Решения районных судов

Об отказе в удовлетворении завления о признании недействующей части 3 статьи 16 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 N 133-З “О мерах социальной поддержки ветеранов“.. Решение от 26 декабря 2008 года № 3-234/08. Нижегородская область.

26 декабря 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

в составе председательствующего Кручинина *.*.

с участием заявителя Г., заместителя начальника отдела прокуратуры Нижегородской области Королевой *.*., представителя Законодательного Собрания Нижегородской области Трошиной *.*. (по доверенности), представителя Правительства Нижегородской области Рыбарчук *.*. (по доверенности), представителя департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области Рабеже *.*. (по доверенности)

при секретаре судебного заседания Чубшевой *.*.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании противоречащей федеральному законодательству и не действующей с 01 января 2005 года части 3 статьи 16 Закона Нижегородской области от 29 ноября 2004 г. N 133-З “О мерах
социальной поддержки ветеранов“,

установила:

Определением судьи Нижегородского областного суда от 14 декабря 2008 года в принятии заявления Г. в части признания части 2 статьи 16 Закона Нижегородской области от 29 ноября 2004 г. N 133-З “О мерах социальной поддержки ветеранов“ противоречащей федеральному законодательству, дискриминационной к ветеранам труда, получающим пенсию согласно Закону РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“, и недействующей с 01 января 2005 года отказано на основании части 8 статьи 251 ГПК РФ.

К производству принято заявление Г. в части признания противоречащей федеральному законодательству, не действующей с 01 января 2005 года части 3 статьи 16 Закона Нижегородской области от 29 ноября 2004 г. N 133-З “О мерах социальной поддержки ветеранов“ (в заявлении Г. ошибочно указано “п. 3“, а не часть 3 статьи 16 Закона Нижегородской области).

В заявлении Г. указал, что с 28 февраля 1995 года является пенсионером Министерства обороны РФ, военную службу проходил в авиации с 15 августа 1967 года по 28 февраля 1995 года. Согласно постановлению Губернатора Нижегородской области от 03 июля 1998 года является ветераном труда; на основании удостоверения, выданного 08 октября 1997 года, также является ветераном военной службы.

С 22 октября 2004 г., при достижении возраста 55 лет, льготы согласно пункту 4 статьи 22 или пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ “О ветеранах“ ему не предоставлялись. Так как в
соответствии с частью 3 статьи 16 Закона Нижегородской области от 29 ноября 2004 г. N 133-З “О мерах социальной поддержки ветеранов“ право на льготы возникает при достижении мужчинами 60-летнего возраста, в предоставлении льгот, установленных Законом Нижегородской области, ему было отказано.

Указал в заявлении о том, что часть 3 статьи 16 Закона Нижегородской области противоречит статьям 7, 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, так как в Закон Нижегородской области введено понятие “общеустановленный возраст“, под которым в Законе Нижегородской области предполагается достижение 60-летнего возраста для мужчин, однако такого понятия в Федеральном законе “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ не содержится. Полагает, что часть 3 статьи 16 Закона Нижегородской области составлена с учетом положений статьи 10 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации“, согласно которой пенсия на общих основаниях устанавливается мужчинам по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, однако данный Закон утратил силу и не подлежал применению.

Также указывает, что часть 3 статьи 16 Закона Нижегородской области от 29 ноября 2004 г. N 133-З “О мерах социальной поддержки ветеранов“ не соответствует требованиям статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации“, так как ухудшаются условия предоставления льгот по сравнению с ранее действующими положениями.

Кроме того, указал, что часть 3 статьи 16 Закона Нижегородской области от 29 ноября 2004 г. N 133-З “О мерах социальной поддержки ветеранов“ противоречит части 1 этой же статьи, так как часть 1 статьи 16 Закона не устанавливает исключений относительно предоставления льгот военным пенсионерам.

Судом в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечено Законодательное Собрание Нижегородской области и департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области.

