Решения районных судов

Заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц обеспечивается ограниченными возможностями регистрирующих органов по принятию решений об отказе в государственной регистрации; таким образом, перечень оснований, предусмотренный статьей 23 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, расширительному толкованию не подлежит. По делу. Волгоградская область.

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Стрельникова *.*.,

при ведении протокола судебного заседания Стрельниковой *.*.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

В.

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Волгограда о признании незаконным решения от 16.02.2009 об отказе в государственной регистрации

при участии в судебном заседании:

от заявителя - В., паспорт;

от ИФНС - М., представитель по доверенности N 115 от 31.12.2008 г.

установил:

Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемое решение принято ответчиком в нарушение статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Ответчик заявленные требования не признал, просит в удовлетворении заявления отказать.

Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих
в деле, оценив их доводы, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Материалами дела установлено, что ООО “ДЕВА СЕРВИС“, ООО “Промстройметалл“, ООО “Автотрейд“ заключили договор о слиянии с образованием ООО “АЛЬЯНС“ (далее - Общество), 31.10.2008 г. утвердили на общем собрании учредительные документы ООО “АЛЬЯНС“, 26.01.2009 г. избрали директора в лице В., которому дано поручение подготовить и подать учредительные документы общества для государственной регистрации.

9.02.2009 г. в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда поступило заявление В. о государственной регистрации ООО “АЛЬЯНС“, создаваемого в результате реорганизации (слиянии) ООО “ДЕВА СЕРВИС“, ООО “Промстройметалл“, ООО “Автотрейд“.

Право В. на подачу заявления (помимо решения собрания учредителей Общества) предусмотрено ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, согласно которой при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть физические лица - руководитель постоянно действующего органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. Согласно ст. 52 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“ единоличный исполнительный орган общества, создаваемого в результате слияния, осуществляет действия, связанные с государственной регистрацией данного общества.

Решением Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда от 16.02.2009 г. на основании представленных документов заявителю отказано в регистрации ООО “АЛЬЯНС“ на том основании, что среди представленных для регистрации документов отсутствуют:

заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния. В предоставленном на регистрацию заявлении (форма N Р12001) указаны недостоверные сведения об адресе места жительства участника общества Ш.: Волгоградская обл., г. Дубовка, ул. Гагарина, 48,
в то время как согласно сведений отдела УФМС в Центральном районе г. Волгограда, адресом места ее регистрации является г. Волгоград, ул. Глазкова, 23-19. В связи с чем, в заявлении указаны недостоверные сведения, в части адреса места жительства участника Ш., заявление считается непредставленным;

документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с п. п. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1.04.1996 г. N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“. Для государственной регистрации представлены копии документов, подтверждающих представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемых ненормативный акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух условий: их несоответствие требованиям закона и нарушение прав и законных интересов лица, оспаривающего данное действие (бездействие).

В соответствии со ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или
лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд считает, что оспариваемое решение не соответствует требованиям ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон).

Согласно ст. 14 Закона при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются документы по указанному в статье перечню, в том числе в соответствии с п. “ж“ ч. 1 представляется документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с п. п. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1.04.1996 г. N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Заявитель указал, что требование ст. 14 Закона им выполнено, что подтверждается письмом с отметкой ИФНС о получении документов от 09.02.2009 г., распиской от 10.02.2009 г. о получении документов на государственную регистрацию, из которых следует, что регистрационным органом приняты соответствующие документы.

Довод заявителя подтвержден представленным Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда пакетом документов, переданных В. для государственной регистрации ООО “АЛЬЯНС“.

Из данных документов следует, что “ДЕВА СЕРВИС“, ООО “Промстройметалл“, ООО “Автотрейд“ направили в территориальные органы Пенсионного фонда РФ (по месту своего нахождения) сведения о прекращении деятельности с приложением анкет застрахованных лиц, индивидуальных сведениях о застрахованных лицах.

Суд не принимает во внимание доводы налогового органа о том, что копии указанных документов не являются доказательством
направления в территориальные органы Пенсионного фонда РФ необходимых сведений, что доказательством являются лишь подлинные документы, подтверждающие представление в орган Пенсионного фонда РФ таких документов.

