Решения районных судов

В удовлетворении заявления о признании незаконным предписания территориального управления Ростехрегулирования о необходимости в установленный срок поверить неповеренные средства измерения, получить сертификаты об утверждении типа средств измерения ограничителей нагрузки кранов и ограничителя предельного груза отказано, так как тот факт, что истец, в нарушение положений Закона РФ “Об обеспечении средств измерений“, выпускает и использует приборы безопасности грузоподъемных машин, не прошедшие испытаний с целью утверждения типа средств измерений и не внесенные в Государственный реестр средств измерений, а следовательно, не поверенные, подтвержден материалами дела.. По делу. Нижегородская область.

Резолютивная часть объявлена 10 февраля 2009 года

Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2009 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Степановой Светла при ведении протокола судебного заседания судьей Степановой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Арзамасский электромеханический завод“ к Приволжскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о признании незаконным Предписания от 17.10.2008 г. N 159М-08/2

при участии представителей сторон:

от заявителя: Галкин *.*. - доверенность N 1 от 01.01.2009 г., Романов *.*. - доверенность N 5 от 27.01.2009 г.

от Ростехрегулирования: Лычагина *.*. - доверенность от 15.12.2008 г. N 245, Шувалов *.*. - доверенность
от 15.12.2008 г. N 242

установил:

В судебном заседании представители Общества заявленные требования поддержали в полном объеме. Доводы заявителя основаны на положениях Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 г. N 1540); ст. 8, 9, 13 Закона РФ N 4871-1 от 27.04.1993 г. “Об обеспечении единства измерений“, ст. 3 Федерального закона N 184-ФЗ “О техническом регулировании“, ст. 197, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированы следующим.

Как указывает заявитель, на него незаконно возлагаются обязанности по проведению дополнительных метрологических испытаний с последующим утверждением типа средств измерений (СИ), получением сертификата Ростехрегулирования об утверждении типа СИ, тем самым создаются препятствия для осуществления предпринимательской деятельности. Представители Общества пояснили, что на основании разрешений на применение N РРС 00-27504, N РРС 00-27505, N РРС 00-27506, N РРС 00-27507, N РРС 00-27508 от 19.12.2007 г., выданных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Общество серийно выпускает приборы безопасности для подъемных сооружений типа ОНК-140, ОНК-160Б, ОНК-160М, ОНК-160С и ОПГ-1. Указанные приборы прошли добровольную сертификацию и имеют сертификаты соответствия Госстандарта N РОСС RU.МР 03.Н00190 и N РОСС RU.МР 03.Н00191 от 19.09.2008.

Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 г. N 1540 предусмотрено, что средства изменений, входящие в комплект технического устройства, предназначенного для применения на опасном производственном объекте, должны иметь сертификаты об утверждении типа средств измерений. Однако, приборы и устройства безопасности, как технические устройства, предназначенные для применения на опасных производственных объектах (подъемных сооружениях) средствами изменений не являются. Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00,
Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков ПБ 10-157097, Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов ПБ 10-257-98, прибором безопасности является техническое устройство электронного типа, устанавливаемое, например, на кране и предназначенное для отключения механизмов в аварийных ситуациях или их предупреждения. Между тем, в соответствии с письмом Ростехнадзора N 12-18/1047 от 25.12.2002 г. приборы и устройства безопасности подъемных сооружений не подлежат обязательной сертификации органами Госстандарта РФ и в соответствии со ст. 13 действовавшего Закона РФ “Об обеспечении единства измерений“ N 4871-1 от 27.04.1993 г. не входят в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора и не относятся к промышленному оборудованию и устройствам обеспечения безопасности труда.

В связи с чем, заявитель просит признать незаконным оспариваемое Предписание Ростехрегулирования.

Представители Ростехрегулирования с доводами заявителя не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на заявление ООО “Арзамасский электромеханический завод“ и в судебном заседании. Пояснили суду, что в ходе проверки в октябре 2008 года (Акт проверки N 159-08 от 15 - 17.10.2008 г.) ООО “Арзамасский электромеханический завод“ на предмет соблюдения последним требований Закона РФ “Об обеспечении единства измерений“ и нормативных документов по обеспечению единства измерений, выявлено, что метрологическое обеспечение на предприятии не соответствует требованиям Закона РФ “Об обеспечении единства измерений“; в сферах распространения ГМКиН применяются неповеренные 3 ед. СИ; выпуск пяти типов СИ, которые применяются в сфере распространения ГМКиН “Обеспечение безопасности труда“, осуществляется без сертификатов об утверждении типа СИ.

