Решения районных судов

О признании недействующей и не подлежащей применению статьи 2 Закона Волгоградской области N 1031-ОД от 21 марта 2005 года “О наделении города-героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ“ в части установления границ между городским округом город-герой Волгоград и муниципальными районами Светлоярский и Городищенский Волгоградской области. Решение от 29 июня 2005 года № 3-76/2005. Волгоградская область.

Волгоградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июня 2005 года гражданское дело по заявлению администрации города Волгограда о признании недействующим и не подлежащим применению со дня принятия Закона Волгоградской области N 1031-ОД от 21 марта 2005 года “О наделении города-героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ“ в части установления границ города-героя Волгограда,

установил:

Администрация города Волгограда обратилась в Волгоградский областной суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению со дня принятия Закона Волгоградской области N 1031-ОД от 21 марта 2005 года “О наделении города-героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ“ в части установления границ города-героя
Волгограда.

В заявлении указано, что Закон Волгоградской области N 1031-ОД в части установления границ города-героя Волгограда противоречит подпункту 3 части 1 статьи 11 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статье 84 Земельного кодекса РФ, статье 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ N 948-1 от 22 марта 1991 года, п. 3 ст. 4 Федерального закона РФ от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“.

В судебном заседании представитель администрации города Волгограда свои требования поддержал в полном объеме и пояснил, что частью 2 оспариваемого Закона Волгоградской области нарушаются права местного самоуправления, закрепленные в статье 16 Федерального закона N 131-ФЗ. В частности, муниципальное образование городской округ город-герой Волгоград в результате исключения из состава его территории ряда хозяйствующих субъектов лишено возможности получать в консолидирующий бюджет города платежей в том объеме, в котором они поступали до принятия регионального Закона N 1031-ОД. Таким образом, существенно нарушены права органов местного самоуправления городского поселения в части самостоятельного решения установленных статьей 16 настоящего Федерального закона вопросов местного значения городского округа.

Статьей 85 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года установить в соответствии с требованиями настоящего федерального закона границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. Однако оспариваемый Закон был принят Волгоградской областной Думой
17 марта 2005 года с нарушением установленного федеральным законодательством срока. Заявитель полагает, что в данном случае Волгоградская областная Дума действовала как неправомочный орган. По его мнению, границы муниципальных образований должны быть установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, каковым является Министерство регионального развития РФ.

Кроме того, установив границы городского округа город-герой Волгоград не по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, Волгоградская областная Дума нарушила требования статьи 84 Земельного кодекса РФ.

Законодательный орган не включил полностью в состав территории города Волгограда территорию рабочего поселка Гумрак. Часть территории названного поселка включена в состав муниципального образования Городищенский. Таким образом, нарушены положения пунктов 12, 13, 16 ч. 1 ст. 11 Федерального закона, устанавливающие, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, территория поселения не может входить в состав территории другого поселения, территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Кроме того, оспариваемый Закон противоречит п. 3 ст. 4 Федерального закона РФ от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“, устанавливающему, что уменьшение доходов местных бюджетов, возникшее в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется органами, принявшими указанные решения.

В результате принятия оспариваемого Думой Закона области часть предприятий оказались за чертой городского округа, в результате чего уменьшен размер налоговых платежей в бюджет города Волгограда. Указанные обстоятельства представительным органом учтены не были, вопрос о размере компенсации одновременно с принятием Закона области N 1031-ОД не разрешен.

Представители Волгоградской областной Думы, Администрации Волгоградской области, администрации Светлоярского района Волгоградской области, Городищенской районной Думы Волгоградской области, администрации
Городищенского района Волгоградской области, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области требования заявителя не признали и просили суд отказать в их удовлетворении за необоснованностью.

Представители Волгоградского городского Совета народных депутатов, администрации Дзержинского района г. Волгограда, Комитета земельных ресурсов администрации г. Волгограда, Комитета по градостроительству администрации г. Волгограда требования заявителя поддержали и просили Закон Волгоградской области N 1031-ОД от 21 марта 2005 года “О наделении города-героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ“ признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента принятия.

Представители районного Совета народных депутатов Светлоярского района Волгоградской области, Министерства регионального развития Российской Федерации в судебное заседание не явились, представили суду письменные возражения, в которых просили в удовлетворении заявления администрации г. Волгограда отказать.

Представители администрации Красноармейского района г. Волгограда, администрации Кировского района г. Волгограда в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены своевременно и в надлежащей форме. Объяснений по существу заявленных требований и причин неявки в судебное заседание не представили.

Принимая во внимание, что частью 2 ст. 252 ГПК РФ предусмотрено обязательное участие в деле об оспаривании нормативного правового акта только лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя заявителя и представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры, полагавшего, что в удовлетворении требований заявителю надлежит отказать в связи с их необоснованностью, и судебные прения, Волгоградский областной суд приходит к выводу об обоснованности заявленных
требований и подлежащих удовлетворению в части установления границ городского округа города-героя Волгограда с муниципальными районами Светлоярский и Городищенский Волгоградской области.

Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

При рассмотрении дела судом установлено, что Волгоградской областной Думой 17 марта 2005 года был принят Закон Волгоградской области N 1031-ОД “О наделении города-героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ“. Настоящий Закон был подписан Главой Администрации Волгоградской области 21 марта 2005 года, опубликован 22 марта 2005 года и вступил в силу с указанного времени.

Закон N 1031-ОД наделил город-герой Волгоград статусом городского округа. Кроме того, были установлены границы округа со смежными территориями: муниципальным районом Среднеахтубинский Волгоградской области; муниципальным районом Светлоярский Волгоградской области, муниципальным районом Городищенский Волгоградской области, городским округом город Волжский - согласно карте-схеме (приложение N 1 к Закону) и картографическому описанию (приложение N 2 к Закону).

Оспариваемый Закон принят во исполнение требований Федерального закона РФ N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“.

Вместе с тем положения части 2 Закона Волгоградской области, касающиеся установления границ муниципального образования городской округ город-герой Волгоград с муниципальными районами Светлоярский и Городищенский Волгоградской области, противоречат требованиям п. 3 ч. 1 ст. 11 ФЗ N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“, согласно которым территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли
населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

Устанавливая границы муниципальных образований, Волгоградская областная Дума с учетом требований Федерального закона N 131-ФЗ была обязана определить, существовали ли на момент принятия регионального закона границы муниципального образования город Волгоград. Если указанные границы существовали и соответствовали требованиям статьи 11 Федерального закона РФ N 131-ФЗ, обязанностью законодательного органа субъекта РФ было установление границ в существующих пределах.

Из представленных суду письменных доказательств следует, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта границы муниципального образования город-герой Волгоград существовали.

В частности, впервые границы города Сталинграда (Волгограда) были утверждены Постановлением Президиума ВЦИК от 10.07.1931 N 321 “О расширении городской черты гор. Сталинграда Нижне-Волжского края“. В соответствии с названным постановлением в черту города Сталинграда были включены следующие населенные пункты: рабочие поселки имени Ермана, Красноармейский и Сарепта Дамба; селения Бекетовка, Верхнеельшанская, Рынок и Старая Отрада, хутора Алюшино и Купоросный и деревня Спартановка-Журовка. После окончания Великой Отечественной войны городская черта Сталинграда была восстановлена трестом “Госинжпроект“ Министерства коммунального хозяйства РСФСР 22.11.1949, согласована и перенесена на местность.

В последующем границы города изменялись следующими правовыми актами:

Распоряжением Совета Министров СССР от 05.02.1953 N 2577-рс, от 30.11.1949 N 19247, Решениями исполнительного комитета Сталинградского областного Совета депутатов трудящихся от 29.11.1956 N 27/521, от 23.04.1959 N 10/211 территория Сталинградского нефтеперерабатывающего завода была включена в черту городских земель города Сталинграда.

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 16.05.1961 N 2264-р для строительства химического завода и для расширения территории нефтеперерабатывающего завода.

Решением Исполнительного комитета Волгоградского областного Совета депутатов трудящихся от 09.06.1969 N 20/682 “Об утверждении проекта
городской черты города Волгограда“.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 19.10.1984 N 442 был утвержден генеральный план Волгограда.

Решением малого Совета Волгоградского областного Совета народных депутатов от 13.08.1992 N 19/239 “О передаче земель о. Сарпинский и о. Голодный из состава Светлоярского района в состав Волгоградского горсовета“.

Решением исполнительного комитета Волгоградского областного Совета народных депутатов N 8/196 “Об утверждении проекта городской черты гор. Волгограда“, принятым в соответствии с п. 17 Положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.08.1982, согласно которому в проект городской черты вошел поселок Гумрак в границах, утвержденных Гумракским поселковым Советом народных депутатов Дзержинского района г. Волгограда 10.04.1991.

Частью 2 статьи 10 Федерального закона РФ N 131-ФЗ предусмотрено, что границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.

Подпунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона определено, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

Исходя из буквального толкования содержания указанной нормы и части 3 статьи 85 Федерального закона РФ N 131-ФЗ следует, что законодатель под понятие “исторически сложившаяся территория“ имел в виду не существующую черту административно-территориальной единицы (район, город), а территорию муниципального образования, сложившуюся исторически.

Более того, абзацем 3 части 3 статьи 85 названного Федерального закона РФ установлен порядок определения состава территорий и границ соответствующего поселения. Суд полагает возможным применение в данном случае аналогии закона по отношению к составу территорий и границ городского округа.

