Решения районных судов

Ответственность в части возмещения за счет казны РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на Министерство финансов РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета. По делу. Нижегородская область.

от 24 июня 2005 года Дело N А43-6972/2005-23-207

Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2005 г.

Полный текст решения изготовлен 24 июня 2005 г.

(извлечение)

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Беляковой Валент при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковой *.*., рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального предприятия “Теплоэнерго“, г. Н.Новгород, к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, министерству финансов Нижегородской области, г. Н.Новгород, Правительству Нижегородской области, министерству труда и социальной защиты Нижегородской области, г. Н.Новгород, администрации города Нижнего Новгорода, департаменту финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода, администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода о взыскании 7894044 рублей 09 копеек,

установил:

муниципальное
предприятие “Теплоэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, министерству финансов Нижегородской области, Правительству Нижегородской области, министерству труда и социальной защиты Нижегородской области, администрации города Нижнего Новгорода, департаменту финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода, администрации Канавинского района о взыскании 7894044 рублей 09 копеек расходов, связанных с предоставлением в 2004 году льгот отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Истец заявил ходатайство о рассмотрении дела 17.06.2005 в отсутствие своего представителя.

Департамент финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода заявил о рассмотрении дела без участия своего представителя. Поэтому на основании части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и департамента финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода.

В обоснование иска истец указал, что на основании договора N 33 от 13.02.2004, заключенного с управлением по труду и социальной защите населения администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода, МП “Теплоэнерго“ предоставляло льготы инвалидам в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

За период с 01.01.2004 по 31.12.2004 было предоставлено льгот по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению на сумму 18450931 рубль 61 копейка.

Управлением по труду и социальной защите населения администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода в рамках указанного договора возмещено МП “Теплоэнерго“ 10556887 рублей 52 копейки.

Не возмещены затраты истца по предоставлению льгот инвалидам в сумме 7894044 рублей 09 копеек.

Поскольку указанные расходы истцу не возмещены, МП “Теплоэнерго“ на основании статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской
Федерации обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в сумме 7894044 рублей 09 копеек.

Истец заявил ходатайство от 09.06.2005 N 14/341/М об уменьшении размера государственной пошлины в связи с тяжелым финансовым положением предприятия. Министерство финансов Российской Федерации считает исковые требования необоснованными, так как нормы статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном спорном случае не могут быть применимы, поскольку никаких незаконных действий в отношении истца государство не совершало.

Обязанность государства по возмещению за счет средств бюджета юридическим лицам выпадающих доходов возникает из законов, предусматривающих предоставление льгот. Таким образом, по своей природе выпадающие доходы являются не убытками и их возмещение - это не мера ответственности за нарушение обязательства, а самая непосредственная обязанность государства, которую оно должно выполнить в натуре.

Установленную в федеральном законе обязанность государства по компенсации необходимых затрат нельзя отождествлять с частноправовой обязанностью субъекта гражданского права. Возмещение внедоговорного вреда в порядке статьи 1069 ГК РФ является институтом гражданского права, поэтому для компенсации выпадающих доходов соответствующих предприятий оно не применяется.

По мнению данного ответчика, институт возмещения внедоговорного вреда в порядке статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации является институтом гражданского права и для компенсации выпадающих доходов соответствующих предприятий он не может быть применен.

Правила статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются в случаях, когда имеет место причинение вреда государственными органами в результате их неправомерных действий. В этих случаях государственный орган и потерпевший участвуют в правоотношениях на равных началах, так как такие действия осуществляются хотя и от имени государства, но вне установленной процедуры реализации его суверенной власти.

Кроме того, по мнению Министерства финансов Российской Федерации,
не подлежит возмещению налог на добавленную стоимость.

Министерство финансов Нижегородской области отзывом на иск заявленные требования отклонило, поскольку надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство финансов Российской Федерации.

На реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ за счет средств федерального Фонда компенсаций Нижегородской области было выделено в 2004 году 460883000 рублей (приложение 14 к ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“). Предусмотренные для Нижегородской области в Федеральном законе “О федеральном бюджете на 2004 год“ денежные средства в сумме 460883000 рублей были получены в полном объеме и перечислены в полном объеме получателям бюджетных средств, в том числе г. Н.Новгороду в сумме 206953000 рублей. Указанные обстоятельства подтверждаются карточкой учета получателей бюджетных средств и кассовых расходов на 2004 год, реестрами получателей льгот и выписками из лицевого счета.

