Решения районных судов

Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим Решения Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84 “О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена“ и прекращении производства по делу в части признания недействующим пункта 7 указанного решения. По делу. Волгоградская область.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Горбачевского *.*.,

судей Стрельниковой *.*., Середы *.*.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Звонаревым *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО “Вести-Пресс“

к Волгоградской городской Думе

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Администрации Волгоградской области, администрации Волгограда, комитета земельных ресурсов администрации города Волгограда, Волгоградской областной Думы, прокуратуры Волгоградской области, Волгоградского отделения общероссийской общественной организации “Деловая Россия“ о признании недействующим Решения Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 года N 3/84

в судебном заседании приняли участие:

от ООО “Вести-Пресс“ - *.*., адвокат, доверенность N 132 от 29.10.08 года;

*.*., представитель по доверенности от
09.02.08 года;

от Думы - *.*., доверенность от 28.04.2008 г. N 19-02и/169с;

от администрации г. Волгограда - *.*., доверенность от 31.05.2007 г. N 05-ИД/85;

от комитета земельных ресурсов - *.*., доверенность от 06.07.2008 г. N 9613;

от Администрации Волгоградской области - *.*., доверенность от 23.07.2007 г.;

от прокуратуры - помощник прокурора области;

от ВОООО “Деловая Россия“ - *.*., представитель по доверенности от 28.10.08 года; Волгоградская областная Дума - не явился, извещена;

установил:

ООО “Вести-Пресс“ обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующим Решения Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 г. N 3/84 “О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и утверждении коэффициентов, применяемых при расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена“.

Заявленные требования мотивированы тем, что Решение Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 г. N 3/84 незаконно, поскольку увеличение арендной платы на землю экономически необоснованно, не соответствует статье 8 Конституции Российской Федерации, Регламенту работы Волгоградской городской Думы, ст. 4 ГК Российской Федерации. 4 и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены: Администрация Волгоградской области, администрация Волгограда, комитет земельных ресурсов администрации города Волгограда.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования. Представитель Волгоградской городской Думы с заявленными требованиями не согласилась, просит суд отказать в удовлетворении заявления.

Представители администрации Волгограда, комитета земельных ресурсов администрации города Волгограда, Администрации Волгоградской области с заявленными требованиями не согласились, считают, что оспариваемое решение Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 г. N 3/84 с
01 января 2008 г. соответствует действующему законодательству. Из представленного отзыва на заявление Волгоградской областной Думы также следует, что по ее мнению заявленные требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Представитель Волгоградского отделения общероссийской общественной организации “Деловая Россия“ *.*. требования изложенные заявителем поддержал, просит суд заявление удовлетворить полностью.

Представитель прокуратуры Волгоградской области *.*. выразила несогласие с заявленными требованиями ООО “Вести-Пресс“.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив доказательства по делу, арбитражный суд находит требования заявителя по пункту 7 оспариваемого решения подлежащими прекращению. В остальной части заявления не подлежащими удовлетворению.

Как видно из материалов дела, Решением Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 года N 3/84 “О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и утверждении коэффициентов, применяемых при расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена“ утверждены значения коэффициента категории арендатора (Кка) и значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке.

При этом в большинстве случаев применение указанных коэффициентов привело к увеличению арендных платежей, что не оспаривается представителями сторон.

Однако в ряде случаев принятие коэффициентов привело к уменьшению арендной платы, что установлено решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу А12-16768/08-С18.

В пункте 7 Решения Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 года N 3/84 указано, что нормативный правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется с 01 января 2008 г. в соответствии с действующим гражданским и земельным законодательством.

Решение Волгоградской городской опубликовано в газете “Городские вести. Царицын. Сталинград. Волгоград“ от 07.06.2008 г.

Решением арбитражного суда по делу N А12-16768/08-С18 от 1
декабря 2008 года был признан недействующим пункт 7 Решения Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 г. N 3/84 “О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и утверждении коэффициентов, применяемых при расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена“ в части слов “и применяется с 01 января 2008 года“ к арендным правоотношениям в случае увеличения размера арендной платы, как не соответствующий положениям статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанное решение вступило в законную силу с 1 декабря 2008 года, а потому дело в указанной части подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 194 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействующим нормативного правового акта необходимо соблюдение двух обязательных условий - несоответствие данного акта закону и нарушение прав заявителя в сфере экономической деятельности.

Из приведенных положений статьи 192 АПК РФ следует, что поводом для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправление являются факты нарушения прав
и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей или создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом бремя доказывания обстоятельств, подтверждающих наличие таких фактов согласно ст. 65 АПК РФ лежит на заявителе.

Из заявления наличие таких обстоятельств применительно к заявителю не усматривается. В обоснование заявленных требований ООО “Вести-Пресс“ указано на то, что “в результате установления Решением Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 года N 3/84 такого порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, стоимость арендной платы в среднем по городу Волгограду выросла в 5 - 10 раз, а в некоторых случаях повышение достигло 50-кратного размера прежней арендной платы. В силу этого обстоятельства осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли, от пользования имуществом не представляется возможным. Аренда земельных участков, собственность на которые не разграничена, является убыточным использованием имущества.“. Однако, как правильно указали в своих возражениях представители Волгоградской городской Думы и администрации г. Волгограда данные доводы доказательствами, имеющимися в материалах дела не подтверждаются.