Указанной нормой
предусмотрено, что в случае если город (поселок), который должен быть наделен статусом городского поселения, не имеет утвержденного в установленном порядке генерального плана либо его сложившаяся территория выходит за пределы городской черты, а также если между городом (поселком) и другими муниципальными образованиями имеются не разрешенные в судебном порядке споры по территориям, состав территорий и границы соответствующего городского поселения утверждаются на основании исторически сложившейся территории города (поселка), а также в соответствии с границами земельных участков, выделенных для городской застройки, и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры города (поселка).

В пункте 2 картографического описания границ городского округа город-герой Волгоград (приложение N 2 к Закону Волгоградской области N 1031-ОД) содержится картографическое описание границ между городским округом город-герой Волгоград и муниципальным районом Светлоярский Волгоградской области, согласно которому “...от пересечения границ городского округа г. Волгоград, муниципального района Среднеахтубинский и городского поселения Светлоярское (т. 36) граница проходит по прол. Сакля, идет до пролива между островами Сарпинский и Спорный 5,1 км и далее в южном направлении 1,2 км, пересекая фарватер р. Волги; идет в юго-восточном направлении по бровке обрыва зат. Татьянка, затем - на юго-запад 4,3 км до границы ООО “Волгоградская нефтебаза“, проходит по ее северо-западной границе, пересекает Приволжскую железную дорогу, промплощадку ООО “ЛУКойл-Волгограднефтепереработка“, ул. 40 лет ВЛКСМ; далее - в юго-восточном направлении 2,25 км, пересекая очистные сооружения ООО “ЛУКойл-Волгограднефтепереработка“ и ОАО “Каустик“, до пересечения границ городского поселения Светлоярское, сельского поселения Большечапурниковское и городского округа г. Волгоград в т. 105; далее проходит в юго-восточном направлении 0,39 км; затем меняет направление на юго-западное и идет по контуру
пашни 1,11 км; вновь меняет направление на северо-западное и идет по дамбе отстойника ОАО “Каустик“ 4,17 км, пересекая сбросной канал ОАО “Каустик“, подъездную автодорогу к а/д Волгоград - Элиста; затем проходит в том же направлении 1,38 км, пересекая ООО “Рассвет“, ООО “Возрождение-М“, производственную зону ООО “Сигмар“, ул. Довженко, и далее - в северо-западном направлении 0,5 км по юго-западному краю ул. Довженко; поворачивает на юго-запад и идет 1,56 км, пересекая а/д Волгоград - Элиста и оз. Сарпа в его северо-западной части, подходит к пересечению границ сельских поселений Кировское, Большечапурниковское и городского округа г. Волгоград в т. 84; далее идет в юго-западном направлении 0,6 км, пересекая акваторию Волго-Донского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства; затем в том же направлении идет 0,6 км, пересекая Приволжскую железную дорогу, и через 0,82 км поворачивает на северо-запад и идет 4,55 км; далее - в северо-западном направлении 1,73 км вдоль ВЛ 220 кВ; затем - на северо-восток 2,5 км по северо-западной границе ГЛП Волгоградского лесхоза и далее - с юго-восточной стороны ГУП “Заря“; затем - на северо-запад 1,97 км вдоль юго-западной границы ГЛП Волгоградского лесхоза и с северо-восточной стороны ГУП “Заря“; далее - на юго-запад, пересекая ГЛП Волгоградского лесхоза, 1,13 км; затем - на северо-запад по полевой дороге вдоль юго-восточной границы ГЛП Волгоградского лесхоза 4,19 км; далее - на юго-запад 1,52 км; затем - 9,05 км в северо-западном направлении, пересекая овр. Капустный в его юго-западной части и б. Прудовая, и подходит к пересечению границ сельского поселения Кировское муниципального района Светлоярский, муниципального района Городищенский и городского округа
г. Волгоград (т. 37)“.

Из анализа картографического описания и представленных суду выкопировок плана города Волгограда, выкопировок из векторной карты Волгограда следует, что из границ городского округа город-герой Волгоград в нарушение пп. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ N 131-ФЗ были исключены территории муниципального образования город-герой Волгоград, занимаемые в настоящее время ООО “ЛУКойл-Волгограднефтепереработка“, ОАО “Каустик“, АООТ “Волгоградский завод техуглерода“, филиалами АООТ “Волгоградэнерго“ ТЭЦ-2, ТЭЦ-3.

То, что названные и другие предприятия и организации являлись предприятиями и организациями города Волгограда, подтверждается следующими доказательствами.

Так, из Распоряжений Совета Министров СССР от 30 ноября 1949 года N 19247-рс и от 5 февраля 1953 года N 2547-рс следует, что территория, занимаемая Сталинградским нефтеперерабатывающим заводом, в количестве 2480 гектаров была включена в черту городских земель города Волгограда в границах, установленных в натуре при отводе земли нефтеперерабатывающему заводу (в настоящее время ООО “ЛУКойл-Волгограднефтепереработка“).

