Решения районных судов

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Решение от 23 января 2006 года № 3-22. Нижегородская область.

от 23 января 2006 года Дело N 3-22

23.01.2006 судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Дороднова *.*., с участием прокурора Королевой *.*., при секретаре Межениновой *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 2 ч. 1 ст. 3 Закона Нижегородской области от 19.01.2004 N 4-З “О квалификационных разрядах муниципальных служащих в Нижегородской области“,

установила:

прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 2 части 1 статьи 3 Закона Нижегородской области от 19.01.2004 N 4-З “О квалификационных разрядах муниципальных
служащих в Нижегородской области“ (ред. от 06.07.2005 N 85-З), указывая, что Законом Нижегородской области от 19.01.2004 N 4-З “О квалификационных разрядах муниципальных служащих в Нижегородской области“ в соответствии с Федеральным законом “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“ и Законом Нижегородской области “О муниципальной службе и муниципальных должностях в Нижегородской области“ установлены квалификационные требования к должностям муниципальной службы, квалификационные разряды муниципальных служащих в Нижегородской области, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы области, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы.

Абзац 2 ч. 1 ст. 3 Закона области, по мнению прокурора Нижегородской области, противоречит федеральному законодательству.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 3 Закона области от 19.01.2004 N 4-З решение о присвоении квалификационного разряда муниципальному служащему принимается в отношении главы администрации муниципального образования представительным органом местного самоуправления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации “(ред. от 25.07.2002 N 112-ФЗ) муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Муниципальные должности подразделяются на выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а
также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов; иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“ муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Статьей 9 вышеназванного Федерального закона определено, что квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона Нижегородской области от 08.04.1996 N 27-З “Об организации местного самоуправления в Нижегородской области“ (ред. от 11.06.2004) уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования - главы местного самоуправления, который одновременно является главой местной администрации. Глава муниципального образования избирается гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо избирается представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами, законами Нижегородской области.

Таким образом, глава местной администрации может занимать должность на выборной основе, в этом случае указанное лицо не является муниципальным служащим, а замещает выборную муниципальную должность, следовательно, квалификационный разряд муниципальных служащих главе администрации в этом случае присваиваться не может. Указанного изъятия оспариваемая норма не содержит.

Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области Штепанов *.*. заявление прокурора Нижегородской области не признал, заявив, что в соответствии с преамбулой Закона Нижегородской
области от 19.01.2004 N 4-З “О квалификационных разрядах муниципальных служащих в Нижегородской области“ данный Закон области определяет квалификационные требования к должностям муниципальной службы, устанавливает в частности порядок присвоения квалификационных разрядов муниципальным служащим в области, и не касается регулирования вопросов, связанных с деятельностью выборных должностных лиц местного самоуправления.

Утверждение прокурора в заявлении о том, что глава местной администрации может занимать должность на выборной основе, не соответствует действующему законодательству о местном самоуправлении.

В соответствии с пунктами 2 и 4 части 2 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ глава муниципального образования может возглавлять местную администрацию, исполнять полномочия главы местной администрации, оставаясь при этом главой муниципального образования.

Статус главы местной администрации, установленный в статье 37 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, допускает лишь назначение его на должность главы местной администрации по контракту и по результатам конкурса, порядок проведения которого устанавливается представительным органом местного самоуправления. Контракт же с ним как с муниципальным служащим заключается главой муниципального образования (ч. 6 ст. 37).

Ссылка прокурора области в заявлении на Закон области от 08.04.1996 N 27-З “Об организации местного самоуправления в Нижегородской области“ несостоятельна, т.к. он был признан утратившим силу с 01.01.2005 Законом области от 16.12.2005 N 196-З.

Не случайно в статье 2 Закона Нижегородской области от 06.05.2005 N 41-З “О наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований в Нижегородской области“ главам муниципальных образований в области присвоены в соответствии с Федеральным законом новые наименования, отличные от тех, которые были зафиксированы в Законе области от 08.04.1996 N 27-З. Из
этих наименований исключены слова “глава администрации“. И в Законе области от 10.10.2003 (ред. от 30.05.2005 N 58-З) уже не содержится в отношении глав муниципальных образований в отличие от муниципальных служащих положений о надбавках к должностному окладу за квалификационный разряд.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Закон Нижегородской области от 19.01.2004 N 4-З “О квалификационных разрядах муниципальных служащих в Нижегородской области“ (ред. от 06.07.2005 N 85-З) в соответствии с Федеральным законом “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“ и Законом Нижегородской области “О муниципальной службе и муниципальных должностях в Нижегородской области“ определяет квалификационные требования к должностям муниципальной службы, устанавливает квалификационные разряды муниципальных служащих в Нижегородской области, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы области, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы.

