Решения районных судов

В удовлетворении требования о признании незаконным решения лицензирующего органа об отказе в выдаче приложения к лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в новых аптечных пунктах отказано, так как факт отсутствия у истца высшего фармацевтического образования и сертификата специалиста, наличие которых согласно постановлению Правительства РФ “Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности“ является обязательным, подтвержден материалами дела.. По делу. Нижегородская область.

Резолютивная часть оглашена 10 октября 2008 года

Полный текст решения изготовлен 17 октября 2008 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Степановой Светла

при ведении протокола судебного заседания судьей Степановой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Шабалина Оле к Лицензионной палате Нижегородской области, Министерству здравоохранения Нижегородской области о признании незаконным решения Лицензионной палаты Нижегородской области в выдаче приложения к лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в новых аптечных пунктах,

при участии представителей сторон:

от заявителя: Жуков *.*. - доверенность от 20.05.2008 г. N 1;

от Лицензионной палаты НО: Артемьева *.*. - доверенность от 11.06.2008 г.; Логинова *.*. - доверенность от 08.09.2008 г.

от Министерства
здравоохранения НО: Ульянова *.*. - доверенность от 19.08.2008 г.

установил:

Постановлением Правительства Нижегородской области от 20.06.2008 г. N 244 внесены изменения в Перечень органов исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющих лицензирование на территории Нижегородской области, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 03.09.2007 г. N 319. Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 20.06.2008 г. N 245 внесены изменения в Положение о министерстве здравоохранения Нижегородской области (утв. постановлением Правительства НО от 23.11.2007 г. N 435): Положение дополнено п. 3.16, согласно которому, Министерство здравоохранения осуществляет лицензирование фармацевтической деятельности.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Определением арбитражного суда по настоящему делу от 28.07.2008 г., в качестве второго ответчика (заинтересованного лица) привлечено Министерство здравоохранения Нижегородской области.

В судебном заседании представитель ИП Шабалина *.*. - Жуков *.*. заявленные требования поддержал в полном объеме, в обоснование пояснил следующее.

В июне 2008 года Шабалин *.*., имеющий лицензию на осуществление фармацевтической деятельности N 99-02-006825 от 15.09.2005 г. обратился в Лицензионную палату Нижегородской области с заявлением о выдаче приложений к лицензии.

Заявление подано в связи с намерением предпринимателя помимо аптеки, указанной в приложении N 1 серия ФС-2 N 018667, осуществлять фармацевтическую деятельность еще по адресам: Нижегородская область, г. Балахна, ул. Кирова, д. 16 помещение П-1 и г. Балахна, пр. Дзержинского, д. 44 помещение П-1. К заявлению в Лицензионную палату Нижегородской области предпринимателем представлены документы, подтверждающие право Шабалина *.*. на помещения, соответствие помещений санитарно-эпидемиологическим требованиям и документы, подтверждающие образование и квалификацию работников.

Уведомлением N 513/06-05/3020 от 20.06.2008 г. Шабалин *.*. был уведомлен, что Приказом Лицензионной палаты Нижегородской области от 19.06.2008 г. N 1512
отказано в предоставлении приложений к лицензии на осуществление фармацевтической деятельности по указанным адресам по причине нарушения п. “ж“ п. 4 и п. “в“ Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 г. N 416, а именно - не представлены копии документов, подтверждающих наличие у индивидуального предпринимателя высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста.

Заявитель считает данный отказ не соответствующим положениям действующего законодательства, в частности ч. 3 ст. 49 ГК РФ, ст. 2, 7, 9 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ. По мнению предпринимателя Шабалина *.*., отказ лицензирующего органа выдать приложения к вышеназванной лицензии нарушает гарантированное Законом право осуществлять предпринимательскую деятельность, на осуществление которой выдана лицензия, на всей территории Российской Федерации, не ограничиваясь каким-либо одним местом.

Предприниматель также указывает, что при принятии решения об отказе в выдаче приложений к лицензии, Лицензионная палата руководствовалась п. 4, 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 г. N 416. Между тем, по мнению Шабалина *.*. указанные пункты Положения не применимы к спорным правоотношениям, т.к. на момент принятия решения об отказе в выдаче приложений к лицензии он уже являлся лицензиатом, следовательно, Лицензионная палата не вправе была требовать у заявителя документы, подтверждающие наличие фармацевтического образования и сертификат специалиста. На момент выдачи лицензии N 99-02-006825 от 15.09.2005 г. действовало Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденное постановлением Правительства от 01.07.2002 г. N 489, требования которого были предпринимателем соблюдены.

В связи с чем, Шабалин *.*. просит суд признать незаконным вышеназванное решение Лицензионной палаты Нижегородской области и обязать уполномоченный орган
государственной власти устранить допущенные нарушения путем выдачи соответствующих приложений к действующей лицензии.

Представитель Лицензионной палаты Нижегородской области с доводами заявителя не согласилась по основаниям, подробно изложенным в отзыве и дополнениях к нему. По мнению ответчика, отказ в предоставлении приложений к лицензии является обоснованным и не нарушает прав заявителя. Как указала представитель Лицензионной палаты НО, нарушение лицензионных требований и условий, коим является отсутствие у Шабалина *.*. документов, подтверждающих наличие у него высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, является законным основанием к отказу в выдаче соответствующих приложений к действующей лицензии.

В связи с чем, просит суд отказать Шабалину *.*. в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Министерства здравоохранения Нижегородской области поддержала позицию Лицензионной палаты.