Из свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 6113464,1 кв. м, выданного Волгоградским областным регистрационным управлением ООО “ЛУКойл-Волгограднефтепереработка“, следует, что юридический адрес предприятия является городским: город Волгоград, улица 40 лет ВЛКСМ, дом 55.

Материалами дела подтверждено, что ОАО “Каустик“ (носящее ранее следующие названия: Сталинградский химический завод, Волгоградский комбинат им. 50-летия Октября, ВПО “Каустик“, ОАО “Каустик“) создавалось как предприятие города Сталинграда.

Указанное подтверждается Постановлением Совета народного хозяйства от 02.11.1960 N 540, Приказом по управлению химической и нефтеперерабатывающей промышленности Сталинградского Совнархоза от 31.12.1960 N 139, согласно которым принималось решение о строительстве Сталинградского химического завода.

При строительстве указанного предприятия вся социальная инфраструктура для обслуживания предприятия создавалась на территории Красноармейского района Волгограда, осуществлялось строительство трамвайно-троллейбусных путей, больничного комплекса (МСЧ ВПО “Каустик“ - в настоящее время МУЗ “Больница N 15“), Дома культуры химиков, моста через Волго-Донской судоходный канал им. *.*. Ленина, путепровода через железную дорогу “Волгоград - Новороссийск“, подъездной дороги от Дома культуры химиков к жилому массиву в Заканальной части Красноармейского района Волгограда. Указанные обстоятельства подтверждены Приказом Министерства химической промышленности СССР от 12 марта 1975 г. N 158, Решением Исполнительного комитета Волгоградского городского Совета депутатов трудящихся от 11 мая 1969 г. N 11/246.

Кроме того, на территории Красноармейского района города Волгограда проживают работники ОАО “Каустик“, расположены жилые здания, объекты культурно-бытового назначения для обслуживания указанной организации. Муниципальный транспорт (трамвай, троллейбус) осуществляет доставку работников, работающих в промзоне, оказавшейся в результате установления границ в составе территории Светлоярского района, до места работы. Более того, в результате установления границ Волгоградской областной Думой муниципальные трамвайно-троллейбусные пути города Волгограда оказались на территории другого муниципального образования, что подтверждается письмом МУП “Метроэлектротранс“ от 26.04.2005 N 04-02/832. Государственное имущество, ранее закрепленное за производственным объединением “Каустик“ и не подлежащее приватизации, согласно плану приватизации производственного объединения “Каустик“ было передано в муниципальную собственность. Данное обстоятельство подтверждено Решениями Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 21.04.1998 N 55, от 06.08.1998 N 87.

Заявителем, кроме того, представлены и иные доказательства, свидетельствующие о том, что указанное предприятие создавалось в единой связи с городом Волгоградом.

В частности, из письма ОАО “Ростовский институт Водоканалпроект“ от 21.02.2000 следует, что хозяйственно-бытовые стоки южных жилых районов г. Волгограда являются сырьем для биохимической очистки производственных сточных вод ОАО “Каустик“. Прекращение подачи хозяйственных бытовых стоков южных районов города Волгограда повлечет за собой остановку производства ОАО “Каустик“.

Аналогичные нарушения допущены Волгоградской областной Думой на территориях, не включенных в состав территории городского округа город-герой Волгоград, однако являющихся территорией города Волгограда. На указанных территориях в настоящее время расположены АООТ “Волгоградский завод техуглерода“ (правопреемник Волгоградского сажевого завода), филиалы ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 АООТ “Волгоградэнерго“, ЗАО “БПЖТ“, ЗАО “Никопласт-Волга“, ЗАО “СилдЭйрКаустик“, ЗАО “Югспецстрой“, ОАО “Пласткард“, ООО “Сервис-М“, ООО “Сигмар“, учреждение ЯР-154/26 УИН Минюста России по Волгоградской области.

Указанные организации зарегистрированы в качестве юридических лиц на территории города Волгограда, имеют почтовый адрес по городу Волгограду, состоят на учете в качестве налогоплательщиков межрайонных ИФНС России N 11, N 2 по Волгоградской области.

Вышеизложенное подтверждается справками МУ “Городской информационный центр“, копиями свидетельств о государственной регистрации права, выданными ВОРУ.

Распоряжением Главы Администрации Волгоградской области от 24 июня 2003 года N 594-р был утвержден Перечень дорог и улиц Волгограда являющихся продолжением федеральных автомобильных дорог обеспечивающих пропуск транзитного грузового автомобильного транспорта. Названным перечнем к числу улиц города Волгограда отнесены, в том числе, улица 40 лет ВЛКСМ, улица Довженко.

Кроме того, суд принимает во внимание, что названные территории, входящие в промзону, примыкают к городу Волгограду. Вместе с тем до ближайшего населенного пункта Светлоярского района (с. Чапурники) от промзоны ОАО “Каустик“ и других организаций - 6 км, до районного центра р.п. Светлый Яр - 20 км.

