-11-664;

от третьего лица: не явились;

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось открытое акционерное общество “Нижегородский водоканал“ (далее - Общество, ОАО “Нижегородский водоканал“) с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) по делу об административном правонарушении N 515-04-258-09Н от 20.03.2009 г. о наложении штрафа в размере 5 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.

К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ОАО “Домоуправляющая компания Нижегородского района“.

В судебном заседании, проводившемся 11.06.2009, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16.06.2009, после чего рассмотрение дела продолжено.

В судебном заседании представитель ОАО “Нижегородский водоканал“ заявленные требования поддержал полностью, указав на отсутствие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.

Представитель Инспекции считает оспариваемое постановление правомерным и соответствующим действующему законодательству по основаниям, изложенным в судебном заседании, просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, отзыва не представило. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в арбитражном суде, не является препятствием для рассмотрения дела по существу. Исходя из чего, дело рассматривается в отсутствие представителя указанной стороны.

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, проверив правильность оформления протокола об административном правонарушении, полномочия лица его составившего, сроки привлечения к
административной ответственности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в целях проверки обращения жителей на предоставление коммунальной услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества, на основании приказа заместителя руководителя Инспекции от 17.02.2009 N 515-04-29-09Н 18 февраля 2009 года было проведено внеплановое мероприятие (проверка) по государственному контролю за соблюдением ОАО “Нижегородский водоканал“ обязательных требований жилищного законодательства при предоставлении жилищно-коммунальных услуг собственникам жилого дома, расположенного по адресу: г. Н.Новгород, ул. Ильинская, 25Б. Данной проверкой установлено нарушение положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003, ГОСТ Р 51617-2000 “Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия“, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.

В ходе проверки выявлено, что в квартире N 17 вышеназванного жилого дома давление холодного водоснабжения в точках водоразбора не соответствует нормативу; в подвале дома N 25Б на вводе в дом давление холодного водоснабжения составляет 0,1 кгс/кв. см, что не соответствует установленным нормативам (пункт 2.26 СНиП 2.04.02-84* “Водоснабжение. Наружные сети и сооружения“).

Нарушения, выявленные проверкой, отражены в Акте проведения внепланового мероприятия по государственному контролю N 515-04-123-09Н от 18.02.2009 г. и Протоколе об административном правонарушении от 20.02.2009 г. N 515-04-42-09Н.

20.03.2009 г. по результатам рассмотрения административного дела заместителем руководителя Инспекции вынесено постановление N 515-04-258-09Н по делу об административном правонарушении, о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, ОАО “Нижегородский водоканал“ обратилось с соответствующей жалобой в арбитражный суд.

В силу пункта 5
статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“ если законами или в установленном ими порядке, в частности, стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Согласно части 1 статьи 27 Закона РФ “О защите прав потребителей“ исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

На основании пунктов 9, 49, 51, 75 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором. Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, исполнитель несет установленную законодательством ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.

В силу пункта 10 Правил при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается
в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.

Согласно пункту 79 Правил исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае: возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение; возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения.

Согласно пункту 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 “Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия“ потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать: безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления.

Согласно пункту 2.26 СНиП 2.04.02-84* “Водоснабжение. Наружные сети и сооружения“, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123, минимальный свободный напор в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли должен приниматься при одноэтажной застройке не менее 10 м, при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4 м. В часы минимального водопотребления напор на каждый этаж, кроме первого, допускается принимать равным 3 м, при этом должна обеспечиваться подача воды в емкости для хранения.

Проведенной инспекцией проверкой установлено и материалами дела подтверждается, что давление холодного водоснабжения в точке водозабора в квартире жилого дома N 25Б по ул. Ильинская г. Н.Новгорода не соответствует нормативу; давление холодного водоснабжения на вводе в дом составляет 0,1 кгс/кв. см.

Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

В
соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Однако как следует из пункта 1 Правил, они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно пункту 3 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Таким образом, ОАО “Нижегородский водоканал“ не может рассматриваться в качестве исполнителя коммунальных услуг в смысле, придаваемом этому понятию Правилами, так как для жителей дома N 25Б по ул. Ильинская г. Нижнего Новгорода исполнителем таких услуг является управляющая организация - ОАО “Домоуправляющая компания Нижегородского района“.

В пункте 3 Правил определено, что ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу
коммунальных ресурсов.

