Договор купли-продажи котельной заключен в соответствии с законодательством о банкротстве, т.к. объект недвижимости не является жизненно необходимым для региона и подлежит включению в конкурсную массу должника. По делу. Нижегородская область.
от 16 декабря 2003 года Дело N А43-4590/2003-21-137(извлечение)
Арбитражный суд в составе судьи Чемеровской Та при ведении протокола судебного заседания судьей Чемеровской *.*., рассмотрев дело по иску администрации г. Нижнего Новгорода к ответчикам: акционерному обществу открытого типа “РИАП“ и обществу с ограниченной ответственностью “Киловатт“ - о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки,
установил:
с заявлением о признании недействительным договора купли-продажи здания котельной от 18.02.2003 между АООТ “РИАП“ и ООО “Киловатт“ и применении последствий недействительности сделки обратилась администрация г. Нижнего Новгорода. Истец считает, что оспариваемый договор заключен с нарушением п. 4 ст. 104 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“. Объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, в процессе конкурсного производства не включаются в конкурсную массу и подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления.
Спорный объект обеспечивает теплоснабжение 15 жилых домов, общеобразовательной школы N 53, областной школы-интерната для слепых детей. Учитывая жизненную необходимость и нормальное функционирование отчужденного объекта недвижимости, обеспечение законных прав граждан, в силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ просит признать сделку купли-продажи недействительной.
Ответчик - АООТ “РИАП“ - иск не признал, считает, что обращение с иском нарушает права и законные интересы собственника объекта недвижимости (котельной), который изначально проектировался для производственных нужд закрытого оборонного предприятия п/я М-5664 и включен в план приватизации Нижегородского государственного завода радиоизмерительной аппаратуры.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Котельная не может быть отнесена к объектам, жизненно необходимым для региона, так как администрация г. Нижнего Новгорода имеет другие теплоисточники, способные обеспечить теплом жилые дома и другие социальные объекты. Это следует и из заключения эксперта НижегородгражданНИИпроекта.
Просит в иске отказать.
Ответчик - ООО “Киловатт“ - иск не признал.
На момент заключения оспариваемого договора АООТ “РИАП“ представлены документы, подтверждающие его право собственности на котельную. Какие-либо ограничения или обременения, которые препятствовали бы заключению договора купли-продажи, отсутствовали.
После приобретения объекта недвижимости обществом произведен ремонт, который был необходим для пуска котельной в эксплуатацию, на сумму 1524600 рублей.
Отопительный сезон 2003 - 2004 гг. начат своевременно, заключены договоры с потребителями тепла. ООО “Киловатт“ награждено почетной грамотой за хорошую организацию работ по качественной и своевременной подготовке котельной к отопительному сезону 2003 - 2004 гг. администрацией Советского района г. Нижнего Новгорода.
Просит в иске отказать.
Выслушав доводы сторон, исследовав имеющиеся в деле документы, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим мотивам.
11.07.2002 решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-6908/0018-197 АООТ “РИАП“ признано несостоятельным (банкротом) и в отношении его имущества открыто конкурсное производство.
18.02.2003 АООТ “РИАП“ и ООО “Киловатт“ заключили договор купли-продажи недвижимого имущества - нежилого отдельно стоящего здания (литера Г - котельная), площадью 1292,8 кв. м, этажность - 3, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Бекетова, д. 13, литера Г.
Стоимость предмета договора определена сторонами в соответствии с отчетом об оценке N 35 (25), выполненным 01.11.2002 ООО “Эксперт-Оценка“, в сумме 1769897 рублей.
Истец считает, что вышеуказанный объект не должен включаться в конкурсную массу в силу п. 4 ст. 104 ФЗ от 08.01.1998 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, так как является объектом коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимой для региона, и подлежит передаче администрации г. Нижнего Новгорода.
В обоснование своих доводов ссылается на то, что котельная, принадлежащая АООТ “РИАП“, обеспечивает теплоснабжение 15 жилых домов, общеобразовательных школ, областной школы-интерната.
