Обращение органов местного самоуправления в суд с иском о выселении из муниципального жилищного фонда относится к действиям в защиту общественных интересов и является основанием для освобождения истца от уплаты государственной пошлины. Постановление от 01 марта 2007 года. Нижегородская область.
от 1 марта 2007 года Дело N 44-г-33(извлечение)
Президиум в составе председателя Попова *.*. и членов президиума Лысова *.*., Серова *.*., Сухарева *.*., Щербаковой *.*., по докладу судьи областного суда Вавилычевой *.*., с участием прокурора Нижегородской областной прокуратуры Санинского *.*., рассмотрев гражданское дело по надзорной жалобе представителя администрации г. Нижнего Новгорода Лопаткиной *.*. на определение Ленинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 4 августа 2006 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 19 сентября 2006 года об отказе в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления,
установил:
При подаче иска администрация г. Н.Новгорода обратилась в суд с ходатайством об освобождении от уплаты государственной пошлины.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 4 августа 2006 года администрации г. Н.Новгорода в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления к К-ной *.*., К-ну *.*. о выселении отказано за необоснованностью.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 19 сентября 2006 года определение Ленинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 04.08.2006 оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель администрации г. Нижнего Новгорода Лопаткина *.*. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и направить вопрос на новое рассмотрение. В обоснование указывает на нарушение судом подп. 14 п. 1 ст. 89 ГПК РФ, п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми от уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции с заявлением освобождаются, в том числе, органы местного самоуправления, выступающие как в защиту прав и интересов муниципального образования (в том числе имущественных прав муниципального образования), так и в защиту общественных интересов. В соответствии со ст. 1 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ местное самоуправление в городе - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления города вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Согласно ст. 8 Устава города Нижнего Новгорода к вопросам местного значения относятся в частности: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города, формирование, утверждение и исполнение городского бюджета, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Решение указанных вопросов местного значения возложено Уставом на администрацию города. В соответствии со ст. 64 Устава администрация города обладает от имени города правом владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в частности муниципальным жилищным фондом. Спорное жилое помещение - квартира дома по ул. Премудрова - входит в состав муниципального имущества, относится к ветхому жилищному фонду города, расселение жителей ветхого фонда в городе производится в соответствии с действующей программой за счет средств городского бюджета. Таким образом, только администрация города обладает правом обращения в суд с исками о выселении граждан из незаконно занятых ими жилых помещений, входящих в состав муниципального имущества, что одновременно является и ее обязанностью в целях поддержания и защиты порядка в жилищной сфере, отстаивания прав и интересов населения муниципального образования, защиты муниципального имущества, и обращение в суд с иском относится к действиям в защиту именно общественных интересов.
Определением председателя Нижегородского областного суда от 29 ноября 2006 г. дело истребовано в Нижегородский областной суд.
Определением судьи Нижегородского областного суда от 14 февраля 2007 года дело передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Нижегородского областного суда.
Заслушав доклад судьи областного суда Вавилычевой *.*., обсудив доводы надзорной жалобы, выслушав представителя администрации г. Нижнего Новгорода Лопаткину *.*., заключение прокурора, президиум областного суда находит принятые по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
При разрешении спора судами первой и кассационной инстанции допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права, а именно: неправильно истолкован закон.
Отказывая администрации г. Нижнего Новгорода в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления о выселении К-ных, суд первой инстанции указал, что истцом - администрацией г. Нижнего Новгорода - не представлено доказательств, подтверждающих, что он выступает в защиту государственных и общественных интересов.
К аналогичным выводам пришел и суд кассационный инстанции, оставляя определение Ленинского районного суда г. Н.Новгорода без изменения.
Статьей 89 ГПК РФ установлено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ закрепил в вышеуказанной норме льготу по уплате названными субъектами государственной пошлины только в тех случаях, когда эти субъекты участвуют в деле в порядке ч. 1 ст. 46 ГПК РФ с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц и выступают в качестве процессуальных истцов.
Как следует из материалов дела, администрация г. Нижнего Новгорода обратилась в суд с иском к К-ной *.*., К-ну *.*. о выселении из квартиры, находящейся в муниципальной собственности.
В силу ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Из буквального толкования изложенных выше нормативно-правовых актов, с учетом положений ст. 6 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, относящей к вопросам местного значения владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, следует, что органы местного самоуправления, к которым относится и администрация города Нижнего Новгорода, вправе обращаться в суд с исковыми требованиями в отношении муниципального имущества, в том числе и выселении граждан из муниципального жилого фонда. Обращение в суд с иском органов местного самоуправления в этом случае относится к действиям в защиту общественных интересов, поскольку связано с полномочиями по управлению муниципальным имуществом, а также правами и интересами муниципального образования в жилищной сфере.
Поскольку администрацией города Нижнего Новгорода предъявлен иск в защиту общественных интересов и связан с управлением муниципальным жилищным фондом, представление каких-либо дополнительных доказательств, подтверждающих предъявление иска в защиту государственных и общественных интересов, как ошибочно посчитал суд, не требуется.
Таким образом, при разрешении вопроса о предоставлении льготы по уплате государственной пошлины суды первой и кассационной инстанции неправильно истолковали закон - п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, и не применили закон, подлежащий применению, - ст. 1 ФЗ N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.
При данных обстоятельствах, определение Ленинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 4 августа 2006 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 19 сентября 2006 года подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, президиум Нижегородского областного суда
постановил:
Заявление направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председатель
*.*. ПОПОВ