Как видно из материалов дела, 24.10.2006 между заявителем (ресурсоснабжающая организация) и ОАО “ДК Нижегородского района“ (исполнитель) заключен договор N 8100 купли-продажи воды и предоставления услуг по водоотведению, в соответствии с пунктом 1.1 которого исполнитель, действуя от имени и за счет потребителей, приобретает и принимает на границе раздела эксплуатационной ответственности питьевую воду для дальнейшего оказания коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению потребителей (граждан), передачи коммунального ресурса и оказания услуг по водоотведению потребителям (юридическим лицам, предпринимателям).

Соответственно ОАО “Нижегородский водоканал“ является ресурсоснабжающей организацией и в отношении него в сложившейся ситуации положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам применяться не могут.

Однако субъектом административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ может быть, не только исполнитель коммунальной услуги, но и иное лицо, виновно не исполняющее (либо исполняющее ненадлежащим образом) требования нормативно-правовых актов Российской Федерации, если именно эти деяния лица приводят к наступлению такого противоправного результата как нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Между тем, субъект вмененного Обществу административного правонарушения инспекцией не доказан.

Исходя из установленных в ст. 24.1 КоАП РФ задач производства по делам об административных правонарушениях, по каждому делу об административном правонарушении путем доказывания необходимо установить наличие события и состава административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное деяние, и вину этого лица (ст. 26.1 КоАП РФ).

В материалы дела заявителем представлена служебная записка от 27.02.2009 N 9/У-16-1382 техотдела Общества,
из которой следует, что в 1993 году на обслуживание ОАО “Нижегородский водоканал“ были переданы водопроводные линии, идущие на жилые дома N 19, 23, 25, 26 по ул. Ильинская Д=57 мм, общей протяженностью 229 п. м, сети были переданы от ПЖРТ N 1 Нижегородского района. Исполнительных съемок сетей передающая сторона не представила. Водопроводная линия, идущая на жилой дом N 25Б по ул. Ильинская на обслуживание Общества не передавалась.

В акте проверки N 515-04-123-09Н зафиксировано, что при пониженном давлении в доме N 25Б, в доме N 25 по ул. Ильинская давление холодного водоснабжения соответствует нормативному.

Как следует из объяснений Общества от 04.03.2009 (л.д. 22), Нагорный водопроводный участок (НВУ) ОАО “Нижегородский водоканал“ проводил обследование указанных водопроводных сетей, в ходе которого было обнаружено, что при отключении дома N 25 по ул. Ильинская вода в доме N 25Б кв. 17 не пропадает, что также подтверждает отдельную врезку на дом N 25Б. Технических условий на врезку в водопроводную линию и разрешение на подключение дома N 25Б ОАО “Нижегородский водоканал“ собственнику сетей не выдавало.

При этом суд в рамках настоящего дела определил представить ОАО “Домоуправляющая компания Нижегородского района“ технические условия на врезку к дому N 25Б по ул. Ильинская и разрешение на подключение к водопроводным сетям, однако данные документы представлены не были.

Кроме того, в материалах дела имеется акт на нарушение Правил пользования коммунальным водопроводом от 20.03.2009, составленный инженером НВУ ОАО “Нижегородский водоканал“ совместно с представителями ООО “Новый Дом“ и администрации Нижегородского района, из которого следует, что ввод водопровода на жилой дом N 25Б на балансе Общества не числится и является
бесхозным.

Доказательств обратного административным органом суду не представлено.

Принимая во внимание вышеуказанные нормы, суд пришел к выводу о том, что юридически значимые обстоятельства по данному административному делу, свидетельствующие о совершении заявителем вмененного административного правонарушения, не подтверждаются представленными в материалы дела документами.

Оценив доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что административный орган постановлением необоснованно привлек заявителя к административной ответственности, в связи с недоказанностью субъекта административного правонарушения, и, как следствие, - состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

Статья 24.5 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 2 части 1 указанной статьи производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких условиях, суд находит оспариваемое постановление административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности незаконным и в соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Постановление N 515-04-258-09Н от 20.03.2009 о наложении штрафа в размере 5 000 рублей на ОАО “Нижегородский водоканал“ за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области, признать незаконным и отменить.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня принятия и может быть обжаловано в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке.

Судья

*.*. СТЕПАНОВА