По мнению истца, подключение к другим источникам тепла вышеуказанных объектов невозможно, так как отсутствуют ресурсы для этого.
Кроме того, городской бюджет получит материальные выгоды при передаче спорного объекта в муниципальную собственность.
В противном случае администрация г. Нижнего Новгорода должна понести дополнительные расходы на подключение к другим источникам тепла, что негативно скажется на городском бюджете.
Доводы истца являются необоснованными, суд не может согласиться с его доводами. Из материалов дела следует, что согласно плану приватизации Нижегородского государственного завода радиоизмерительной аппаратуры, зарегистрированному в Администрации Нижегородской области 24.08.1994, котельная и мазутное хозяйство 1961 года ввода в эксплуатацию (инвентарный номер 003) вошли в уставный капитал АООТ “РИАП“.
Изначально спорный объект - котельная предназначался для удовлетворения нужд предприятия в паре, горячей воде и оборудовании, что подтверждается заданием на проектирование технического перевооружения энергохозяйства предприятия п/я М-5664 (в настоящее время - АООТ “РИАП“). Следовательно, спорный объект построен для технологических нужд предприятия и создавался за счет предприятия.
В связи с сокращением объемов производства на АООТ “РИАП“ и с его согласия в 1996 году произведено подключение к источнику теплоснабжения (котельной АООТ “РИАП“) 15 жилых домов, а затем школы и школы-интерната.
Положения п. 4 ст. 104 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ применимы в процедуре конкурсного производства лишь в отношении объектов, жизненно необходимых для региона, поскольку является для него единственным объектом.
Для установления возможности теплоснабжения социально значимых объектов, находящихся в муниципальной собственности, от других источников тепла, судом назначалась техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта МУП “НижегородгражданНИИпроект“ от 01.11.2003, объекты, находящиеся в муниципальной собственности (15 жилых домов, школа, школа-интернат), находятся в зоне действия сети Нагорной котельной и ЦНК котельной по ул. Деловой и возможно их теплоснабжение от вышеуказанных объектов при проведении определенных материальных затрат.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что спорный объект нельзя отнести к объектам коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимым, для г. Нижнего Новгорода и Советского района, где расположена котельная.
Отсутствие денежных средств в бюджете г. Нижнего Новгорода для перевооружения тепловых сетей, теплопунктов, обеспечивающих теплом социально значимые объекты, не является основанием для применения в рассматриваемой ситуации правил, изложенных в п. 4 ст. 104 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.
Проблемы, связанные с исполнением бюджета и его пополнением, являются обязанностью муниципального образования и не должны перекладываться на участников гражданского оборота другой формы собственности. Законные интересы кредиторов в рамках конкурсного производства в процедуре банкротства подлежат защите в соответствии со ст. 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Статья 8 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашает признание и равную защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса АООТ “РИАП“ реализовал свое право собственника по распоряжению имуществом, ему принадлежащим, заключив оспариваемый договор с ООО “Киловатт“.
Поскольку спорный объект используется для отапливания жилых домов, школы и школы-интерната, вопросы, касающиеся использования котельной, подлежат урегулированию органами местного самоуправления с ООО “Киловатт“ путем заключения соответствующих договоров.
Из материалов дела следует, что ООО “Киловатт“ заключены договоры на отпуск и потребление тепловой энергии с МОУ “Гимназия N 53“ (N 08-Г от 17.10.2003), с ГОУ НСО “Школа-интернат“ (N 20-Т от 14.11.2003), с МУП “Теплоэнерго“ (N 14-т от 30.10.2003).
Тарифы определены сторонами с учетом решения правления региональной энергетической комиссии Нижегородской области N 28/1 от 19.09.2003 “О тарифах на тепловую энергию для ведомственных котельных Нижегородской области“.
Поскольку истец не представил доказательств обоснованности его требований, в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ иск подлежит отклонению.
Истец освобожден от уплаты госпошлины при обращении с иском.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В иске администрации г. Нижнего Новгорода отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Нижегородской области.
Судья
*.*. ЧЕМЕРОВСКАЯ
к № А43-4590/2003-21-137