Решения районных судов

В удовлетворении иска об урегулировании разногласий по договору на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования отказано, т.к. факт наличия права собственности на спорные объекты материалами дела не доказан. По делу. Нижегородская область.

от 16 октября 2006 года Дело N А43-17006/2006-4-266

Резолютивная часть решения объявлена 9 октября 2006 г.

Полный текст решения изготовлен 16 октября 2006 г.

(извлечение)

Судья Снегирева Ирин ведущая протокол судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества “Зеленогорскагропромснабкомплект“, г. Кстово Нижегородской области, к ответчику - открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ в лице филиала - “Горьковская железная дорога“, г. Нижний Новгород, об урегулировании разногласий по договору,

установила:

в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала “Горьковская железная дорога“ об урегулировании разногласий по п. 2 договора N 2/188 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь
необщего пользования обратилось ОАО “Зеленогорскагропромснабкомплект“.

Заявитель ссылается на то, что п. 2 проекта договора в редакции ответчика предусматривает, что “Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 2465 п. м, из них находящихся на балансе владельца инфраструктуры (дороги) - 1700 п. м, на балансе пользователя (истца) - 765 п. м“.

Указанный пункт договора со стороны ОАО “Зеленогорскагропромснабкомплект“ был подписан с протоколом разногласий, который истец предлагает изложить в следующей редакции: “Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 2465 п. м, из них: находящихся на балансе владельца инфраструктуры (дороги) - 964,4 п. м, на балансе пользователя (истца) - 1500,6 п. м“.

При этом истец просит суд обязать ответчика принять п. 2 договора N 2/188 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО “Зеленогорскагропромснабкомплект“, примыкающий к станции Кстово Горьковского отделения Горьковской железной дороги, в следующей редакции:

Ответчик отзывом от 26.06.2006 N 33/ню и в судебном заседании иск оспорил, ссылаясь на следующие обстоятельства:

договорные отношения между истцом и Горьковской железной дорогой по подаче и уборке вагонов существуют с 1976 года;

в ранее заключенных договорах, подписанных без протоколов разногласий истцом, указано, что на балансе железной дороги находится 1782 м;

в связи с реформированием железнодорожного транспорта и созданием ОАО “РЖД“ имущество, принадлежащее предприятиям федерального железнодорожного транспорта на праве хозяйственного ведения, на основании сводного передаточного акта было внесено в уставный капитал ОАО “РЖД“;

ОАО “РЖД“ на основании сводного передаточного акта зарегистрировало право собственности на сооружение - подъездной путь Зеленогорск (производственное) протяженностью 1,70 км, кадастровый номер 52:26:000000:0000:22:237:001:001782070, расположенное по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, станция Кстово, от стыка рамного рельса стрелки N 18 до
упоров, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 52-АА N 925457 от 13.03.2004 (л.д. 73);

между тем ОАО “Зеленогорскагропромснабкомплект“ зарегистрировало право собственности на земельный участок (земли поселений) площадью 172138 кв. м, кадастровый номер 52:25:010502:0003, находящийся по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, ул. Магистральная, дом 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 52-АА N 891277 от 09.04.2004 (л.д. 27, 72);

поскольку права собственности у истца и ответчика оформлены в разные сроки на разные объекты недвижимости, следовательно, право собственности истцом на путь общего пользования протяженностью 1,70 км документально не подтверждено.

Исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ собранные по делу доказательства, заслушав представителей истца и ответчика, суд не усматривает основания для удовлетворения иска. При этом суд исходит из следующих обстоятельств дела, норм материального и процессуального права.

Исковые требования основаны на статьях 445, 446 Гражданского кодекса РФ и мотивированы тем, что стороны не могут прийти к соглашению по договору, заключение которого для истца и ответчика является обязательным в силу положений ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“, статей 55, 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Как видно из документов и установлено судом, ОАО “РЖД“ (перевозчик) направило ОАО “Зеленогорскагропромснабкомплект“ (пользователь) оферту - проект договора N 2-188 на подачу и уборку вагонов на железнодорожном пути необщего пользования, примыкающем к станции Кстово Горьковского отделения Горьковской железной дороги, обслуживаемом собственным локомотивом (л.д. 9 - 13).

Согласно п. 2 проекта договора в редакции истца развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 2465 п. м, из них находящегося на балансе владельца инфраструктуры
- 1700 п. м, на балансе пользователя - 765 п. м (согласно техническому паспорту).