В судебном заседании Г. поддержал заявленные требования по указанным в заявлении основаниям. Сообщил суду, что является бывшим военнослужащим, получает пенсию, которая назначена ему досрочно до достижения 60 лет, так как служил в авиации. Однако льготы, установленные статьей 16 Закона Нижегородской области от 29 ноября 2004 г. N 133-З “О мерах социальной поддержки ветеранов“, ему не предоставляются, так как в соответствии с частью 3 указанной нормы права такие льготы предоставляются лицам, приравненным к ветеранам труда, только при достижении мужчинами 60-летнего возраста.

Считал, что в настоящее время действует Федеральный закон от 17.12.2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, согласно которому в определенных случаях пенсия по старости назначается и до достижения мужчинами возраста 60 лет, что следует из статей 7, 27, 28 данного Федерального закона.

Так как ранее действующий Закон РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации“, на который имелась ссылка в прежней редакции Федерального закона “О ветеранах“ в статьях 22 и 23 Закона, и которым определялось предоставление льгот при достижении возраста, дающего право на
пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“, отменен, а вместо него действует Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, то и ограничений по возрасту быть не должно.

Понятие “общеустановленный возраст“, примененное в части 3 статьи 16 Закона Нижегородской области от 29 ноября 2004 г. N 133-З “О мерах социальной поддержки ветеранов“, не отражает действительного состояния дел, так как возраст 60 лет не свойственен для мужчин Российской Федерации в связи с тем, что средняя продолжительность жизни мужчин в Российской Федерации составляет 56 - 57 лет.

Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области Трошина *.*. заявление Г. не признала, указала, что в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона “О ветеранах“, в редакции Федерального закона от 08.08.2001 N 124-ФЗ, действовавшей до 01 января 2005 года, ветераны военной службы приобретали право на льготы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, т.е. с 55 лет женщины и с 60 лет - мужчины. С 01 января 2005 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 23 Федерального закона “О ветеранах“, устанавливавшая меры социальной защиты ветеранов военной службы, утратила силу.

С 01 января 2005 года согласно статье 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ “О ветеранах“ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В этой связи частью 3 статьи 16 Закона области, вступившего в силу с 01.01.2005
года, было установлено, что лица, приравненные к ветеранам труда (к которым относятся и ветераны военной службы), приобретают право на меры социальной поддержки по достижении общеустановленного возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет.

Из вышеизложенного, как полагает представитель Законодательного Собрания Нижегородской области, усматривается, что Законом Нижегородской области сохранено условие о возрасте (55 и 60 лет, соответственно женщины и мужчины), по достижении которого ветераны военной службы имеют право на установленные меры социальной поддержки. Условия предоставления мер социальной поддержки ветеранам военной службы по сравнению с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ “О ветеранах“ не ухудшены.

Кроме того, представитель Законодательного Собрания Нижегородской области указала, что в соответствии с пунктом 24 статьи 26.3 Федерального закона 06 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать условия и порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, что подтверждается также Определением Конституционного Суда РФ от 24 января 2008 г. N 3-0-0.

Также представитель Законодательного Собрания Нижегородской области Трошина *.*. пояснила, что считает ошибочной ссылку в заявлении на федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ и Закон Российской Федерации от 02 февраля 1993 года N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и
их семей“, поскольку указанные законы регулируют вопросы пенсионного обеспечения и не регулируют вопросы предоставления мер социальной поддержки ветеранов. Доводы заявителя в части уменьшения финансирования мер социальной поддержки, предоставляемых Законом области ветеранам военной службы по сравнению с Федеральным законом “О ветеранах“, представитель Трошина *.*. считает несостоятельными, так как заявитель Г. указанными мерами социальной поддержки, ранее установленными Федеральным законом “О ветеранах“, не пользовался, поэтому права его нарушены быть не могут, в части финансирования Закон Нижегородской области не оспаривается

Представитель Правительства Нижегородской области Рыбарчук *.*. заявление Г. не признала, указала в суде первой инстанции о том, что в соответствии с пунктом “ж“ статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в статью 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ были внесены изменения, в
соответствии с которыми меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В связи с названными изменениями был принят Закон Нижегородской области от 29.11.2004 г. N 133-З “О мерах социальной поддержки ветеранов“, регулирующий правоотношения по социальной поддержке ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, исполнение которого финансируется из средств областного бюджета.

