Решения районных судов

Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в ч. 11 ст. 154 федерального закона от 22.08.2004 №122-фз решений, в соответствии с передаточным актом, в котором указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений. По делу. Волгоградская область.

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Машлыкин *.*.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Машлыкиным *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании арбитражное дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области к администрации городского округа - г. Михайловка Волгоградской области, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица ОАО “Себряковский комбинат асбестоцементных изделий“,

при участии в судебном заседании:

*.*., представитель истца по доверенности от 28.11.2008 г.,

*.*., представитель ответчика по доверенности от 01.11.2007 г.,

*.*., представитель ОАО “Себряковский комбинат асбестоцементных изделий“ по доверенности от 12.05.2007 г.,

*.*., представитель ОАО “Себряковский комбинат асбестоцементных изделий“ по доверенности от 12.05.2007 г.,

установил:

Территориальное
управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к администрации городского округа - г. Михайловка Волгоградской области (далее - ответчик), в котором просит обязать ответчика принять в муниципальную собственность объект соцкультбыта - оздоровительный лагерь “Елочка“, расположенный по адресу: Волгоградская область, Михайловский район, х. Рахинка.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ОАО “Себряковский комбинат асбестоцементных изделий“.

Ответчик иск не признал, просит в удовлетворении заявленных требований отказать по мотивам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, Решением Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 16.10.1992 г. N 243 государственное предприятие Себряковский комбинат асбестоцементных изделий преобразовано в акционерное общество открытого типа “Себряковский комбинат асбестоцементных изделий“.

Указанный в исковом заявлении оздоровительный лагерь в соответствии с договором от 06.10.1992 г. был передан на баланс вновь созданному акционерному обществу.

Решением Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 28.03.2001 г. N 57 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 235 внесены изменения в названный план приватизации, указано государственное имущество, не подлежащее приватизации, в том числе пионерский лагерь, который подлежит передачи в муниципальную собственность г. Михайловки Волгоградской области.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 года N 235 утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ
и муниципальную собственность.

Постановлением Правительства РФ N 235 “О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность“ от 07.03.1995 года было утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Согласно п. 1 указанного Положения передаче в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно п. 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 г. N 8 “Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий“.

Пункт 5 Положения закрепляет обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов совместно с администрациями предприятий оформить соответствующую техническую документацию и акты приема - передачи по утвержденной форме.

Во исполнение требований Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 235 Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области письмом от 09.07.1999 г. сообщил о готовности принять решение о передаче оздоровительного лагеря “Елочка“ в муниципальную собственность г. Михайловки.

Письмом от 16.03.2001 г. глава администрации г. Михайловки Волгоградской области дал согласие на прием в муниципальную собственность названного оздоровительного лагеря.

В соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122 - Федеральный закон “О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов “О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ решения о передаче имущества из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия собственника имущества. Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ устанавливается Правительством РФ.

Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в названной части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.

Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.

Стороны не отрицают, что названный передаточный акт в адрес ответчика не направлялся.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в п. 1 названной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

В п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 г. N 828-О-П указано, что положения ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ закрепляют общий
порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и - независимо от состава публичных территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящего собственности имущества - предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, т.е. при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную.

Необходимость выявления в этом случае позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования, а при наличии объективной необходимости - и за счет финансовой поддержки, оказываемой в рамках межбюджетных отношений РФ и ее субъектов. Безоговорочное принятие таких имущественных объектов могло бы повлечь для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления. Процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.

Согласно п. 4 названного Определения положения абзацев шестого, седьмого, девятнадцатого, двадцать третьего и двадцать седьмого ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в ранее принятых Конституционным
Судом РФ и сохраняющих свою силу решениях, а также в названном определении, предполагают в системе действующего правового регулирования необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, что требует согласованных действий органов местного самоуправления и органов государственной власти РФ. Соответственно, указанные законоположения не могут рассматриваться как позволяющие - в нарушение конституционных прав местного самоуправления и гарантий муниципальной собственности, установленных статьями 8, 12, 130, 132 и 133 Конституции РФ, - принимать решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

Стороны не отрицают, что указанный в исковом заявлении оздоровительный лагерь находится не на территории ответчика, а на территории муниципального образования Михайловский муниципальный район Волгоградской области, что суд учитывает при принятии решения.

При таких обстоятельствах заявленное требование не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 148, 167 - 170, 176, 177, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Волгоградской области

решил:

в удовлетворении иска Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области к администрации городского округа - г. Михайловка Волгоградской области об обязании принять в муниципальную собственность объект соцкультбыта - оздоровительный лагерь “Елочка“, расположенный по адресу: Волгоградская область, Михайловский район, х. Рахинка отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в арбитражный суд апелляционной инстанции.