Изданными правовыми актами органов государственной власти различного уровня, в том числе и Волгоградской области, подтверждается, что вышеозначенные организации, оказавшиеся в результате принятия оспариваемого закона за пределами границы городского округа Волгоград, фактически расположены в пределах сложившихся исторически границ города Волгограда.

Так, Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12 января 2004 г. N 7 “Об утверждении квот на потребление озоноразрушающих веществ для особо важного применения из резервных запасов“ предприятие ОАО “Каустик“ указано как предприятие Волгограда.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федерального горного и промышленного надзора России от 04.04.1996 N 222/59 “О порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации“ в качестве организаций города Волгограда указаны: ОАО “Каустик“ (400097, г. Волгоград), Волгоградская нефтебаза АО “ЛУКойл-Волгограднефтепродукт“ (400029, г. Волгоград), АО “ЛУКойл-Волгограднефтепереработка“ (400029, г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ), Волгоградское АООТ “Пласкард“ (400027, г. Волгоград).

Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10 апреля 2001 г. N 285 “Об утверждении перечня социально значимых предприятий Волгоградской области“ акционерное общество открытого типа “Каустик“ утверждено в качестве градообразующего предприятия Волгограда.

Кроме того, при установлении границ со смежным муниципальным образованием Светлоярский район Волгоградской области региональным законодателем были допущены нарушения Земельного кодекса.

Так, согласно картографическому описанию, граница пересекает промплощадку ООО “ЛУКойл-Волгограднефтепереработка“, очистные сооружения ООО “ЛУКойл-Волгограднефтепереработка“, ОАО “Каустик“, ООО “Рассвет“, ООО “Возрождение-М“, производственную базу ООО “Сигмар“. Указанное противоречит ст. 84 Земельного кодекса РФ, согласно которой черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, но не пересекать их.

Границы, определенные областным законом, пересекают уже существующие улицы города Волгограда (ул. Довженко, ул. 40 лет ВЛКСМ, ул. Дачная, ул. Колесная, ул. им. Куйбышева). В результате указанного частично названные улицы являются территорией населенного пункта город Волгоград, а часть - территорией Светлоярского района и не попадают в границы какого-либо населенного пункта.

Из представленных суду доказательств следует, что указанные улицы являются улицами города Волгограда. Эти обстоятельства подтверждаются, в частности, Законом Волгоградской области от 16 июня 2000 г. N 413-ОД “О создании судебных участков мировых судей в Волгоградской области“, согласно ст. 2 которого указанные улицы являются улицами города Волгограда (соответствующие судебные участки N 97, 91).

Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что границы округа город-герой Волгоград со смежным муниципальным образованием Светлоярский район Волгоградской области законодательным органом установлены в нарушение принципа соблюдения исторически сложившейся целостности земель муниципального образования - городского округа город-герой Волгоград (пункт 3 части 1 ст. 11 Федерального закона), в нарушение пунктов 12, 13, 16 ч. 1 ст. 11 Федерального закона, устанавливающих, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, территория поселения не может входить в состав территории другого поселения, территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района, в нарушение ст. 84 Земельного кодекса РФ, запрещающей установление черты поселений не по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам.

