Решения районных судов

В удовлетворении требования о взыскании ущерба, причиненного повреждением земель лесного фонда, отказано, так как из материалов дела невозможно установить размер площади земельного участка, уничтоженного и испорченного в результате складирования твердых и органических бытовых отходов, и размер участка, уничтоженного и испорченного в результате строительства цеха переработки органических бытовых отходов.. По делу. Нижегородская область.

Арбитражный суд Нижегородской области

в составе судьи Корнеевой Людми

при ведении протокола судебного заседания судьей Корнеевой *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу, г. Н.Новгород

к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью “Спецавтобаза“, г. Арзамас Нижегородской области

о взыскании 35 302 400 рублей 00 копеек

при участии представителей сторон:

от истца: Барышникова *.*. - доверенность от 10.01.2008;

от ответчика: Соболь *.*. - доверенность N 41/6 от 07.06.2007 г.

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Нижегородской области обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области к ООО “Спецавтобаза“ о взыскании ущерба в размере 35 302 400 рублей
00 копеек, причиненного землям лесного фонда в результате складирования твердых и органических бытовых отходов и строительством цеха переработки органических бытовых отходов.

Определением арбитражного суда от 16.01.2008 произведена замена Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Нижегородской области на правопреемника Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу.

В обоснование исковых требований истец указал, что Управлением Росприроднадзора по Нижегородской области в результате внеплановой проверки 13.07.2007 соблюдения требований пожарной безопасности и земельного законодательства Российской Федерации было выявлено использование ООО “Спецавтобаза“ участков лесного фонда в квартале N 42 в. 17 площадью 5,3 га и кв. 48 в. 1 площадью 1,3 га без правоустанавливающих документов на земли лесного фонда, чем нарушены статьи 23 и 27 Лесного кодекса Российской Федерации и статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации.

На указанных участках производится незаконное складирование твердых и органических бытовых отходов, построен цех переработки органических бытовых отходов, в результате чего уничтожен и испорчен плодородный слой почвы на площади 56000 кв. м. Неправомерными действиями ответчика причинен ущерб лесному хозяйству в сумме 35302400 руб. 00 коп.

Ответчик иск не признал, указав на следующие обстоятельства.

Истец не вправе обращаться в Арбитражный суд с подобными исками, поскольку такое право ему федеральным законом не предоставлено.

Правовым обоснованием для взыскания ущерба является статья 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, в соответствии с которой юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения... и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Из
искового заявления следует, что ущерб причинен обществом в результате порчи и уничтожения плодородного слоя почвы. Исходя из этого, размер ущерба рассчитан на основании Постановления Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388 “Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации“. Однако данное постановление прекратило свое действие 30.05.2007 г. и вместо него действует Постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273 “Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства“.

В постановлении N 273 от 08.05.07 г. отсутствует методика (таксы) для определения ущерба за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы.

На спорном земельном участке существовала и существует свалка с 1988 года (т.е. почти 19 лет). Ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица с 24.06.2004 года и лишь с этого времени осуществляет вывоз мусора на спорный земельный участок. До указанной даты вывоз мусора с территории г. Арзамаса осуществлял комбинат благоустройства, а затем МУПКХ “Улсандор“. В год на свалку поступало до 150000 куб. м ТБО. В 1998 г. высота (глубина) складирования мусора на спорной территории составляла от 6 до 8 метров. Другого места для вывоза ТБО с территории г. Арзамаса и Арзамасского района, не существует с 1988 года. Поскольку спорный земельный участок продолжительное время использовался под свалку бытовых отходов, как такового плодородного слоя почвы на нем уже фактически не существовало. На момент определения местоположения свалки (1988 год) на земельном участке как такового леса не было: на этом месте была произведена вырубка - отводились “делянки“. На спорный
объект (свалка), существует технический паспорт (по состоянию на 1990 г.).

На свалку осуществляют вывоз ТБО не только ответчик, но и хозяйствующие субъекты Арзамасского района (завод ЖБИ, завод ЖБК, Завод Минераловатных плит и др.)