В силу абз. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Нижегородской области от 19.01.2004 N 4-З “О квалификационных разрядах муниципальных служащих в Нижегородской области“ (ред. от 06.07.2005 N 85-З) решение о присвоении квалификационного разряда муниципальному служащему принимается в отношении главы администрации муниципального образования представительным органом местного самоуправления.

По мнению прокурора Нижегородской области, абз. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Нижегородской области противоречит федеральному законодательству, т.к. глава местной администрации может занимать должность на выборной основе, в этом случае указанное лицо не является муниципальным служащим, а замещает выборную муниципальную должность, следовательно, квалификационный разряд муниципальных служащих главе администрации в этом случае присваиваться не может. Указанного изъятия оспариваемая норма Закона области не содержит.

Между тем
судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявления прокурора Нижегородской области.

Прокурор Нижегородской области не указал, какому конкретно Федеральному закону, конкретной норме закона (части, пункту, статье) противоречит абзац 2 части 1 статьи 3 Закона Нижегородской области от 19.01.2004 N 4-З “О квалификационных разрядах муниципальных служащих в Нижегородской области“.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“ муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“ муниципальные должности подразделяются на:

выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Согласно ч. 1, 2 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Таким образом, глава администрации муниципального образования не относится к выборным должностным лицам
местного самоуправления, он является муниципальным служащим.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“ квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.

Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Абзацем 2 ч. 1 ст. 3 Закона Нижегородской области от 19.01.2004 N 4-З “О квалификационных разрядах муниципальных служащих в Нижегородской области“ предусматривается решение представительного органа местного самоуправления о присвоении квалификационного разряда муниципальному служащему - главе администрации муниципального образования, что не противоречит вышеуказанному федеральному законодательству.

Из анализа преамбулы Закона Нижегородской области от 19.01.2004 N 4-З следует, что настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“ и Законом Нижегородской области “О муниципальной службе и муниципальных должностях в Нижегородской области“ определяет квалификационные требования только к должностям муниципальной службы, устанавливает квалификационные разряды муниципальных служащих в Нижегородской области, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы области, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы.

Таким образом, он не касается регулирования вопросов, связанных с деятельностью выборных должностных лиц местного самоуправления.

Поскольку главы муниципальных образований
в силу положений пункта 2 статьи 1, пункта 2 статьи 2 и статьи 7 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации“, части 1 статьи 2, статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ не являются муниципальными служащими, то в оспариваемой прокурором Нижегородской области статье Закона Нижегородской области не должно быть указаний на присвоение квалификационного разряда главе муниципального образования.

Что же касается утверждений прокурора Нижегородской области в заявлении о том, что глава местной администрации может занимать должность на выборной основе, то они не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Из смысла пунктов 2 и 4 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования может возглавлять местную администрацию, исполнять полномочия главы местной администрации, оставаясь при этом главой муниципального образования.

Статус же главы местной администрации, установленный статьей 37 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, допускает лишь назначение его на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (ч. 2).

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования (ч. 5).

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования (ч. 6).

Ссылка прокурора Нижегородской области в обоснование своей позиции на п. 1 ст. 16 Закона Нижегородской области от 08.04.1996 N 27-З “Об организации местного самоуправления в Нижегородской области“ (ред.
от 11.06.2004) является необоснованной, т.к. Законом Нижегородской области от 16.12.2005 N 196-З “О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Нижегородской области“ данный Закон области признан утратившим силу.

С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым в удовлетворении заявления прокурору Нижегородской области отказать.

Руководствуясь ст. 194, ст. 198 ГПК РФ, судебная коллегия

решила:

В удовлетворении заявления прокурору Нижегородской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение десяти дней.

Председательствующий

*.*. ДОРОДНОВ