В пункте 3 картографического описания границ городского округа город-герой Волгоград (приложение N 2 к Закону Волгоградской области N 1031-ОД) содержится картографическое описание границ между городским округом город-герой Волгоград и муниципальным районом Городищенский Волгоградской области, согласно которому “...от пересечения границ сельского поселения Горнополянское, муниципального района Светлоярский и городского округа г. Волгоград (т. 37) граница проходит на северо-восток по прямой 2,7 км, пересекая пашню, ГЛП, автодорогу, полевую дорогу, три ряда ГЛП; затем поворачивает на юго-запад и по прямой проходит через пастбище и пашню, вдоль полевой дороги и лесополосы, поворачивает на запад и идет от лесополосы по прямой 0,57 км, пересекая б. Береста до полевой дороги, идет на северо-запад вдоль лесополосы 1,33 км; далее на северо-запад, пересекая б. Хохлатая, овраг, пастбище, - 0,95 км до б. Песчаная; затем - на северо-восток вдоль тальвега б. Песчаная 1,04 км; от б. Песчаная поворачивает на север, пересекает лесополосы, пашню, балку, пашню и идет до автодороги 2,12 км; затем - на запад 0,64 км вдоль автодороги; далее на северо-запад - 0,19 км до глиняного карьера; на запад - 0,75 км рядом с глиняным карьером, пересекает пастбище, поворачивая на северо-запад, - 0,49 км до дороги; затем - на юго-запад вдоль дороги 1,11 км до железной дороги - до пересечения границ городского округа г. Волгоград, сельских поселений Краснопахаревское и Горнополянское (т. 36); далее идет от железной дороги, пересекая ее, на юго-запад 0,25 км; затем - на северо-восток вдоль полосы отвода железной дороги (с ее южной стороны) 0,07 км; пересекает железную дорогу, проходит 0,41 км на север до канала; пересекая канал, - 0,62 км на северо-восток; идет вдоль канала (с северной стороны) 0,62 км на северо-восток, вдоль канала на северо-восток - 0,41 км, в этом же направлении - 0,41 км до ГЛП; затем - на северо-запад 0,15 км вдоль ГЛП до пересечения границ сельских поселений Царицынское, Краснопахаревское и городского округа г. Волгоград (т. 34); далее идет от железной дороги, пересекая ее, на северо-восток 0,16 км, затем - в этом же направлении вдоль лесополосы и полевой дороги; далее вдоль этой же лесополосы на северо-запад - 0,38 км; затем - на северо-восток вдоль лесополосы 0,6 км и далее 0,9 км и 0,72 км вдоль лесополосы на северо-запад; затем - на северо-восток до р. Пионерка 0,4 км; далее в этом же направлении 1,77 км посередине р. Пионерка и посередине пруда до насыпи; затем - на юго-восток, пересекая лесные посадки, полевую дорогу, лесополосу, вновь лесные посадки, б. Куренчикова, полевую дорогу, на протяжении 1,45 км; далее - на юго-запад 0,26 км, пересекая полевую дорогу и лесополосу; затем - на юго-восток идет по прямой, пересекая пастбища, параллельно б. Куренчикова 1 км до границы коллективных садов; затем - по границе коллективных садов, пересекая пастбища, 2,08 км на северо-восток по установленной границе; далее - на север 0,32 км до р. Мечетка; затем - посередине р. Мечетка на восток 1,57 км; поворачивает на северо-восток и проходит 3,25 км по установленной границе до оврага; идет на северо-запад по тальвегу оврага 0,82 км; далее - в восточном направлении 0,36 км, на северо-восток - 0,81 км до автодороги, вдоль автодороги на северо-запад - 0,27 км, в этом же направлении 1,3 км вдоль автодороги, на северо-восток - 0,14 км до железной дороги; далее - вдоль железной дороги 1,95 км на северо-запад, запад и юго-запад; затем - вдоль железной дороги 0,61 км на юго-запад; далее - на запад вдоль железной дороги 1,44 км до пересечения границ сельских поселений Краснопахаревское, Царицынское и городского округа г. Волгоград (т. 33); идет от железной дороги вдоль ГЛФ 2,13 км в северо-западном направлении; делает петлю, огибает взлетно-посадочную полосу Волгоградского аэропорта в юго-западном и северо-восточном направлениях 3,85 км; затем - вдоль автодороги на северо-запад 1,5 км до пересечения границ сельских поселений Новонадеждинское, Краснопахаревское и городского округа г. Волгоград (т. 28); далее идет на восток вдоль автодороги 0,8 км; затем - на юго-восток, пересекая автодорогу, идет 0,2 км на северо-запад к перекрестку дорог; затем - в этом же направлении 0,35 км до садов; далее - на северо-восток 1,36 км рядом с электроподстанцией, огибая коллективные сады, проходит по границе коллективных садов вдоль дороги на юго-восток 0,46 км, на северо-восток - вдоль полевой дороги 0,26 км до железной дороги - до пересечения границ городского поселения Городищенское, сельского поселения Новонадеждинское