Признав нарушение нормативного режима обеспечения населения коммунальными услугами (отключение холодного водоснабжения) административным правонарушением, суд привлек лицо к административной ответственности.. По делу. Нижегородская область.
Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2008 года.Решение изготовлено в полном объеме 04 марта 2008 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мукабенова br>
при ведении протокола судебного заседания судьей Мукабеновым *.*.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Мальцев *.*., доверенность N 7 от 09.01.2008;
от Государственной жилищной инспекции: Архипов *.*., доверенность N 515/00-01 от 09.01.2008;
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
открытого акционерного общества “Нижегородский водоканал“, г. Нижний Новгород, (далее - общество, заявитель) об отмене постановления от 25.12.2007 N 1496д, вынесенного Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее - административный орган, инспекция) по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленное требование, указав на отсутствие состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обоснование предъявленного требования заявитель ссылается на пункт 82 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, согласно которому приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней с момента устранения причин, указанных в пунктах 79 и 80 Правил (в частности с момента устранения возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение).
Представитель административного органа в судебном заседании и в отзыве на заявление отклонил требование заявителя, поскольку считает оспариваемое постановление правомерным.
Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленного требования ввиду следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя начальника инспекции о проведении мероприятий по государственному контролю от 13.12.2007 N 238д в целях проверки информации диспетчерской службы Министерства ЖКХ Нижегородской области о нарушениях режима работы ЖКХ в районах г. Нижнего Новгорода за период с 01.11.2007 по 30.11.2007 главным специалистом - инспектором Нижегородского территориального отдела Госжилинспекции проведено внеплановое мероприятие по государственному контролю за соблюдением обществом обязательных требований при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, пользовании помещениями.
Факт проведенного мероприятия по государственному контролю зафиксирован инспектором административного органа в акте N 605д от 14.12.2007 (л.д. 22).
В ходе обследования инспекцией выявлены нарушения заявителем Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и ЖКХ от 27.09.2003 N 170; ГОСТ Р 52617-2000 п. 4.12, 4.12.3, 4.14.1; СНиП 2.04.02-84. По информации диспетчерской службы Министерства ЖКХ Нижегородской области о нарушениях режима работы ЖКХ в районах г. Нижнего Новгорода за период с 01.11.2007 по 30.11.2007 установлено, что в период с 12 час. 00 мин. 23.11.2007 до 17 час. 00 мин. 24.11.2007 в жилых домах N 11, 13 по ул. Рокоссовского г. Нижнего Новгорода отсутствовало холодное водоснабжение по причине аварии на водопроводе Д = 100 мм, находящемся на балансе ОАО “Нижегородский водоканал“. Холодное водоснабжение в жилых домах отсутствовало 29 часов, что является нарушением СНиП 2.04.02-84. Обществом превышены сроки ликвидации аварии на трубопроводе холодного водоснабжения (29 часов).
По факту выявленных нарушений должностным лицом НТО Госжилинспекции в пределах, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий, 17.12.2007 составлен протокол об административном правонарушении N 309д (л.д. 20). Данный протокол составлен без участия представителя общества, законный представитель заявителя - генеральный директор ОАО “Нижегородский водоканал“ Павлов *.*. был заранее уведомлен о месте и времени составления протокола (уведомление N 239 от 14.12.2007, л.д. 21), что отражено в протоколе об административном правонарушении.
Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместителем начальника инспекции 25.12.2007 вынесено постановление N 1496д о привлечении общества к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей (л.д. 15, 16).
Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170. В соответствии с пунктом 5.8.1 названных Правил производство ремонтных работ систем водоснабжения и канализации следует осуществлять в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“ если законами или в установленном ими порядке, в частности, стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона РФ “О защите прав потребителей“ исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
На основании пунктов 9, 49, 51, 75 упомянутых Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором. Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, исполнитель несет установленную законодательством ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с названными Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации.
Приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, являющиеся в силу прямого указания предисловия к указанным Правилам обязательными для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 2.10.23 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации ликвидация аварий должна быть осуществлена в сроки, установленные СНиП (строительные нормы и правила) 2.04.02-84 “Водоснабжение. Наружные сети и сооружения“.
В соответствии с пунктом 8.4 (таблица 34) раздела 8 СНиП 2.04.02-84 “Водоснабжение. Наружные сети и сооружения“, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123, расчетное время ликвидации аварии на трубопроводах систем водоснабжения 1 категории с диаметром труб до 400 мм при глубине заложения труб более 2 м составляет 12 часов. При этом, согласно примечанию 3 к таблице 34 при необходимости дезинфекции трубопроводов после ликвидации аварии указанное в таблице время следует увеличить на 12 часов.
Требование об обязательной дезинфекции восстановленного участка трубопровода определено в пунктах 2.10.30, 2.11.19 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации.
Таким образом, расчетное время ликвидации аварии, установленное нормами действующего законодательства, в рассматриваемом случае составляет 24 часа (12 часов на ликвидацию аварии и 12 часов на дезинфекцию трубопровода).
Проведенной инспекцией проверкой установлено и материалами дела подтверждается, что ликвидация аварии на водопроводе Д = 100 мм в жилых домах N 11, 13 по ул. Рокоссовского г. Нижнего Новгорода производилась обществом в период с 12 час. 00 мин. 23.11.2007 по 17 час. 00 мин. 24.11.2007, то есть с превышением предусмотренного законом срока на 5 часов.
Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом указанного правонарушения следует признать ОАО “Нижегородский водоканал“ как организацию, ответственную за содержание трубопровода холодного водоснабжения жилых домов N 11, 13 по ул. Рокоссовского г. Нижнего Новгорода, на участке которого произошла авария.
Довод заявителя об отсутствии состава вмененного административного правонарушения ввиду установленного в пункте 82 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам возобновления предоставления коммунальных услуг в течение 2 календарных дней с момента возникновения аварийной ситуации на оборудовании или сетях, не может быть принят судом во внимание в силу следующего.
В соответствии с пунктом 82 раздела Х Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней с момента устранения причин, указанных в пунктах 79 и 80 названных Правил, в том числе с момента полного погашения потребителем задолженности.
Вместе с тем, согласно подпункту “д“ пункта 50 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель имеет право приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном разделом X указанных Правил, подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа.
Перечень коммунальных услуг, на которые распространяются нормы раздела X, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, возобновление предоставления коммунальных услуг в течение 2 календарных дней не распространяется на холодное водоснабжение.
Порядок и сроки ликвидации аварийных ситуаций или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях холодного водоснабжения регулируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168, а также СНиП 2.04.02-84 “Водоснабжение. Наружные сети и сооружения“, утвержденными постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123.
Таким образом, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО “Нижегородский водоканал“ состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная санкция за указанное нарушение установлена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Санкция в оспариваемом постановлении назначена по низшему пределу, установленному вменяемой статьей, что свидетельствует о фактически учтенных административным органом обстоятельствах совершения правонарушения.
На основании изложенного, требование заявителя об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области о привлечении общества к административной ответственности удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья
*.*. МУКАБЕНОВ