Условия предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и приравненным к ним лицам определяются статьей 16 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 г. N 133-З, в соответствии с частью 3 которой лица, приравненные к ветеранам труда, приобретают право на меры социальной поддержки по достижении общеустановленного возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ (55 и 60 лет соответственно женщины и мужчины). На основании статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Таким образом, по мнению представителя Правительства Нижегородской области, законодатель Нижегородской области принял меры по социальной защите ветеранов, финансируемые из областного бюджета, поскольку такие вопросы подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения,
осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Представитель департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области Рабеже *.*. в суде первой инстанции заявление Г. не признал, поддержал доводы представителя Законодательного Собрания Нижегородской области и Правительства Нижегородской области. Указал о том, что в соответствии с федеральным законодательством социальная поддержка ветеранов труда является полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляемым органами власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) определялось, что льготы лицам, имеющим звание “Ветеран труда“, предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ независимо от прекращения ими трудовой деятельности. При этом пунктом 4 указанной статьи определялось, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 статьи 22 Федерального закона “О ветеранах“, либо получающих пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии со статьей 22 Федерального закона “О ветеранах“ предоставлялось при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“, если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное. Следовательно, как указал представитель департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области Рабеже *.*., на заявителя льготы, перечисленные в статье 22 Федерального закона “О ветеранах“, как пенсионера Министерства обороны РФ, не достигшего 60 лет, не распространялись. Ветераны военной службы по состоянию на 31 декабря 2004 года положениями Федерального закона “О ветеранах“ были приравнены к
ветеранам труда.

Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон “О ветеранах“, в соответствии с которым меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22). Статьи 5 и 7 Федерального закона “О ветеранах“ в новой редакции определили категории лиц - ветеранов военной службы и ветеранов труда, - для которых установлены правовые гарантии социальной поддержки.

Во исполнение Федерального закона “О ветеранах“ в Нижегородской области был принят Закон Нижегородской области от 29.11.2004 г. N 133-З “О мерах социальной поддержки ветеранов“, который устанавливает меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, а также дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Нижегородской области, направленные на повышение их качества жизни и социального статуса, за счет средств областного бюджета.

Представитель департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области Рабеже *.*. считал, что часть 3 статьи 16 Закона Нижегородской области от 29 ноября 2004 г. N 133-З “О мерах социальной поддержки ветеранов“ не противоречит федеральному законодательству, в требовании о признании ее недействующей должно быть отказано.

Заместитель начальника отдела прокуратуры Нижегородской области Королева *.*. в заключении указала, что оснований для признания недействующей части 3 статьи 16 Закона Нижегородской области от 29 ноября 2004 г. N 133-З “О мерах социальной поддержки ветеранов“ не имеется. В соответствии с пунктом “ж“ статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому субъект Российской Федерации вправе был регулировать данные правоотношения. Законом Нижегородской области от 29.11.2004 г. N 133-З “О мерах социальной поддержки ветеранов“ устанавливаются меры социальной поддержки отдельным категориям ветеранов Нижегородской области, направленные на улучшение качества их жизни и социального статуса. Все это делается за счет средств бюджета Нижегородской области. Статьей 22 Федерального закона “О ветеранах“ установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Заявителем оспаривается положение части 3 статьи 16 Закона Нижегородской области “О мерах социальной поддержки ветеранов“ в части установления возраста, с которого ветеран может получать льготы. Ранее действующим законодательством, а именно пунктом 4 статьи 22 Федерального закона “О ветеранах“ предусматривалось, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“, если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное. То есть возраст, с которого предоставлялись льготы, также для мужчин составлял 60 лет. В статье 7 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ тоже установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. То, что в данном Федеральном законе нет указаний на общеустановленный возраст, для применения части 3 статьи 16 Закона Нижегородской области “О мерах социальной поддержки ветеранов“ значения не имеет. В данном случае в соответствии с требованиями Конституции РФ и федерального законодательства субъект Российской Федерации сам установил льготы для определенных категорий граждан, установив порядок и условия их получения. Такие законы приняты во многих субъектах Российской Федерации и Верховным Судом РФ уже проверялась законность аналогичных положений законов.