и городского округа г. Волгоград (т. 26); далее идет вдоль полосы отвода железной дороги (с ее западной стороны) на юго-восток 0,35 км; затем, пересекая железную дорогу, - 0,06 км в северо-западном направлении до автодороги, идет на северо-восток 0,31 км вдоль автодороги (с ее северной стороны) до перекрестка дорог, поворачивает и проходит вдоль автодороги в юго-восточном направлении (с ее восточной стороны) 0,94 км; от автодороги идет на северо-восток 0,39 км, пересекая пастбище; далее - по прямой (между лесополосами) по краю лесополосы в северо-восточном направлении 0,7 км; затем поворачивает под прямым углом и идет на юго-восток 0,23 км вдоль забора ДРСУ-1; далее - под прямым углом 0,08 км вдоль забора, пересекает улицу и идет вдоль забора 0,15 км, на юго-восток - 0,07 км вдоль забора; затем - на северо-восток 0,15 км вдоль забора по улице; поворачивая на юго-восток, - 0,09 км по ул. Байдакова вдоль забора; затем - на северо-восток вдоль забора ДРСУ 1,29 км; на северо-запад - 0,47 км вдоль забора; на северо-восток вдоль забора ПМК 0,12 км до окраины, от окраины построек ПМК по тальвегу б. Калмыцкая идет 1,1 км в северо-восточном направлении; затем - посередине пруда в юго-восточном направлении 0,19 км до плотины; далее - по плотине 0,04 км и от плотины - на юго-восток 0,04 км до границы х. Каменный Буерак; далее - вдоль границы хутора 0,55 км на северо-восток и восток, поворачивает и идет по границе хутора 0,1 км на юго-восток; далее - вдоль границы хутора (с его южной стороны) 0,5 км на юго-запад; затем - от х. Каменный Буерак на юго-восток около 2,5 км до балки; далее от балки на юго-запад - 0,35 км и на юг вдоль линии электропередач - 0,18 км до границы свалки, по границе свалки на юго-восток - до р. Мокрая Мечетка; затем - посередине р. Мокрая Мечетка 1,1 км на восток и северо-восток; далее идет вдоль полевой дороги 0,45 км на юго-восток; поворачивает и идет по существующей границе, пересекая овраг, пастбище, - 3,92 км до железной дороги (переезда); от переезда до проезжей части автодороги - 0,01 км на северо-запад и северо-восток; далее от автодороги, вдоль ул. Юбилейной, ветлечебницы, параллельно автодороге по границе базы ОАО “Городищегазсервис“ до балки р. Мокрая Мечетка; далее - по тальвегу балки на восток до садоводческого товарищества “Металлург“; затем - вдоль садоводческого товарищества до линии электропередач; затем - вдоль линии электропередач (по охранной зоне); идет на север вдоль охранной зоны по краю полигона промышленных отходов шламонакопителей ОАО “Красный Октябрь“ по существующей границе города; затем на северо-восток, пересекая пастбище, - 1,23 км до пересечения границ сельского поселения Орловское, городского поселения Городищенское и городского округа г. Волгоград (т. 24); идет вдоль автодороги (на птицефабрику) на юго-восток 0,11 км; далее - в северо-восточном направлении вдоль а/д Волгоград - Саратов - Сызрань, пересекая пастбища, ГЛП, - 3,33 км; от а/д Волгоград - Саратов - Сызрань по а/д Водстрой - Орловка (от точки пересечения дорог) в северо-западном направлении проходит 0,22 км и 0,43 км вдоль пастбищ (пересекая их) в северо-восточном направлении; затем на юго-восток - 0,13 км, северо-восток - 0,1 км, пересекая пашню, и 0,15 км на юго-восток вдоль пашни; затем, поворачивая на юг, - 0,15 км вдоль автодороги; далее - на восток, пересекая автодорогу и ГЛП, 0,15 км; затем - на север вдоль ГЛП 0,15 км до границы п/х “Нормаль“; в юго-восточном направлении - 1,16 км по границе с п/х “Нормаль“ до границы с п. Водстрой; далее - от п. Водстрой до железной дороги, пересекает железную дорогу и идет 2,93 км в северо-восточном направлении до ручья - до пересечения границ городского поселения Ерзовское, сельского поселения Орловское и городского округа г. Волгоград (т. 23); идет по ручью 0,35 км; далее - в восточном направлении 1,02 км по границе садоводческого товарищества “Дзержинец“; затем - на север вдоль лесополосы 1,14 км, поворачивает на 90 градусов и проходит 0,8 км, пересекая лесополосы и автодорогу, на восток; далее - вдоль автодороги 0,28 км на северо-запад до границы садоводческого товарищества “Мичуринец-1“; от садоводческого товарищества “Мичуринец-1“ идет на юго-восток 0,5 км и на восток - до оврага; в этом же направлении - посередине оврага 2,27 км до Волгоградского водохранилища; от берега Волгоградского водохранилища - на юго-восток до середины (фарватера) Волгоградского водохранилища около 1,3 км - до пересечения границ муниципального района Городищенский, городского округа г. Волжский, городского округа г. Волгоград (т. 72)“.

