Решения районных судов

За просрочку доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона за каждые сутки просрочки. По делу. Нижегородская область.

от 21 мая 2007 года Дело N А43-4748/2007-39-92

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2007 г.

Полный текст решения изготовлен 21 мая 2007 г.

(извлечение)

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Княжевой Марии при ведении протокола судебного заседания Княжевой *.*., рассмотрел в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества “Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез“, г. Кстово Нижегородской области, к открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ в лице филиала “Горьковская железная дорога“, г. Нижний Новгород, о взыскании 322105 руб. 86 коп., дело рассмотрено судом первой инстанции с согласия сторон по правилам п. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Сущность спора:

Ответчик отзывом N 114 НЮ от 17.05.2007 и
в судебном заседании пояснил, что претензия N 64-0-6286 от 21.06.2006 была им удовлетворена в сумме 59862 руб. 60 коп., по отправке N Ш702350 претензия отклонена, поскольку в соответствии со ст. 29 СМГС претензия за просрочку в доставке груза, перевозка которого оформлена международными документами, предъявляется грузополучателем в компетентный орган входящ железной дороги, то есть в управление Московской железной дороги.

Также ответчик заявил ходатайство об уменьшении суммы неустойки как несоразмерной последствиям нарушения обязательств в порядке, предусмотренном ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В обоснование исковых требований истец указал, что открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Горьковская железная дорога“ оказывает открытому акционерному обществу “Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез“ услуги по перевозке грузов.

Поскольку ответчик нарушил сроки доставки вагонов, установленные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Горьковская железная дорога“ пеней в сумме 322105 руб. 86 коп. за просрочку доставки вагонов.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

В апреле - мае 2006 года имела место задержка порожних вагонов, следовавших в адрес ОАО “Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез“ на станцию Зелецино Горьковской железной дороги.

Нарушения сроков доставки порожних вагонов подтверждаются железнодорожными накладными, в которых указаны сроки начала и окончания перевозки, что подтверждается материалами дела.

В соответствии с частью 6 статьи 33 ФЗ “Устав железнодорожного транспорта РФ“ грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме груза срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов с такими грузами произошла
вследствие того, что фронт выгрузки был занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены платы за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.

Согласно п. 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов в пути следования, связанной с обстоятельствами, препятствующими осуществлению перевозок. О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки дорогой составляется акт общей формы в двух экземплярах, а в графе накладной “Отметки железной дороги“ и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка установленной формы, которая удостоверяется подписью начальника железнодорожной станции или уполномоченного им лица и календарным штемпелем железнодорожной станции.

В соответствии с ч. 1 ст. 97 ФЗ “Устав железнодорожного транспорта РФ“ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона за каждые сутки просрочки.

Размер провозной платы по каждой отправке указан в железнодорожных накладных, перечисленных в таблице расчета штрафа по нарушению сроков доставки за период с 30.04.2006 по 13.05.2006.

Расчет пеней проверен судом и признан обоснованным в сумме 322105 руб. 86 коп.

Вместе с тем суд усматривает основания для удовлетворения ходатайства ответчика и уменьшения подлежащего взысканию штрафа до 161052 руб. 93 коп. согласно ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку размер подлежащей взысканию неустойки явно несоразмерен последствиям неисполнения обязательства. Критерием для данного вывода суда послужило отсутствие доказательств убытков, причиненных истцу ненадлежащим исполнением обязательства
ответчиком.

Доводы заявителя о том, что требование по взысканию неустойки по отправке N Ш702350 должно быть предъявлено истцом к управлению Московской железной дороги, являются необоснованными, так как в силу пункта 1 части 3 статьи 2 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении данная отправка не считается международной, поскольку отправитель и грузополучатель являются юридическими лицами России.

Расходы по госпошлине относятся на ответчика в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 110, 167, 168, 170, 180, 319, 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца и может быть обжаловано.

Судья

*.*. КНЯЖЕВА