Решения районных судов

Отсутствие денежных средств у юридического лица не является основанием, исключающим его вину и, следовательно, ответственность за бездействие, и не может являться безусловным основанием, исключающим административную ответственность. По делу. Волгоградская область.

Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 19 января 2009 г.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Костерина *.*., при ведении протокола судебного заседания судьей Костериным *.*., рассмотрел в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению открытого акционерного общества “Волгоградский судостроительно-судоремонтный завод“ к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области

об оспаривании Постановления N 3/45-08-ЛК от 25.12.2008 г. о назначении административного наказания

при участии в заседании:

от заявителя - Н., доверенность б/номера от 14.01.2009 г.

от ответчика - Т., доверенность N 48 от 16.01.2009 г., Ч., доверенность N 1 от 11.01.2009 г.

Заявитель обратился в
Арбитражный суд Волгоградской области с требованием о признании незаконным и отмене постановления N 3/45-08-ЛК от 25.12.2008 г. вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Заявитель обосновывает свои требования тем, что административный орган нарушил нормы действующего законодательства, т.к. квалифицировать несвоевременную оплату за негативное воздействие на окружающую среду как “виновное бездействие“ и привлекать ОАО “ВССРЗ“ к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ - невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду неправомерно, поскольку у ОАО “ВССРЗ“ не имелось финансовой возможности своевременно оплатить платежи за третий, четвертый квартал 2007 г. и второй квартал 2008 г.

Представитель административного органа заявленные требования не признал, указав на отсутствие со стороны ответчика нарушений норм действующего законодательства. Отзыв суду представлен не был.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд

установил:

из представленного суду материалов административного дела следует, что в период с 17.10.2008 г. по 24.10.2008 г. Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории ОАО “ВССРЗ“.

По итогам проведенной проверки Государственным инспектором по Волгоградской области по надзору в сфере природопользования и охраны среды 25.12.2008 г. было вынесено постановление N 3/45-08-ЛК по делу об административном правонарушении, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 8.41 КоАП РФ в виде взыскания штрафной санкции в сумме 50.000 руб.

Заявитель, полагая, что вышеуказанное постановление нарушает его законные права и интересы, обратился в арбитражный суд с
заявлением о его отмене указывая на отсутствие в бездействии ОАО “ВССРЗ“ состава правонарушения в связи с отсутствием вины.

В соответствии со ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Из материалов дела следует, что основными видами деятельности ОАО “Волгоградский судостроительно-судоремонтный завод“ (далее - ОАО “ВССРЗ“), согласно Уставу, являются судостроение, судоремонт и др. При осуществлении обществом своей деятельности образуются отходы - мусор от бытовых помещений, канцелярские отходы и др. Образование отходов также подтверждается заключенным обществом договором N 108 на вывоз мусора от 01.01.2008 г. с МУП “Краснослободское ЖКХ“ и утвержденными лимитами на размещение отходов N 6277 от 04.03.2008 г. Также предприятие воздействует на атмосферный воздух, выбрасывая в него 13 видов загрязняющих веществ, что подтверждается Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N РРС 39 01 107-А.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Плата в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632 “Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного вредного воздействия“, осуществляется за выбросы, сбросы и размещение отходов производства и потребления.

Согласно приказу Ростехнадзора от
08.06.2006 г. N 557 “Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду“ срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В нарушение требований ст. ст. 3, 14, 16 Закона “Об охране окружающей среды“ N 7-ФЗ от 10.01.2002 г., ст. 28 Закона “Об охране атмосферного воздуха“ N 96-ФЗ от 04.05.1999 г., ст. 23 Закона “Об отходах производства и потребления“ N 89-ФЗ от 24.06.1998 г., Постановления Правительства РФ N 632 от 28.08.1992 г “Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия“, “Инструктивно-методических указаний по взиманию платы по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды“ (утв. Минприроды 26.01.1993 г.), Приказа Ростехнадзора N 557 от 08.06.2006 г. “Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду“ ОАО “ВССРЗ“ плату за негативное воздействие на окружающую среду вносит несвоевременно.

Так, согласно платежному поручению N 33 плата за 3 квартал и 4 квартал 2007 г. внесена ОАО “ВССРЗ“ только 04.02.2008 г. (установленный срок - не позднее 20.10.2007 г. и 20.01.2008 г. соответственно), за 2 квартал 2008 г., согласно платежному поручению N 295 - 08.08.2008 г. (установленный срок - не позднее 20.07.2008 г.)

Суд считает установленным наличие как соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, так и законных оснований для привлечения к административной ответственности, а также соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие)
физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“).

В протоколе об административном правонарушении отражен факт невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении ОАО “ВССРЗ“ уставной деятельности, в результате которой образуются отходы производства и потребления, выбросы вредных веществ в атмосферу, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади в составе поверхностных сточных вод, тало-дождевого стока, которая происходит в особо уязвимых условиях акватории затона Волгоградский, земель в пределах водоохранной зоны р. Волга, входящих в особо охраняемую природную территорию Природного парка Волго-Ахтубинская пойма в г. Краснослободске Среднеахтубинского района Волгоградской области, по адресу пер. Донской, д. 2.

Наличие вины в противоправном бездействии заявителя подтверждается установленной для ОАО “ВССРЗ“ обязанностью уплаты за негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности, а также тем, что о необходимости таких платежей, также как о необходимости своевременности этих платежей ОАО “ВССРЗ“ было известно. Факт несвоевременного внесения установленных законом платежей
заявителем не оспаривается.

Ссылка заявителя на отсутствие денежных средств как на основание исключающее его вину и следовательно ответственность за бездействие суд считает несостоятельной. Отсутствие денежных средств у юридического лица не может являться безусловным основанием исключающим административную ответственность, в том числе по ст. 8.41 КоАП РФ.

Суду не представлено каких-либо доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению требований природоохранного законодательства в части своевременной уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Однако заявителем не представлено доказательств подтверждающих его доводы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления об отмене постановления постановление N 3/45-08-ЛК от 25.12.2008 г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области и прекращении производства по административному делу - отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Волгоградской области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного
или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда http://12ааs.аrbitr.ru или Федерального арбитражного суда Поволжского округа http://fаspо.аrbitr.ru.

Судья

КОСТЕРИН *.*.