В связи с чем, Обществу было выдано Предписание об устранении нарушений метрологических правил и норм от 17.10.2008 г. N 159М-08/2 в котором предписывалось устранить нарушения ГОСТ Р 8.568-97 при аттестации испытательного оборудования,
поверить неповеренные СИ, получить сертификаты об утверждении типа СИ ограничителей нагрузки кранов и ограничителя предельного груза. Административный орган, со ссылкой на положения Закона РФ от 27.04.1993 г. N 4871-1 “Об обеспечении единства измерений“ указывает, что средства измерений подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений, следовательно, требование государственного инспектора в части получения сертификатов об утверждении типа СИ ограничителей нагрузки кранов и ограничителя предельного груза основано на положениях закона. Ошибочными по мнению административного органа являются утверждения заявителя о том, что указанные изделия не являются средствами измерений. Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 и письма ФГУП ВНИИМС от 20.07.2008 г. спорные ограничители грузоподъемности кранов являются средствами измерения.

Кроме того, в представленном паспорте ЛГФИ.408844.009 ПС п. 1.1.1. сказано:...непрерывное (во время работы ограничителя) измерение и контроль температуры масла и охлаждающей жидкости, давления масла в двигателе и трех давлений в гидросистеме ГПМ. В связи с чем, Ростехрегулирование просит требования Общества оставить без удовлетворения.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно
возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 26.10.2006 г. N 283 “Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии“ (далее - Приказ) Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в субъектах Российской Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа, является территориальным органом Ростехрегулирования.

В силу п. 2.2 Приказа, территориальный орган Ростехрегулирования осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

Согласно п. 9.1. Приказа, одной из основных задач территориального органа является государственный надзор в области обеспечения единства измерений.

В соответствии с п. 11.3 Приказа, территориальный орган на территории, установленной в соответствии со схемой размещения, дает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения предписания и принимает мотивированные решения, предусмотренные административным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений.

Пунктом 3 статьи 12 Закона N 4871-1 “Об обеспечении единства измерений“ предусмотрено осуществление государственного метрологического контроля и надзора, в том числе и за применением средств измерений и соблюдением метрологических правил и норм.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании Распоряжения N 4/05-14/428 от 10.10.2008 г., ТЗ N 10-2008 от 05.09.2008 г. с 15 по 17 октября 2008 года должностными лицами Приволжского межрегионального территориального управления в Нижегородской области проведена проверка ООО “Арзамасский электромеханический завод“ на предмет соблюдения им требований законодательства в области метрологии,
стандартизации, единства измерений.

В ходе проверки установлено, что Общество специализируется на разработке, производстве, реализации и эксплуатационном сопровождении систем защиты, приборов и устройств безопасности для подъемных сооружений. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору выданы разрешения от 19.12.2007 г. N РРС 00-27504, N РРС 00-27505, N РРС 00-27506, N РРС 00-27507, N РРС 00-27508 на применение оборудования: ограничитель нагрузки крана ОНК-140, ограничитель нагрузки башенного крана ОНК-160Б, ограничитель нагрузки крана мостового ОНК-160М, ограничитель нагрузки крана стрелового ОНК-160С, ограничитель предельного груза ОПГ-1 и их модификаций.

Из подвергнутых надзору 354 единиц средств измерений, территориальным органом Ростехрегулирования установлено применение неповереных 3-х единиц СИ в сферах распространения ГМКиН “Испытания и контроль качества продукции“: манометр МТИ N 95646, логометр ТGL 19472, “Обеспечение безопасности труда“ (шинный манометр МД-214 - 1 ед.), что является нарушением статьи 15 Закона РФ “Об обеспечении единства измерений“. Кроме того, проверкой установлена деятельность по выпуску пяти типов СИ (ограничители нагрузки кранов ОНК-140, ОНК-160Б, ОНК-160М, ОНК-160С, ограничитель предельного груза ОПГ-1) неутвержденного типа, что является нарушением статьи 14 Закона РФ “Об обеспечении единства измерений“.

Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки N 159М-08. Данный Акт составлен в присутствии представителей ООО “Арзамасский электромеханический завод“: заместителя генерального директора по новой технике, директора по производству, главного технолога, главного механика и главного энергетика.

По факту выявленных нарушений, Обществу выдано Предписание от 17.10.2008 г. N 159М-08/1.

Общество не оспаривает факта использования в своей деятельности технических устройств - манометра МТИ N 95646, логометра ТGL 19472, манометра МД МД-21, а также ограничителей нагрузки кранов ОНК-140, ОНК-160Б, ОНК-160М, ОНК-160С, ограничителя предельного груза ОПГ-1.

