О признании недействующей части 3 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 N 191-З “О квотировании рабочих мест“.. Решение от 29 мая 2008 года № 3-117/08. Нижегородская область.
29 мая 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного судаВ составе председательствующего судьи Самарцевой *.*.
При секретаре судебного заседания Чубшевой *.*.
С участием заместителя начальника отдела прокуратуры Нижегородской области Королевой *.*.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
Гражданское дело по заявлению прокурора Нижегородской области
о признании недействующей части 3 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“
установила:
прокурор Нижегородской области обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании недействующей части 3 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“.
В обоснование заявления прокурор Нижегородской области указал, что часть 3 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ предусматривает, что при расчете количества рабочих мест для приема на работу граждан в счет установленной квоты, среднесписочная численность работников уменьшается на количество рабочих мест на тяжелых работах и с вредными условиями труда, подтверждаемое результатами аттестации.
Положения ч. 3 ст. 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ по мнению прокурора Нижегородской области, противоречит положениям частей 1 и 2 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации“, согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, ст. 21 которого предусматривает, что квота приема на работу инвалидов устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Прокурор Нижегородской области считает, что ч. 3 ст. 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ ограничивает право граждан на работу в счет установленной квоты.
Заместитель начальника отдела прокуратуры Нижегородской области Королева *.*. полностью поддержала доводы заявления и просила его удовлетворить.
Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области по доверенности Трошина *.*. с доводами заявления прокурора Нижегородской области не согласилась, просила отказать в удовлетворении заявления. Возражения представителя Законодательного Собрания мотивированы тем, что часть 3 ст. 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ устанавливает, что квотирование рабочих мест устанавливается для инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Поэтому, по мнению представителя Законодательного Собрания, при удовлетворении требований прокурора области, будут нарушены права несовершеннолетних, в отношении которых не установлен порядок квотирования федеральным законодательством.
От представителя Правительства Нижегородской области по доверенности Рыбарчук *.*. поступило ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявления прокурора Нижегородской области и заслушав заместителя начальника отдела прокуратуры Нижегородской области Королеву *.*., поддержавшую доводы заявления прокурора области, заслушав представителя Законодательного Собрания Нижегородской области Трошину *.*. по доверенности, которая возражала против удовлетворения заявления прокурора Нижегородской области, судебная коллегия находит заявление прокурора Нижегородской области подлежащим удовлетворению по следующим мотивам и основаниям.
В соответствии с частью 1 ст. 251 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ, верховный суд республики, краевой, областной суд... рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Закон Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ является нормативным правовым актом, принятым полномочным представительным органом субъекта Российской Федерации - Законодательным Собранием Нижегородской области.
Процедура принятия указанного Закона области соблюдена.
Закон Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ опубликован в установленном порядке в газете “Нижегородские новости“ от 10.01.2008 года N 3 (3895).
В соответствии с п. “ж“ и “к“ части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство, а также социальная защита находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Часть 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации“ (с последующими изменениями и дополнениями) гласит, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), устанавливает квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Часть 2 той же статьи предусматривает, что квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Частью 3 ст. 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ предусмотрено, что при расчете количества мест для приема на работу граждан в счет установленной квоты среднесписочная численность работников уменьшается на количество рабочих мест на тяжелых работах и с вредными условиями труда, подтверждаемое результатами аттестации рабочих мест.
Сопоставив часть 3 ст. 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ с положениями ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, судебной коллегией установлено, что часть 3 ст. 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ противоречит норме Федерального закона.
Так, ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, не предусматривает при расчете квоты рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, уменьшение среднесписочной численности работников на количество рабочих мест на тяжелых работах и с вредными условиями труда, подтверждаемое результатами аттестации рабочих мест.
Согласно положениям ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов), без учета рабочих мест на тяжелых работах и с вредными условиями труда, подтверждаемой результатами аттестации рабочих мест.
Иными словами, для расчета квоты для приема на работу инвалидов во внимание берется только среднесписочная численность работников на предприятии независимо от характера и условий работ.
При расчете квоты рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, в соответствии с оспариваемой частью 3 ст. 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“, число мест для трудоустройства инвалидов будет занижено, по сравнению с расчетом этой квоты в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. Тем самым, положения части 3 ст. 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ ограничивают права граждан на трудоустройство.
Доводы Законодательного Собрания Нижегородской области о том, что при удовлетворении заявления прокурора Нижегородской области относительно части 3 ст. 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ будут нарушены права работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, поскольку федеральным законодательством не решен вопрос о квотировании рабочих мест для этих граждан, судебная коллегия находит неубедительными и необоснованными по следующим мотивам.
Поскольку статья 3 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ предусматривает, что квотирование рабочих мест устанавливается не только для инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, но и на работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, то положения ст. 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ распространяются и на эту категорию граждан.
Частью 1 ст. 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ установлено, что квота устанавливается работодателями, численность работников у которых составляет более 100 человек, для организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Квота устанавливается с учетом работающих в организации граждан, для которых введено квотирование рабочих мест.
Часть 2 той же статьи Закона области предусматривает, что квота рабочих мест для граждан, определенных статьей 3 настоящего Закона устанавливается в размере 3 процентов.
Часть 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“, предусматривает, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.
В соответствии с частью 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“ в случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируется вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведением ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотирование рабочих мест для трудоустройства, расторжение трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.
Частью 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“, установлено, что компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, части 1 и 2 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ в совокупности с положениями ч. 2 статьи 5 и части 2 статьи 11, частью 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“, как раз и предусматривают реализацию прав ребенка на трудоустройство, квотирование рабочих мест для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Удовлетворяя заявление прокурора Нижегородской области в отношении части 3 ст. 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“, судебная коллегия считает, что в данном случае решение судебной коллегии не затрагивает и не нарушает прав работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на трудоустройство. Поскольку частью 2 оспариваемой статьи Закона области для них установлена квота рабочих мест в размере 3 процентов на предприятиях с численностью более 100 человек.
Определяя время, с которого положения части 3 ст. 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ следует признать недействующими, судебная коллегия принимает во внимание разъяснения пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 года “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“.
Согласно указанному пункту Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 года, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Положения части 3 ст. 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ были реализованы и непосредственно затрагивали права и свободы граждан и организаций. Поэтому судебная коллегия считает целесообразным признать положения части 3 ст. 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198, ст. 253 ГПК РФ, судебная коллегия,
решила:
заявление прокурора Нижегородской области о признании недействующей части 3 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ - удовлетворить.
Признать недействующей часть 3 статьи 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест“ с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Обязать Законодательное Собрание Нижегородской области опубликовать сведения о настоящем решении в газете “Нижегородские новости“ после вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Председательствующий
*.*. САМАРЦЕВА