Использование выделенных средств на иные цели невозможно в связи с тем, что все операции по перечислению субвенций производятся через счета, открытые в органах Федерального казначейства (в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ N 536 от 14.07.2001).

В соответствии со статьями 15.3, 15.6 Закона РФ N 4218-1 от 24.12.1992. Кроме того, по мнению данного ответчика, истец неправомерно завысил сумму иска на сумму НДС 18%.

Правительство Нижегородской области считает, что оно не должно нести ответственность за возникшие у истца убытки, поскольку является ненадлежащим ответчиком.

Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области иск не признало, указав на следующие обстоятельства.

По Закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ лимит ЖКУ на 2004 год по городу Нижнему Новгороду на реализацию этих льгот установлен в размере 206803000 рублей. Денежные средства в пределах установленных лимитов по указанному Закону
получены министерством в полном объеме и направлены в соответствии с целевым назначением в город Нижний Новгород.

Администрация города Нижнего Новгорода возражений по иску не представила.

Департамент финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода иск не признал, указав на следующие обстоятельства. Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ не предусматривается предоставление льгот инвалидам и их семьям за счет местных бюджетов. Нижегородской областью бюджету города Нижнего Новгорода в 2004 году денежные средства на эти цели также не выделялись. Поэтому департамент финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода не несет ответственность за убытки, причиненные истцу в связи с предоставлением льгот инвалидам. Администрация Канавинского района г. Нижнего Новгорода иск отклонила и заявила о том, что является ненадлежащим ответчиком.

Согласно подп. 2.1 п. 2 договора N 33 от 13.02.2004, заключенного между МП “Теплоэнерго“ и администрацией Канавинского района по предоставлению льгот на жилищно-коммунальные услуги, администрация района несет ответственность за возмещение средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и при перечислении средств из федерального или областного бюджетов ею производятся расчеты с поставщиком за предоставленные льготы.

На основании ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ меры социальной защиты инвалидов финансируются за счет средств федерального бюджета. Средства федерального бюджета перечисляются на счет субъектов РФ в виде субсидий.

Администрация г. Нижнего Новгорода комиссионно распределяет выделенные г. Н.Новгороду ассигнования по целевым статьям и районам города. По ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ на 2004 г. был установлен лимит в сумме 27384000 рублей, в том числе МП “Теплоэнерго“ 10556887 рублей 52 копеек. Таким образом, в пределах утвержденных лимитов денежные
средства согласно распределению ассигнований, выделенных комиссией администрации города Н.Новгорода по распределению ассигнований, управлением по труду и социальной защите населения администрации Канавинского района города Н.Новгорода перечислены поставщикам в полном объеме, и соответственно обязательства о предоставлении льгот по ЖКХ по договору N 33 от 13.02.2004 управлением выполнены.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные доказательства, суд установил следующее.

Между управлением по труду и социальной защите населения администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода и МП “Теплоэнерго“ был заключен договор N 33 от 13.02.2004 о предоставлении льгот за ЖКУ в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, по условиям которого МП “Теплоэнерго“ обеспечивает предоставление льгот инвалидам за жилищно-коммунальные услуги, отопление и горячее водоснабжение, а администрация составляет акты сверки взаимных расчетов и при перечислении средств из федерального или областного бюджетов производит расчеты с истцом за предоставленные льготы.

Стоимость вышеуказанного договора определяется в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных управлению социальной защиты администрации Канавинского района на 2004 год.

На основании ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ МП “Теплоэнерго“ в 2004 году предоставляло инвалидам льготы по оплате жилья и коммунальных услуг на общую сумму 18450931 рубль 61 копейка, в том числе ЗАО “ДЕЗ“ Канавинского района - 15453044 рубля 34 копейки и МП “Сортировка“ - 2997887 рублей 27 копеек.

Льготы предоставлены за счет собственных средств истца и во исполнение договора N 33 от 13.02.2004, заключенного с управлением по труду и социальной защите населения администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода.

В соответствии со статьями 15.3, 15.6 Закона РФ N 4218-1 от 24.12.1992. Следовательно, источником финансирования рассматриваемых
расходов является федеральный бюджет.