Между тем, по мнению Общества, используемые им
технические устройства не являются средствами измерения. В подтверждение своей позиции, заявитель ссылается, в том числе, на экспертное заключение Федерального государственного унитарного предприятия “Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы“ от 22.12.2008 г. об отнесении технических средств к средствам измерений (л.д. 60 - 71), а также на письмо Группы Компаний “Промбезопасность“, г. Москва, адресованное Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (л.д. 38 - 39), в котором указывается, что территориальными органами Ростехрегулирования в принудительном порядке останавливаются работы грузоподъемных кранов с установленными на них приборами безопасности, которые не снабжены сертификатами об утверждении типов средств измерений, заводы-изготовители приборов безопасности предупреждаются о запрете выпуска указанной продукции.

Судом доводы Общества отклоняются в силу следующего.

В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 г. N 4871-1 “Об обеспечении единства измерений“ средство измерения - это техническое устройство, предназначенное для измерения.

Постановлением N 139-ст от 17.05.2000 г. Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии введены в действие для применения в Российской Федерации Рекомендации по межгосударственной стандартизации, принятые Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, РМГ29-99 “Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения“ взамен ГОСТ 16263-70 непосредственно в качестве Рекомендаций по метрологии Российской Федерации согласно п. 6.2 которых средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и (или) хранящее единицу физической величины размер которой принимают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени.

В соответствии с положениями статьи 14 Закона РФ N 4871-1 “Об обеспечении единства измерений“ в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора средства измерений подвергаются обязательным испытаниям с
последующим утверждением типа средств измерений.

Решение об утверждении типа средств измерений принимается Госстандартом России и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений. Срок действия этого сертификата устанавливается при его выдаче Госстандартом России.

Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет Госстандарт России.

Испытания средств измерений для целей утверждения их типа проводятся государственными научными метрологическими центрами Госстандарта России, аккредитованными им в качестве государственных центров испытаний средств измерений.

На средство измерений утвержденного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа средств измерений установленной формы.

В силу п. 1 ст. 15 Закона средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Допускаются продажа и выдача напрокат только поверенных средств измерений.

Перечни групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются Госстандартом России.

В соответствии с п. 4 названной нормы Закона РФ N 4871-1, юридические и физические лица, выпускающие средства измерения из производства или ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку.

Поверка средств измерений представляет собой совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

Порядок представления средств измерений на поверку устанавливается Госстандартом России и в настоящее время действует Порядок проведения поверки средств измерений, утвержденный Приказом Госстандарта Российской Федерации от 18.07.1994 г. N 125. Согласно п. 1.7. данного Порядка, результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерения к применению или признание средства измерения непригодным
к применению.

Если средство измерения по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него или техническую документацию наносится поверительное клеймо или выдается “Свидетельство о поверке“.

Как следует из материалов дела, заявитель серийно выпускает приборы безопасности для подъемных сооружений типа ОНК-140, ОНК-160Б, ОНК-160С (ОНК - ограничители нагрузки кранов), ОПГ-1. Тип указанных приборов безопасности, как средств измерений не утвержден.

Между тем, в материалы дела представлено письмо Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03.12.2008 г. N ВК-101-32/6844, в соответствии с которым приборы безопасности грузоподъемных машин являются средствами измерений, так как предназначены для измерения таких параметров, как скорость ветра, высота подъема оголовка стрелы, угол наклона стрелы относительно горизонта, азимут (угол поворота платформы крана), температура масла и охлаждающей жидкости и т.п.

Кроме того, согласно паспорту на ограничитель нагрузки крана ОНК-140 (паспорт ЛГФИ.408844.009ПС) среди основных параметров данного прибора указаны: диапазон изменения давления масла в двигателе, диапазон изменения давлений в гидросистеме, диапазон изменения угла азимута, диапазон изменения температур (л.д. 29).

Экспертное заключение Федерального государственного унитарного предприятия “Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы“ от 22.12.2008 г. об отнесении технических средств к средствам измерений, не может расцениваться как единственно верное обоснование невозможности считать вышепоименованные технические устройства средствами измерений.

Исходя из смысла статьи 14 Закона РФ N 4871-1, средства измерений, тип которых не утвержден и которые, соответственно, не внесены в Государственный реестр средств измерений, не подлежат использованию и эксплуатации.

При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что ООО “Арзамасский электромеханический завод“ в нарушение положений Закона РФ N 4871-1 “Об обеспечении средств измерений“ выпускает и использует приборы безопасности грузоподъемных машин, не прошедшие испытаний с целью утверждения
типа средств измерений, не внесенные в Государственный реестр средств измерений, соответственно, не поверенные.

Права и законные интересы Общества, в сфере осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, оспариваемым Предписанием не нарушаются. В связи с чем, требования Общества о признании незаконным и отмене Предписания от 17.10.2008 г. N 159М-08/2, удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Решение вступает в законную силу по истечении 1 месяца с даты принятия и может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации.

Судья

*.*. СТЕПАНОВА