Кроме того, по мнению прокурора, законодатель, определяя основания предоставления льгот определенным категориям ветеранов, принял во внимание и принцип социальной справедливости, а именно то, что отдельные категории пенсионеров, например, врачи и учителя, получают пенсию в значительно меньшем размере, чем бывшие военнослужащие.

С учетом изложенного заместитель начальника отдела прокуратуры Нижегородской области Королева *.*. просила в заявлении Г. отказать.

Рассмотрев требования и доводы заявления, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Закон Нижегородской области от 29 ноября 2004 г. N 133-З “О мерах социальной поддержки ветеранов“ вступил в силу с 01.01.2005 года (статья 18 Закона). В часть 3 статьи 16 данного Закона изменения и дополнения не вносились.

Согласно части 1 статьи 16 Закона Нижегородской области “О мерах социальной поддержки ветеранов“ ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с федеральными законами от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ и от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

ежемесячная денежная выплата в размере 300 рублей ;

ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов платы за жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья с учетом членов семей указанных лиц, находящихся на их иждивении и совместно с ними проживающих ;

ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов платы за предоставляемые коммунальные услуги, кроме платы за электроснабжение и платы за твердое топливо (при наличии печного отопления), в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг; оплата 50 процентов размера платы за электроснабжение в пределах установленных нормативов потребления; ежеквартальная денежная компенсация расходов на приобретение твердого топлива в размере 380 рублей (при наличии печного отопления) ;

обеспечение, с учетом среднедушевого дохода семьи ветерана, льготными путевками в социальные реабилитационные учреждения министерства труда и социальной защиты Нижегородской области в порядке, определяемом Правительством Нижегородской области.

Размер ежемесячной денежной выплаты и размер ежеквартальной денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива, установленные пунктами 1 и 3 настоящей части, подлежат ежегодной индексации исходя из уровня инфляции в порядке, определяемом Правительством Нижегородской области.

На основании части 3 статьи 16 данного Закона Нижегородской области лица, приравненные к ветеранам труда, приобретают право на меры социальной поддержки, установленные частью 1 настоящей статьи, по достижении общеустановленного возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ (55 и 60 лет соответственно женщины и мужчины).

Согласно части 3 статьи 3 Закона Нижегородской области лицами, приравненными к ветеранам труда, являются ветераны военной службы.

Судебная коллегия не находит оснований для признания части 3 статьи 16 Закона Нижегородской от 29 ноября 2004 г. N 133-З “О мерах социальной поддержки ветеранов“ недействующей с 01 января 2005 года, как противоречащей федеральному законодательству, по следующим основаниям.

Из преамбулы Закона Нижегородской области “О мерах социальной поддержки ветеранов“ следует, что данный Закон устанавливает меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, а также устанавливает дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Нижегородской области, направленные на повышение их качества жизни и социального статуса, за счет средств областного бюджета.

На основании пункта “ж“ пункта 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ с 01 января 2005 года разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по финансированию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством.

В Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ “О ветеранах“ были внесены изменения. Согласно статье 22 данного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На основании части 2 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 26.2 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Во исполнение федеральных законодательных актов Российской Федерации Законодательное Собрание Нижегородской области приняло Закон Нижегородской области от 29.11.2004 г. N 133-З “О мерах социальной поддержки ветеранов“.