В порядке, предусмотренном положениями ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в судебном заседании объявлялся перерыв до 17.10.2008 г., после чего рассмотрение дела продолжено.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из представленных в материалах дела документов, заявителю -
Шабалину Оле 15 сентября 2005 года предоставлена лицензия N 99-02-006825 на осуществление фармацевтической деятельности. Адрес места осуществления названного вида деятельности указан в приложении, являющемся неотъемлемой частью лицензии. В приложении к лицензии, выданной Шабалину *.*., указан адрес аптечного пункта, где осуществляется розничная торговля лекарственными средствами: Нижегородская область, Балахнинский район, пос. Гидроторф, ул. Юбилейная, д. 5.

В целях осуществления фармацевтической деятельности в новых аптечных пунктах, расположенных по адресам: Нижегородская область, г. Балахна, ул. Кирова д. 16, помещение 1 и г. Балахна, пр. Дзержинского д. 44, помещение 1, предприниматель в июне 2008 года обратился в Лицензионную палату Нижегородской области с заявлением о выдаче приложений к лицензии.

Между тем, Уведомлением 20.06.2008 г. исх. N 513/06-05/3020 Лицензионная палата НО сообщила Шабалину *.*. в предоставлении приложений к лицензии. Отказ мотивирован несоответствием лицензиата лицензионным требованиям и условиям, предусмотренным п. “ж“ п. 4 и п. “в“ п. 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 г. N 416, а именно: не представлены копии документов, подтверждающих наличие у индивидуального предпринимателя высшего или среднего фармацевтического образования (для осуществления деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) и сертификата специалиста.

Названный отказ содержится в Приказе Лицензионной палаты Нижегородской области от 19.06.2008 г. N 1512.

Посчитав отказ лицензирующего органа в предоставлении приложений к лицензии незаконным, Шабалин *.*. обратился в настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ N 128-ФЗ от 08.08.2001 г. “О лицензировании отдельных видов деятельности“ и ст. 34 Федерального закона N 86-ФЗ от 22.06.98 г. “О лекарственных средствах“ (с изм., внесенными Федеральным законом от
18.12.2006 г. N 231-ФЗ) фармацевтическая деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Статьей 4 Федерального закона N 86-ФЗ от 22.06.98 определено, что фармацевтической является деятельность, осуществляемая предприятиями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.

В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья от 22.07.1993 г., право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

На момент предоставления Шабалину *.*. лицензии (15.09.2005 г.), порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определялись в Положении “О лицензировании фармацевтической деятельности“, утвержденном постановлением Правительства РФ N 489 от 01.07.2002 г. При этом, названное Положение не содержало в себе норму об обязательном наличии у соискателя лицензии высшего или среднего фармацевтического образования. Указанное требование введено постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 г. N 416 “Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности“ (п. “ж“ п. 4 Положения).

Начало действия названного Положения - 22 июля 2006 года, поскольку с 05.06.1996 г. акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в законную силу по истечении семи
дней после их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу. Постановление Правительства РФ N 416 от 06.07.2006 г. впервые было опубликовано в “Российской газете“ N 152 от 14.07.2006 г.

Согласно п. “а“ п. 4 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в частности, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений, соответствующих санитарным правилам, а также оснащенных оборудованием, техническими средствами и приборами, необходимыми для осуществления лицензируемой деятельности.

Как видно, заявитель, намерен осуществлять розничную торговлю лекарственными средствами, наряду с уже имеющимся объектом по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, пос. Гидроторф, ул. Юбилейная, д. 5, в других аптечных пунктах, расположенных по адресам: Нижегородская область, г. Балахна, ул. Кирова, д. 16 помещение N 1 и г. Балахна, пр. Дзержинского, д. 44 помещение N 1.

Законодателем процедура выдачи приложений к лицензии на осуществление фармацевтической деятельности не конкретизирована.

Между тем, Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 10.05.2007 г. N 836-Пр/07 утверждена форма заявления для юридического лица и индивидуального предпринимателя о предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и об оформлении приложения к лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. Опись документов, прилагаемых к названному заявлению, предусматривает в качестве обязательных: копии документов о высшем или среднем фармацевтическом образовании, о стаже работы по соответствующей специальности и сертификата специалиста.

Таким образом, справедливым представляется довод Лицензионной палаты Нижегородской области о том, что, утвердив названную форму заявления, уполномоченный орган фактически приравнял процедуры выдачи самой лицензии и выдачи приложения к ней.

Кроме того, Письмом от
06.10.2006 г. N 01И-788/06 “О лицензировании“ Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, информировала, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 г. N 416 “Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности“ одним из лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности является наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста. В случае отсутствия у индивидуального предпринимателя высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста необходимо привести лицензионные требования и условия в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Таким образом, по мнению суда, при принятии Лицензионной палатой Нижегородской области решения об отказе в выдаче ИП Шабалину *.*. приложений к лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, нормы действующего законодательства нарушены не были.

Указанные лицензионные требования и условия, предъявляемые действующим законодательством к соискателям лицензии и лицензиатам, индивидуальным предпринимателем Шабалиным *.*. не соблюдены.

Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Закон N 128-ФЗ) в статье 2 дано определение лицензии как специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 г. N 489 утратило силу, следовательно, не могло применяться в рассматриваемой ситуации.

Судом рассмотрен довод заявителя со ссылкой на п. 2 ст. 7 Федерального закона N 128-ФЗ о том, что деятельность, на осуществление которой выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации без территориального ограничения. Между тем, данная норма применяется в непосредственной взаимосвязи с
вышеназванным Положением, содержащимся в статье 2 ФЗ “О лицензировании...“ - при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что решение Лицензионной палаты Нижегородской области, отраженное в Приказе от 19.06.2008 г. N 1512 об отказе в предоставлении приложений к лицензии, является обоснованным и не нарушает права и законные интересы предпринимателя-лицензиата.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента принятия и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья

СТЕПАНОВА *.*.