Оригиналы документов обозревались в судебном заседании.

В ст. 14 Закона не конкретизируется, какой именно документ должен представить заявитель в подтверждение факта направления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ необходимых сведений. Согласно ст. 9 Закона требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 19.06.02 г. N 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Однако и в данном постановлении отсутствуют разъяснения по данному вопросу.

Таким образом, законодатель ни в Федеральном законе от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ ни в Постановлении Правительства РФ от 19.06.02 г. N 439 не конкретизировал, какой же именно документ может являться подтверждением факта направления в территориальные органы Пенсионного фонда РФ предусмотренных законом сведений. Следовательно, таким доказательством могут быть копии документов, содержащие информацию о выполнении юридическими лицами требований об уведомлении органов Пенсионного фонда о прекращении своей деятельности и направлении персонифицированных сведений о застрахованных лицах.

В решении ИФНС по Центральному району об отказе также указано, что среди представленных на регистрацию документов отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния.

В материалах дела имеется заверенная ксерокопия заявления по форме N Р12001, представление которого предусмотрено п. “а“ ч. 1 ст. 14 Закона с нотариально удостоверенной подписью заявителя В., являющегося уполномоченным лицом для предъявления документов в регистрирующий орган, в котором подтверждается, что учредительные
документы созданного путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации.

Согласно положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

ИФНС Центральному району не представило доказательств, свидетельствующих о наличии у регистрирующего органа предусмотренных статьей 23 Закона оснований для отказа в государственной регистрации Общества.

Исходя из содержания названной статьи, заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц обеспечивается ограниченными возможностями регистрирующих органов по принятию решений об отказе в государственной регистрации. Перечень оснований, предусмотренный статьей 23 Закона для отказа в государственной регистрации, расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, при представлении всех документов, предусмотренных статьей 14 Закона, у регистрирующего органа не было оснований для отказа в регистрации юридического лица.

Кроме того, результаты проведенных мероприятий по проверке информации относительно места жительства участника Общества Ш. не свидетельствуют о недостоверности документов и сведений, представленных на регистрацию в ИФНС по Центральному району г. Волгограда.

Регистрирующий орган по своей инициативе осуществил поиск информации, подтверждающих достоверность сведений, поданных для регистрации, что противоречит положениям Закона. Так, в ИФНС по Центральному району г. Волгограда из отделения УФМС России в Центральному району г. Волгограда 24.04.2007 г. поступили сведения о постановке на регистрационный учет по месту
жительства Ш. по ул. Глазкова, д. 23 кв. 19 г. Волгограда.

Заявитель пояснил, что Ш. о регистрации по указанному адресу его не уведомляла, сведения о месте жительства Ш. в налоговый орган им не подавались.

Из выписки ЕГРЮЛ ООО “АвтоТрейд“ от 30.03.2009 г. следует, что адрес места жительства Ш. - Волгоградская обл., г. Дубовка, ул. Гагарина, 48.

Кроме того, в силу статьи 25 Закона ответственность за предоставление в налоговый орган недостоверных сведений несет заявитель, а не регистрирующий орган, налоговому органу предоставлено право обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных нормативных актов.

Суд пришел к выводу о том, что заявителем выполнены требования ст. 14 Закона, основания для отказа в регистрации юридического лица отсутствовали. При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

За подачу заявления истец уплатил в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 100 руб.

На основании части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, относятся на проигравшую сторону.

Данный спор разрешен не в пользу ответчика. Однако с учетом поправок к статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ, государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам в арбитражных судах, освобождаются от уплаты государственной пошлины как истцы и как ответчики.

В этой связи заявителю следует возвратить уплаченную государственную пошлину применительно к правилам статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному г. Волгограда
от 16.02.2009 г. б/н об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния - ООО “АЛЬЯНС“, как не соответствующее требованиям ст. 23 ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

В порядке восстановления нарушенного права обязать Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда произвести государственную регистрацию ООО “АЛЬЯНС“.

В соответствии с п. 7 ст. 201 АПК РФ решение суда в данной части подлежит немедленному исполнению.

Возвратить из федерального бюджета плательщику - В. государственную пошлину в сумме 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

СТРЕЛЬНИКОВА *.*.