Указанный пункт договора ОАО “Зеленогорскагропромснабкомплект“ подписало с протоколом разногласий (л.д. 14), тем самым акцептовало оферту на иных условиях:

При этом истец просит суд обязать ответчика принять п. 2 договора N 2/188 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО “Зеленогорскагропромснабкомплект“, примыкающий к станции Кстово Горьковского отделения ГЖД, в следующей редакции:

В целях урегулирования разногласий ОАО “РЖД“ направило в адрес ОАО “Зеленогорскагропромснабкомплект“ протокол урегулирования разногласий от 09.02.2006, который дублировал положения п. 2 первоначального проекта договора (л.д. 15).

Поскольку стороны не пришли к единому мнению по содержанию п. 2 проекта договора, ОАО “Зеленогорскагропромснабкомплект“ на основании пункта 2.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (далее - Правила) обратилось в арбитражный суд с данным иском.

Согласно ст. 446 Гражданского кодекса РФ в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда условия договора, по которым имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Из пояснений сторон и представленных ими проектов п. 2 договора следует, что на одни и те же железнодорожные пути необщего пользования учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Нижегородской области было зарегистрировано право собственности:

ОАО “РЖД“ на сооружение - подъездной путь Зеленогорск (производственное) протяженностью 1,70 км, кадастровый номер 52:26:000000:0000:22:237:001:001782070, расположенное по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, станция Кстово, от стыка рамного рельса стрелки N 18 до упоров, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 52-АА N 925457 от 13.03.2004;

ОАО “Зеленогорскагропромснабкомплект“ на земельный участок (земли поселений) площадью 172138 кв. м, кадастровый
номер 52:25:010502:0003, находящийся по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, ул. Магистральная, дом 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 52-АА N 891277 от 09.04.2004, на котором расположены спорные подъездные пути.

По правилам ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“, пункта 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план, его продольный профиль, чертежи сооружений.

В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, а также промышленные железнодорожные станции, горки, полугорки, вытяжные пути, устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, используемые при поездной и маневровой работе, и другие обустройства и механизмы.

Указанная в настоящем пункте документация предъявляется комиссии по приему железнодорожного пути необщего пользования в эксплуатацию, образуемой в соответствии со ст. 16 Закона о железнодорожном транспорте.

После ввода в эксплуатацию новых объектов, их закрытия или ликвидации владелец железнодорожного пути необщего пользования вносит в технический паспорт соответствующие изменения и один экземпляр технического паспорта передает владельцу инфраструктуры, сообщая ему о всех внесенных в паспорт изменениях с приложением соответствующих документов. Владелец инфраструктуры вносит изменения в ведомость железнодорожных путей необщего пользования - приложение к техническо-распорядительному акту станции примыкания.

Как видно из материалов дела, ОАО “Зеленогорскагропромснабкомплект“ на основании договора купли-продажи от 18.02.2000 N 62-ВЗ-00 (л.д. 68 - 70) приобрело право собственности на земельный участок общей площадью 178624,00 кв. м, кадастровый номер 52:25:010502:0001, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, ул. Магистральная, дом 1, свидетельство
о государственной регистрации от 07.08.2000, серия НО N 266815 (л.д. 67).

В соответствии с планом приватизации от 10.11.1992, утвержденным решением КУМИ Нижегородской области от 03.10.1992 N 755 (л.д. 16 - 25), истец зарегистрировал в установленном законном порядке право собственности на следующие объекты, расположенные по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, ул. Магистральная, дом 1:

земельный участок (земли поселений) общей площадью 172138,00 кв. м, кадастровый номер 52:25:010502:0003, свидетельство о государственной регистрации от 09.04.2004, серия 52-АА N 891277 (л.д. 27, 72);

железнодорожные пути (внутриплощадочные) длиной 300 п. м, кадастровый номер 52:25:000000:0000:10171, свидетельство о государственной регистрации от 21.07.2003, серия 52-АА N 758022 (л.д. 26), технический паспорт от 30.06.2003 (л.д. 31 - 36);

железнодорожный тупик внутриплощадочный (погрузочно-разгрузочный, деповский) длиной 410,20 п. м, кадастровый номер 52-25-12/006/2006-327, свидетельство о государственной регистрации от 05.04.2006, серия 52-АА N 701564 (л.д. 28), технический паспорт (л.д. 37 - 45);

