Требование об отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами удовлетворено, ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.. По делу. Нижегородская область.
Резолютивная часть решения объявлена 30 декабря 2008 годаТекст решения в полном объеме изготовлен 30 декабря 2008 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Мустафаева Гаджи
при ведении протокола судебного заседания судьей Мустафаевым *.*.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению Открытого акционерного общества “Нижегородский водоканал“
заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Жаровина *.*., доверенность N 5 от 09.01.2008;
от Государственной жилищной инспекции: Селиванов *.*., доверенность N 515/00-11-587 от 27.03.2008;
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Открытого акционерного общества “Нижегородский водоканал“, г. Нижний Новгород, (далее - общество, заявитель) об отмене постановления N 515-04-1725-08Н от 07.11.2008, вынесенного Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее - административный орган, инспекция) по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5.000 рублей.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявление, указав, что обществом не было допущено нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в связи с проведением ремонта на водопроводе, поскольку допустимая продолжительность перерывов или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, установленная Приложением N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, распространяется только на изменение размера платы за коммунальные услуги.
Представитель Государственной жилищной инспекции Нижегородской области требование заявителя отклонил, поскольку считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в отношении заявителя, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности и заслушав доводы представителей сторон, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов проверки соблюдения законодательства при обеспечении населения коммунальными услугами, прокуратурой Нижегородского района г. Нижнего Новгорода выявлено отсутствие с 09 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. 20.09.2008 (8 часов) холодного водоснабжения (далее - ХВС) в жилых домах: N 3/3 - 9/3 по ул. Фруктовая и домах 2/3, 3/2, 3/3 по ул. Усилова г. Нижнего Новгорода, в связи с ремонтом запорной арматуры на трубопроводе (нарушены требования пункта 4 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам).
По факту выявленных нарушений прокурором Нижегородского района г. Нижнего Новгорода 22.10.2008 вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании постановления прокуратуры дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение Государственной жилищной инспекции Нижегородской области по подведомственности.
Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместителем руководителя инспекции 07.11.2008 вынесено постановление N 515-04-1725-08Н о привлечении общества к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5.000 рублей.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 4 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей“ (далее - закон) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке, в частности, стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно части 1 статьи 27 Закона исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).
Статьей 38 Закона правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
На основании пунктов 9, 49, 51, 75 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором. Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, исполнитель несет установленную законодательством ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 10 Правил при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном Правилами порядке.
Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Однако, как следует из пункта 1 Правил, они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 3 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, ОАО “Нижегородский водоканал“ не может рассматриваться в качестве исполнителя коммунальных услуг в смысле, придаваемом этому понятию Правилами, исполнителем таких услуг является управляющая организация - ОАО “Домоуправляющая компания Нижегородского района“.
В пункте 3 Правил определено, что ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Между заявителем (ресурсоснабжающая организация) и ОАО “ДК Нижегородского района“ (исполнитель) заключен договор купли-продажи воды и предоставления услуг по водоотведению, в соответствии с которым исполнитель, действуя от имени и за счет потребителей, приобретает и принимает на границе раздела эксплуатационной ответственности питьевую воду для дальнейшего оказания коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению потребителей (граждан).
Соответственно ОАО “Нижегородский водоканал“ является ресурсоснабжающей организацией и в отношении него в сложившейся ситуации положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам применяться не могут.
Согласно пункту 1 Приложения N 1 Правилам, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды устанавливается в размере 8 часов (суммарно) в течение месяца, 4 часов единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часов, оно устанавливает условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Следовательно, сами по себе сроки возможного отключения коммунальных услуг названным приложением к Правилам не устанавливаются.
Согласно акту о перекрытии и выписке из журнала заявок, в жилых домах: N 3/3 - 9/3 по ул. Фруктовая и домах 2/3, 3/2, 3/3 по ул. Усилова г. Нижнего Новгорода, в связи с ремонтом запорной арматуры на трубопроводе было отключено 20.09.2008 Нагорным водопроводным участком Открытого акционерного общества “Нижегородский водоканал“ в связи с ремонтом запорной арматуры на водопроводе.
Порядок и сроки ликвидации аварийных ситуаций или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях холодного водоснабжения регулируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, а также СНиП 2.04.02-84 “Водоснабжение. Наружные сети и сооружения“, утвержденными постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123.
Приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, являющиеся в силу прямого указания предисловия к указанным Правилам обязательными для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 2.10.23 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации ликвидация аварий должна быть осуществлена в сроки, установленные СНиП (строительные нормы и правила) 2.04.02-84 “Водоснабжение. Наружные сети и сооружения“.
В соответствии с пунктом 8.4 (таблица 34) раздела 8 СНиП 2.04.02-84 “Водоснабжение. Наружные сети и сооружения“, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123, расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения 1 категории с диаметром труб до 400 мм при глубине заложения труб менее 2 м составляет 8 часов (более 2 м - 12 часов).
При этом, согласно примечанию 3 к таблице 34 при необходимости дезинфекции трубопроводов после ликвидации аварии указанное в таблице время следует увеличить на 12 часов.
Требование об обязательной дезинфекции восстановленного участка трубопровода определено в пунктах 2.10.30, 2.11.19 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации.
Поскольку диаметр ремонтируемого Открытым акционерным обществом “Нижегородский водоканал“ водопровода составляет менее 400 мм, а глубина его заложения не определена, в расчет должно приниматься наименьшее значение времени ликвидации аварии (8 часов).
Таким образом, расчетное время ликвидации аварии, установленное нормами действующего законодательства, в рассматриваемом случае составит 20 часов (8 часов на ликвидацию аварии и 12 часов на дезинфекцию трубопровода).
В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы, суд пришел к выводу о том, что юридически значимые обстоятельства по данному административному делу, свидетельствующие о совершении заявителем административного правонарушения, не подтверждаются представленными в материалы дела документами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценив доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что административный орган оспариваемым постановлением необоснованно привлек заявителя к административной ответственности в связи с недоказанностью объективной стороны и отсутствием вины общества в совершении вмененного административного правонарушения, и, как следствие, - состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 2 части 1 указанной статьи производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких условиях, суд находит постановление административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности незаконным и в соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Открытого акционерного общества “Нижегородский водоканал“ удовлетворить.
Постановление N 515-04-1725-08Н от 07.11.2008, вынесенное Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области по делу об административном правонарушении о привлечении Открытого акционерного общества “Нижегородский водоканал“, г. Нижний Новгород, к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья
*.*. МУСТАФАЕВ