Согласно части 1 статьи 6 Закона Нижегородской области “О мерах социальной поддержки ветеранов“ расходы на реализацию мер социальной поддержки, установленные настоящим Законом, производятся за счет средств областного бюджета в порядке, определяемом Правительством Нижегородской области.

Таким образом, Закон Нижегородской области “О мерах социальной поддержки ветеранов“ принят субъектом Российской Федерации в соответствии с предоставленными Конституцией РФ и указанными выше федеральными законами полномочиями и устанавливает дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Нижегородской области, направленные на повышение их качества жизни и социального статуса. Финансирование данных мероприятий предусмотрено за счет денежных средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть Нижегородской области.

Поскольку статьей 22 Федерального закона “О ветеранах“ не определено, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определены категории ветеранов труда и приравненных к ним лиц (в том числе по возрасту), на которые эти меры должны распространяться, субъект Российской Федерации, а именно Нижегородская область, был вправе самостоятельно урегулировать данный вопрос, приняв соответствующий закон.

Таким образом, часть 3 статьи 16 Закона Нижегородской области “О мерах социальной поддержки ветеранов“, которой предусмотрено, что лица, приравненные к ветеранам труда, приобретают право на меры социальной поддержки, установленные частью 1 настоящей статьи, по достижении общеустановленного возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ (55 и 60 лет соответственно женщины и мужчины), не противоречит федеральному законодательству.

Нельзя согласиться с доводами Г. о том, что оспариваемое положение Закона Нижегородской области нарушает его социальные права. Положения части 3 статьи 16 Закона Нижегородской области “О мерах социальной поддержки ветеранов“, закрепляя условия предоставления лицам, приравненным к ветеранам труда, прав и льгот, обеспечивают тем самым повышение их социальной защищенности и, следовательно, сами по себе не могут рассматриваться как ущемляющие какие-либо конституционные права и свободы граждан, включая получателей пенсии за выслугу лет по Закону РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“.

Статьей 23 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“ в редакции, действующей до внесения в него изменений Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, было установлено, что право на льготы, установленные для ветеранов труда, ветераны военной службы приобретают по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“.

Статьей 22 Федерального закона от “О ветеранах“ (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 г.) определялось, что льготы лицам, имеющим звание “Ветеран труда“, предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ независимо от прекращения ими трудовой деятельности. При этом пунктом 4 указанной статьи определялось, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“, если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.

Следовательно, на Г., как военного пенсионера, не достигшего 60 лет, право на получение льгот, перечисленных в статье 22 Федерального закона “О ветеранах“, ранее не распространялось. Нарушения его прав в связи с принятием части 3 статьи 16 Закона Нижегородской области “О мерах социальной поддержки ветеранов“ не имеется.

Доводы Г. о том, что положения части 3 статьи 16 Закона Нижегородской области “О мерах социальной поддержки ветеранов“ противоречат положениям части 1 этой же статьи Закона, так как часть 1 статьи не содержит указаний на необходимость достижения пенсионером определенного возраста, не может послужить основанием для признания части 3 статьи 16 Закона Нижегородской области “О мерах социальной поддержки ветеранов“ недействующей. Суд в соответствии с требованиями статьи 253 ГПК РФ проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие его федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Частью 3 статьи 16 Закона Нижегородской области установлены особенности приобретения прав на меры социальной поддержки, установленные частью 1 статьи 16 Закона, лицами, приравненными к ветеранам труда. Как установлено судебной коллегией и указано в данном решении, часть 3 статьи 16 Закона Нижегородской области “О мерах социальной поддержки ветеранов“ федеральному законодательству не противоречит.

На основании части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым в удовлетворении заявления Г. отказать.

Руководствуясь статьями 194, 198, 253 ГПК РФ, судебная коллегия

решила:

в удовлетворении заявления Г. о признании противоречащей федеральному законодательству и не действующей с 01 января 2005 года части 3 статьи 16 Закона Нижегородской области от 29 ноября 2004 г. N 133-З “О мерах социальной поддержки ветеранов“ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий

*.*. КРУЧИНИН