Доказательств уполномочивающих заявителя обращаться в арбитражный суд в интересах других лиц, последним не представлены. Правом же на обращение в арбитражный суд в интересах неопределенного круга лиц, заявитель в соответствии с ч. 2 ст. 192 АПК РФ не обладает.

Суд считает, что Решение Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 г. N 3/84 “О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена“
соответствует действующему законодательству.

Как следует из текста оспариваемого решения, нормативный правовой акт принят в соответствии со ст. 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, к вопросам местного значения муниципального образования, в частности, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального образования.

На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы, а также на основании Закона Волгоградской области от 01.04.2005 года N 1039-ОД “О разграничении полномочий государственной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений“, Главой Администрации Волгоградской области 06.12.2007 г. издано Постановление N 2033 “Об утверждении Порядка расчета арендной платы на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области“, в соответствии с которым, на органы
местного самоуправления возложена обязанность принять расчетные показатели, используемые для определения арендной платы.

Согласно п. 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316, для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом п. 5 Правил содержит указание, согласно которому государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты оценки утверждаются органами государственной власти субъектов РФ.

Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области, которые заявителем не оспариваются, утверждены Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 03.08.2005 г. N 779.

Из изложенного следует;

определение размера арендной платы в 2008 году не может определяться посредством дифференциации ставок платы в зависимости от зон градостроительной ценности Волгограда;

порядок определения арендной платы экономически обоснован, ибо изначально исходит из такого экономического показателя, как кадастровая стоимость земельного участка;

Утвержденным Порядком предусматривалась обязанность органов местного самоуправления принять на м расчетные показатели, используемые для определения арендной платы. Арендная плата за земельный участок, арендованный заявителем, в момент заключения договора определялась исходя из размера земельного налога, дифференцированного в зависимости от зоны градостроительной ценности Волгограда. Во исполнение п. 2.8 Договора аренды от 15.04.2004 г. N 5224 заявитель был уведомлен об изменении размера арендной платы, рассчитанной в соответствии с Постановлением N 2033. При этом, поскольку в соответствии с п. 1.3 утвержденного этим постановлением Порядка размер арендной платы за земельные участки по общему правилу не может быть меньше суммы земельного налога для данного земельного участка,
а согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, до сведения заявителя была доведена информация о величине арендной платы, также установленной в размере земельного налога.

Из письма от 30.07.2008 г. N 93, направленного заявителем в адрес комитета земельных ресурсов администрации г. Волгограда, следует, что заявитель относит себя к числу промышленных предприятий, в связи с чем размер арендной платы за арендуемый земельный участок должен составить 1,2-кратную величину от размера платы, установленного в 2007 году.

Однако из письма комитета от 27.08.2008 г. N 12621 видно, что при расчете арендной платы заявитель не рассматривался как промышленное предприятие. Обществу было предложено представить сведения о кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка, которые могли бы указывать на необходимость применения коэффициента 1,2 к размеру платы, существовавшему в 2007 г. вместо величины земельного налога.

Как правильно указал представитель администрации г. Волгограда, возникшие разногласия относительно размера арендной платы за арендуемый заявителем участок не могут быть разрешены способом защиты, избранным заявителем, поскольку утвержденные оспариваемым решением коэффициенты не повлияли на размер арендной платы.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не противоречит закону или иному правовому акту, равно как и не нарушает прав заявителя в сфере экономической деятельности. Ссылка заявителя на нарушение указанным нормативным актом ст. 8 Конституции Российской Федерации не может быть принята судом, поскольку данная норма носит общий характер.

Доводы заявителя о том, что Дума в нарушении ст. 62 Регламента Волгоградского городского Совета народных депутатов, приняла решение, а не постановление, не принимаются судом, поскольку неправильное наименование формы принятого акта не может повлиять на законность и
обоснованность оспариваемого нормативного акта принятого в виде решения, а не в виде постановления.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статьями 7, 24, 25, 26 Устава города-героя Волгограда, Волгоградская городская Дума, как представительный орган местного самоуправления по вопросам своей компетенции принимает муниципальные правовые акты, в том числе и нормативного правового характера в форме решений.

Устав города-героя Волгограда и оформленные в виде муниципальных правовых актов Волгограда решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории Волгограда. Иные муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Волгограда и должностных лиц местного самоуправления Волгограда не должны противоречить им.

Порядок работы Волгоградской городской Думы определяется ее Регламентом (статья 23 Устава города-героя Волгограда). В настоящее время Регламент Волгоградского городского Совета народных депутатов, в связи с изменившимся законодательством и новой редакцией Устава города-героя Волгограда, применяется в части, не противоречащей Уставу города-героя Волгограда. Поскольку Устав города Волгограда имеет большую силу по отношению к Регламенту, то, доводы заявителя о том, что Волгоградская городская Дума не вправе принимать нормативный правовой акт в виде (форме) решения не состоятелен и противоречит ст. 43 Федерального закона 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и статье 7 Устава города-героя Волгограда в действующей редакции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, ч. 7 ст. 194, ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

в части признания недействующим пункта 7 Решения Волгоградской
городской Думы от 15 мая 2008 года N 3/84 “О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена“ производство по делу прекратить. В остальной части отказать.

Решение вступает в силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня вступления в силу в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Судьи

*.*. ГОРБАЧЕВСКИЙ

*.*. СТРЕЛЬНИКОВА

*.*. СЕРЕДА