Годовые лимиты расходования средств на реализацию указанных законов утверждаются законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Распределение ассигнований по районам города Нижнего Новгорода и между предприятиями, предоставляющими льготы, осуществляется комиссией при администрации города Нижнего Новгорода. Законом “Об областном бюджете на 2004 год“ установлены лимиты на жилищно-коммунальные услуги по городу Нижнему Новгороду на реализацию льгот по ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в размере 206803000 рублей (л.д. 106, 127).

Как видно из уведомления о лимитах бюджетных ассигнований областного бюджета на 2004 год, объемы лимитов по Канавинскому району составляют 27384000 рублей, в том числе МП “Теплоэнерго“ Канавинского района - 10556887 рублей 52 копейки (л.д. 130 - 142).

Управление по труду и социальной защите населения администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода возместило МП “Теплоэнерго“ Канавинского района сумму 10556887 рублей 52 копейки, что подтверждается актом сверки расчетов по состоянию на 01.01.2005 (л.д. 10 - 11).

Кредиторская задолженность по предоставленным истцом льготам в 2004 г. по ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ является сверхлимитной, что подтверждается актом сверки, подписанным между истцом и управлением по труду и социальной защите населения администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода.

Следовательно, убытки истца от предоставления льгот возникли вследствие незаконного бездействия федеральных органов государственной власти, ответственных за формирование и утверждение федерального бюджета, по надлежащему финансовому обеспечению публичных обязательств Российской Федерации по ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов
местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации и казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

Пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.

Согласно пункту 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Поэтому ответственность за ненадлежащее финансовое обеспечение и причиненный вред истцу по Федеральному закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ следует возложить на Министерство финансов Российской Федерации.

Противоправность поведения Министерства финансов Российской Федерации как органа, ответственного за формирование (подготовку) и исполнение федерального бюджета, усматривается из того факта, что в Федеральном законе “О федеральном бюджете на 2004 год“ не было предусмотрено достаточно средств для компенсации расходов хозяйствующих субъектов на реализацию льгот инвалидам. Утверждение Министерства финансов Российской Федерации о том, что к спорным правоотношениям не может быть применена статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, не соответствует правилам указанной статьи и фактическим обстоятельствам дела.

Довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что надлежащим ответчиком по данному спору является министерство финансов Нижегородской области, не может быть признан обоснованным. Согласно статье 4 Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ и статье 38 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“
органы местного самоуправления вправе осуществлять государственные полномочия в пределах переданных финансовых средств на их реализацию, то есть несут ответственность за невыполнение соответствующего закона в пределах лимитов бюджетных обязательств. По делу установлено, что министерство финансов Нижегородской области в пределах выделенных средств перечислило денежные средства в полном объеме.

Как видно из представленных в дело счетов, в сумму 18450931 рубль 61 копейка включен налог на добавленную стоимость, составляющий 18%. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами разного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Из пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость“ Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, следует, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Поскольку суммы, полученные из бюджета для возмещения убытков от предоставления населению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по указанному налогу, из суммы, представленной истцом к возмещению, 18450931
рубль 61 копейка должен быть исключен налог на добавленную стоимость.

Таким образом, размер убытков составит сумму 5079495 рублей 20 копеек.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по делу относятся на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям: на Министерство финансов Российской Федерации с суммы 5079495 рублей 20 копеек, на истца - с остальной суммы иска и подлежат взысканию с истца в доход федерального бюджета, так как определением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.03.2005 МП “Теплоэнерго“ была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины.

С Министерства финансов Российской Федерации госпошлина взысканию не подлежит, поскольку согласно статье 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации от уплаты госпошлины освобождено.

Истец заявил ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины, ссылаясь на тяжелое финансовое положение предприятия.

В соответствии с пунктом 4 статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина уменьшается до 1000 рублей.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 102, 110, 167 - 171, 176, 177, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, в пользу муниципального предприятия “Теплоэнерго“, г. Н.Новгород, 5079495 рублей 20 копеек убытков. Взыскать с муниципального предприятия “Теплоэнерго“, г. Н.Новгород, в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей.

В остальной части иска отказать.

В иске к министерству финансов Нижегородской области, Правительству Нижегородской области, министерству труда и социальной защиты Нижегородской области, администрации города Нижнего Новгорода, департаменту финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода, администрации Канавинского района отказать.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Нижегородской области.

Судья

*.*. БЕЛЯКОВА