железнодорожный тупик внутриплощадочный (погрузочно-разгрузочный) длиной 653,00 п. м, кадастровый номер 52-25-12/006/2006-325, свидетельство о государственной регистрации от 05.04.2006, серия 52-АА N 701566 (л.д. 29), технический паспорт (л.д. 46 - 54);

железнодорожный тупик (погрузочно-разгрузочный) длиной 474,20 п. м, кадастровый номер 52-25-12/006/2006-326, свидетельство о государственной регистрации от 05.04.2006, серия 52-АА N 701565 (л.д. 30), технический паспорт (л.д. 55 - 63).

Вместе с тем и ответчик представил суду доказательства государственной регистрации права собственности на сооружение - подъездной путь Зеленогорск (производственное) протяженностью 1,70 км, расположенное по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, станция Кстово, от стыка рамного рельса стрелки N 18 до упоров объекта, произведенный учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Нижегородской области на основании сводного
передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал ОАО “РЖД“, утвержденной распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ и Министерства путей сообщения РФ от 30.09.2003 N 4557-Р/6-Р/884Р, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 13.03.2004, серия 52-АА N 925457 (л.д. 73).

При обследовании 31.08.2006 спорного железнодорожного пути необщего пользования ОАО “Зеленогорскагропромснабкомплект“, примыкающего к станции Кстово Горьковского отделения Горьковской железной дороги, комиссия в составе и.о. начальника станции Зелецино ГЖД Кустикова *.*., начальника ПЧ-6 ГЖД Круглова *.*. и начальника ПТО ОАО “Зеленогорскагропромснабкомплект“ пришла к выводу, зафиксированному в акте от 31.08.2006 (л.д. 90), что на одни и те же железнодорожные пути необщего пользования выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности ОАО “РЖД“ и ОАО “Зеленогорскагропромснабкомплект“, а именно:

ОАО “РЖД“: на сооружение - подъездной путь Зеленогорск (производственное) протяженностью 1,70 км, расположенное по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, станция Кстово, от стыка рамного рельса стрелки N 18 до упоров, свидетельство о государственной регистрации от 13.03.2004, серия 52-АА N 925457 (л.д. 73).

ОАО “Зеленогорскагропромснабкомплект“:

железнодорожные пути (внутриплощадочные) длиной 300 п. м, кадастровый номер 52:25:000000:0000:10171, расположенные по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, ул. Магистральная, дом 1, свидетельство о государственной регистрации от 21.07.2003, серия 52-АА N 758022 (л.д. 26);

железнодорожный тупик внутриплощадочный (погрузочно-разгрузочный, деповский) длиной 410,20 п. м, кадастровый номер 52-25-12/006/2006-327, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, ул. Магистральная, дом 1, свидетельство о государственной регистрации от 05.04.2006, серия 52-АА N 701564 (л.д. 28);

железнодорожный тупик внутриплощадочный (погрузочно-разгрузочный) длиной 653,00 п. м, кадастровый номер 52-25-12/006/2006-325, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, ул.
Магистральная, дом 1, свидетельство о государственной регистрации от 05.04.2006, серия 52-АА N 701566 (л.д. 29);

железнодорожный тупик (погрузочно-разгрузочный) длиной 474,20 п. м, кадастровый номер 52-25-12/006/2006-326, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, ул. Магистральная, дом 1, свидетельство о государственной регистрации от 05.04.2006, серия 52-АА N 701565 (л.д. 30).

Учитывая изложенные обстоятельства, суд при разрешении данного преддоговорного спора пришел к выводу о необходимости определения права собственности на спорные объекты, являющиеся предметом п. 2 проекта договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования N 2/188, и предложил сторонам обратиться с иском в самостоятельном судебном порядке.

Однако стороны своим правом не воспользовались, доказательства разрешения спора по установлению права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости в установленном законом порядке в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ ОАО “Зеленогорскагропромснабкомплект“ суду не представили.

При таких обстоятельствах суд применяет ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Расходы по госпошлине относятся на заявителя иска.

Руководствуясь ст. 110, 167, 168, 170, 171, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении иска истцу отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца и может быть обжаловано.

Судья

*.*. СНЕГИРЕВА