Решения районных судов

Конкурсный управляющий имеет право на получение необходимой информации от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, как законный представитель правообладателя, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, установленных федеральным законом. По делу. Волгоградская область.

Арбитражный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Середа *.*.

при ведении протокола судебного заседания судьей Середа *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению конкурсного управляющего ООО “АТВ“ Ш. к Управлению Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области

о признании решения незаконным

при участии в заседании:

от заявителя - А., дов. б/н от 27.04.09 г.

от ответчика - Г., дов. N 37 от 7.09.07 г.

установил:

Заявленные требования обоснованы тем, что оспариваемое решение не соответствует требованиям п. 1 ст. 20.3., ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним“ и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку он не имеет возможности надлежащим образом исполнять возложенные на него арбитражным судом обязанности.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился, указал, что при принятии оспариваемого решения помимо Закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. руководствовался и разъяснениями Федеральной регистрационной службы от 25.03.2009 г. N 1-1381.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд находит предъявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Решением арбитражного суда от 27.03.09 г. по делу N А12-2082/2009 ООО “АТВ“ признано банкротом, конкурсным управляющим утвержден Ш.

16.04.09 г. лично обратился в УФРС по Волгоградской области с заявлением о предоставлении ему как конкурсному управляющему ООО “АТВ“ сведений о правах должника на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.

УФРС по Волгоградской области 22.04.09 г. сообщением N 01/094/2009-25 со ссылкой на п. 3 ст. 7 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ отказало Ш. в предоставлении запрашиваемой информации в связи с непредставлением документа, подтверждающего регистрацию юридического лица; документа, подтверждающего полномочия Ш., и документа, подтверждающего оплату за выдачу информации.

Не согласившись с данным отказом, Ш. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно ст. 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому
акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух условий: их несоответствие требованиям закона и нарушение прав и законных интересов лица, оспаривающего данное действие (бездействие).

При этом согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Заявитель полагает, что оспариваемое положение не соответствует требованиям п. 1 ст. 20.3., ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Арбитражный суд находит доводы заявителя обоснованными.

Как следует из оспариваемого решения, отказом в предоставлении испрашиваемой информации послужило не представление конкурсным управляющим документов, предусмотренных п. 3 ст. 7 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г., а именно: документа, подтверждающего регистрацию юридического лица; подтверждающего полномочия Ш., подтверждающего оплату за выдачу информации.

Из отзыва ответчика и пояснений его представителя в судебном заседании следует, что ответчик руководствовался при этом как п. 1 ст. 7, так и п. 3 ст. 7 Закона. По его мнению, указанные нормы подлежат одновременному применению, поскольку они дополняют друг друга.

Арбитражный суд не принимает довод ответчика, полагает, что им дано неверное толкование норм права.

Так согласно п. 1
ст. 7 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. государственная регистрация носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).

Согласно п. 3 ст. 7 Закона сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченного дееспособным представляются в установленном федеральным законом порядке только:

самим правообладателям или их законным представителям;

физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя;

залогодержателю в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся у него в залоге;

руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;

судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями;

лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;

федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов;

председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации для обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

Сведения о правах наследодателя на объекты недвижимости предоставляются также по запросу нотариуса в связи с открытием наследства.

Таким образом, из приведенных норм следует, что они регламентируют предоставление информации об объектах недвижимости разным субъектам: п. 1 ст.
7 - любому лицу, п. 3 ст. 7 - только лицам согласно приведенному перечню.

Порядок, объем предоставляемой информации также различен и регламентируется соответственно разделами “III. Порядок заполнения и выдачи выписок из Единого государственного реестра прав в соответствии с пунктом 1 статьи 7“ и “V. Порядок заполнения и выдачи обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости“ Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах (далее Инструкция), утвержденной Приказом Минюста РФ от 18.09.2003 г. N 226.

В данном случае Ш. обратился к ответчику за получением необходимой информации как законный представитель правообладателя, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.02 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Полномочия Ш. как конкурсного управляющего ООО “АТВ“ подтверждены представленной им копией решения арбитражного суда. При этом ни п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, ни Инструкция не предусматривают, что данный документ должен быть нотариально удостоверен.

Довод ответчика о необходимости представления документа, подтверждающего регистрацию юридического лица, также не состоятелен, поскольку п. 3 ст. 7 Закона также не предусмотрено предоставление такого документа при истребовании информации самим правообладателем.

Не
соглашается арбитражный суд и с доводов ответчика о необходимости оплаты предоставляемой информации.

Действительно, согласно п. 1 ст. 8 Закона информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества предоставляется за плату, если иное не установлено законом. Пункт 2 данной статьи содержит перечень органов, которым информация предоставляется бесплатно. В данном перечне конкурсные управляющие отсутствуют. В связи с чем, ответчик полагает, что они обязаны производить оплату за предоставление информации.

Однако п. 1 ст. 8 Закона устанавливает, что информация предоставляется за плату лишь в тех случаях, если иное не установлено законом.

решил:

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

*.*. СЕРЕДА