В соответствии с постановлением главы администрации Арзамасского района N 106 от 26.03.97 г. между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Арзамасского района и Муниципальным учреждением “Городское жилищно-коммунальное хозяйство“ (г. Арзамас) был заключен договор аренды N 41-Арз-102 земельного участка площадью 6,3 га для размещения полигона твердых бытовых отходов, сроком на 10 лет.

В 1998 г. между Администрацией Нижегородской области и Министерством экономики Нидерландов было заключено соглашение об оказании технической помощи голландской стороной о поставке и наладке оборудования цеха по сортировке и переработке органических отходов, с целью снизить нагрузку на существующую свалку и улучшить экологическую обстановку, место выбрано в районе существующего полигона, и на площади 1,3 га, был построен цех по переработке органических бытовых отходов. Вся разрешительная документация на цех по переработке отходов имеется (в том числе акт выбора земельного участка, распоряжение Администрации Нижегородской области, Арзамасского района, акт приемки законченного строительством объекта и др.).

В связи с возражениями ответчика истцом заявлено ходатайство об истребовании у ответчика информации об объемах твердых бытовых отходов, ввозимых на территорию несанкционированной свалки в кв. 42 в. 11, 17 Кирилловского лесничества ГУ НО “Арзамасский лесхоз“ за период с июня 2004 года по сентябрь 2007 года.

Представитель ответчика, возражая против удовлетворения заявленного ходатайства, указал, что в связи с изменением местонахождения ООО “Спецавтобаза“ документы, из которых были бы видны объемы ввозимых твердых бытовых отходов, утрачены и представлены быть не могут.

Учитывая пояснения представителя
ответчика по поводу отсутствия документов, которые истец просит истребовать, а также то, что для уточнения исковых требований и представления необходимых документов, суд дважды на основании ходатайства истца откладывал рассмотрение дела (определения арбитражного суда от 16.01.2008 и от 03.03.2008), однако истец до настоящего времени не уточнил исковые требования и не представил необходимые документы, суд отклонил ходатайство об истребовании доказательств.

Заслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Управлением Росприроднадзора по Нижегородской области была произведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности и земельного законодательства Российской Федерации в квартале N 42 в. 17 и кв. 48 в. 1 Кирилловского лесничества ГУ НО “Арзамасский лесхоз“. Считая, что в результате использования указанных участков для складирования твердых и органических бытовых отходов и строительства цеха переработки органических бытовых отходов ООО “Спецавтобаза“ причинило ущерб лесному хозяйству в сумме 35302400 руб. 00 коп., истец заявил настоящий иск.

В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам в порядке, установленном законодательством.

На основании статьи 77 ФЗ “Об охране окружающей среды“ юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее уничтожения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 3 статьи 77 указанного Закона вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера вреда.

Исходя из правил статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец должен доказать причинение вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением и наступлением вреда, вину причинителя вреда, а также
размер ущерба.

Истец, предъявляя исковые требования, указывает, что ответчиком уничтожен и испорчен плодородный слой почвы на площади 56000 кв. м в квартале N 42 в. 17 и кв. 48 в. 1 Кирилловского лесничества ГУ НО “Арзамасский лесхоз“ в результате складирования твердых и органических бытовых отходов и строительства цеха переработки органических бытовых отходов.

Однако, как видно из свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 113 - 118) собственником цеха переработки органических бытовых отходов является муниципальное образование г. Арзамаса Нижегородской области. В дело не представлено доказательств, что застройщиком данного цеха являлось ООО “Спецавтобаза“.

Из материалов дела нельзя установить, размер площади земельного участка уничтоженного и испорченного в результате складирования твердых и органических бытовых отходов и размер участка уничтоженного и испорченного в результате строительства цеха переработки органических бытовых отходов.

Размер ущерба рассчитан истцом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 года N 388 “Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации“. Однако, данное постановление прекратило свое действие в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации N 273 от 08.05.2007.

Таким образом, истец не доказал, что ущерб в результате строительства цеха переработки органических бытовых отходов причинен неправомерными действиями ООО “Спецавтобаза“, а также не доказал размер ущерба, причиненного складированием твердых и органических бытовых отходов. Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по делу относятся на истца.

Поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины, расходы по
делу взысканию не подлежат.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд г. Владимира.

Судья

*.*. КОРНЕЕВА