Операции по реализации древесины, полученной от рубок ухода за лесом, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях. По делу. Нижегородская область.
от 6 сентября 2004 года Дело N А43-11884/2004-16-528(извлечение) Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Байбородина *.*., при ведении протокола судебного заседания судьей Байбородиным *.*., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению федерального государственного учреждения “Мухтоловский лесхоз“ к межрайонной инспекции МНС России N 3 по Нижегородской области о признании частично недействительным решения межрайонной инспекции МНС России N 3 по Нижегородской области N 101 от 10.06.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Сущность спора:
Учреждение, не согласившись с вынесенным решением, обжаловало его в суд. В обоснование своих требований заявитель указывает, что по своей организационно-правовой форме лесхозы являются государственными учреждениями, финансируются за счет средств федерального бюджета. Осуществляя возложенные на них обязанности, лесхозы проводят рубки ухода за лесом в р деятельности. Суммы, полученные от данной деятельности, полностью расходуются на финансирование затрат лесного хозяйства и налогом на добавленную стоимость не облагаются. Кроме того, лесхозы являются уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и освобождаются от платы за загрязнение окружающей природной среды.
Ответчик не согласился с заявленными требованиями, просит суд в иске отказать по основаниям, указанным в отзыве на заявление.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялись перерывы.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 143 части второй Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели. Операции, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения, указаны в пунктах 1 и 2 статьи 146 Кодекса. Согласно статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг). Подпунктом 4 пункта 2 этой статьи предусмотрено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций (исключительных полномочий в определенной сфере деятельности - в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Льготы по налогу на добавленную стоимость предоставлены лесхозам подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами.
Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.
Подпункт 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса также не исключает реализацию товаров из предусмотренных пунктом 1 этой статьи объектов налогообложения.
В данном случае лесхоз осуществлял реализацию древесины, полученной от рубок по уходу за лесом. В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса признается передача на возмездной основе права собственности на товар, следовательно, лесхоз в проверяемый период осуществлял операции по реализации товаров (древесины).
Применение к спорным правоотношениям положений подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно, так как операции по реализации указанной древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг), а также не являются исключительными полномочиями лесхоза, поскольку в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации данные операции могут выполняться и лесопользователями.
Следовательно, операции по реализации древесины, полученной от рубок по уходу за лесом, подлежат налогообложению на общих основаниях.
Несостоятелен довод заявителя о том, что средства, полученные от данной деятельности, расходуются на финансирование затрат лесного хозяйства, поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы, полученные от деятельности, приносящей доход, учитываются после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах.
Согласно распоряжения Администрации Нижегородской области N 414-р от 17.03.2000 и постановления Правительства Нижегородской области N 387 от 30.12.2003 от платы за загрязнение окружающей природной среды освобождены уполномоченные государственные органы РФ в области охраны окружающей природной среды. Однако распоряжение N 414-р признано противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления в законную силу, согласно решению судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 27.05.2002. Распоряжением Правительства Нижегородской области N 302-р от 10.06.2002 установлено, что на территории Нижегородской области взимание платы за загрязнение окружающей среды осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ N 632 от 28.08.1992 “Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“.
Исходя из изложенного, суд считает решение N 101 от 10.06.2004 в части начисления налога на добавленную стоимость - 2401437 рублей, пени за неуплату налога на добавленную стоимость и штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; платы за загрязнение окружающей природной среды - 42231 рублей, пени и штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на заявителя. Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований о признании частично недействительным решения межрайонной инспекции МНС России N 3 по Нижегородской области N 101 от 10.06.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения федеральному государственному учреждению “Мухтоловский лесхоз“ отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
*.*. БАЙБОРОДИН
к № А43-11884/2004-16-528