При установлении границ городского округа город-герой Волгоград с Городищенским муниципальным районом Волгоградской области региональный законодатель допустил нарушения пунктов 12, 13, 16 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которым территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, территория поселения не может входить в состав территории другого поселения, территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Фактически оспариваемым Законом территория поселка Гумрак установленной границей была разделена на две части: часть названного поселка была включена в городской округ город-герой Волгоград, другая часть, включающая улицу Моторную с жилыми домами и промышленную зону поселка, отнесена к территории муниципального района Городищенский Волгоградской области.

Указанные обстоятельства подтверждаются Решением исполнительного комитета Волгоградского областного Совета депутатов трудящихся от 09.06.1969 N 20/682 “Об утверждении проекта городской черты города Волгограда“, согласно которому исполкому Волгоградского городского Совета было передано 408,5 га земель госземфонда Дубовского района у ст. Бетонная, участок аэропорта площадью 1221 га и р.п. Гумрак.

Из проекта городской черты Волгограда, утвержденного Решением исполкома Волгоградского областного Совета народных депутатов от 28.05.1991 N 8/196 “Об утверждении проекта городской черты г. Волгограда“, следует, что проект черты пос. Гумрак был утвержден в 1991 году, анализ представленных суду карт и схем позволяет сделать вывод о том, что черта поселка Гумрак не соответствует границам, установленным в оспариваемом законе Волгоградской области.

Доводы представителей заинтересованных лиц (Волгоградской областной Думы, Администрации Волгоградской области и других) о том, что промышленная зона не является и никогда не являлась частью р.п. Гумрак, суд находит неубедительными и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Эти доводы, кроме изложенных ранее, опровергаются также постановлением администрации Дзержинского района г. Волгограда от 18 апреля 2002 года N 4 “О переименовании улицы Степной в улицу Моторную“. Пункт 2 названного постановления гласит “...все промышленные предприятия в промзоне р.п. Гумрак и жилой фонд Волгоградского отделения Приволжской железной дороги, находящиеся на станции Бетонная, считать улицей Моторной“.

Подтверждением вхождения промышленной зоны в черту р.п. Гумрак служат также следующие письменные доказательства: справки МУ “Городской информационный центр“ об адресной регистрации объекта недвижимости, из которых следует, что ОАО “Волгоградагропромстрой“ имеет адрес: р.п. Гумрак, ул. Моторная, 27, ЗАО “Передвижная механизированная колонна N 18“ имеет адрес: р.п. Гумрак, ул. Моторная, 7а.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что законодательный орган не включил полностью в состав территории города Волгограда территорию р.п. Гумрак, так как часть территории этого поселка (ул. Бетонная) включена в состав территории Городищенского района.

Из содержания закона, кроме того, следует, что населенный пункт р.п. Гумрак перестал существовать и, таким образом, фактически упразднен.

Вместе с тем Уставом (Основным законом) Волгоградской области в ст. 6 предусмотрено, что решения об упразднении административно-территориальных образований принимаются только с учетом мнения жителей области, проживающих на территории данных образований.

Поскольку Уставом Городищенского района Волгоградской области р.п. Гумрак был предусмотрен в качестве населенного пункта Городищенского района как муниципального образования, суд приходит к выводу, что территория муниципального образования фактически была изменена оспариваемым Законом Волгоградской области.

В то же время статьей 5 Европейской Хартии местного самоуправления предусмотрено, что изменение границ территорий местного самоуправления не должно производиться до проведения консультаций с населением, имеющим заинтересованность, возможно посредством референдума, там, где это предусмотрено законом (ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ N 131-ФЗ).

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что фактически оспариваемая заявителем статья 2 Закона Волгоградской области N 1031-ОД в части установления границы городского округа город-герой Волгоград с муниципальными образованиями Светлоярский район Волгоградской области и Городищенский район Волгоградской области противоречит Федеральному закону РФ N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“, статье 84 Земельного кодекса РФ.

При рассмотрении настоящего дела суд принимает во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1997 года N 15-П “По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 1996 года “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“ в связи с запросом Тульского областного суда“. В пункте 4 названного Постановления указано на то, что согласно статье 131 (часть 1) Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно-территориальным делением, перечень территорий муниципальных образований является открытым и эти территории устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и местных традиций.

Принимая во внимание названное Постановление Конституционного Суда РФ, положения Федерального закона РФ N 131-ФЗ, суд полагает, что установление Волгоградской областной Думой границ муниципального округа город-герой Волгоград без учета исторических и иных местных традиций, факторов развития (как по территории, так и по количеству жителей) города Волгограда является нарушением федерального закона.

Суд также полагает, что оспариваемый Закон противоречит требованиям Федерального закона РФ от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“.

Так, из представленных суду доказательств, следует, что до принятия Закона Волгоградской области N 1031-ОД организации, зарегистрированные в городе Волгограде в качестве юридических лиц, уплачивали предусмотренные Налоговым кодексом РФ платежи в консолидированный бюджет города. В результате принятия регионального Закона указанные организации оказались за чертой города Волгограда и, таким образом, доходы бюджета города Волгограда уменьшатся. Вместе с тем вопрос компенсации выпадающих доходов при принятии оспариваемого нормативного правового акта Волгоградской областной Думой не решен.

Указанное противоречит п. 3 ст. 4 Федерального закона РФ от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“, в соответствии с которым увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.

Вместе с тем заявителем не представлено никаких доказательств противоречия оспариваемого нормативного правового акта федеральному законодательству в части установления границ городского округа город-герой Волгоград с муниципальными образованиями: городским округом город Волжский, муниципальным районом Среднеахтубинский Волгоградской области. Фактически Закон Волгоградской области N 1031-ОД в указанной части не оспаривался, в связи с чем требования администрации г. Волгограда в названной части удовлетворению не подлежат.

Кроме того, суд полагает несостоятельными доводы заявителя об отсутствии полномочий у Волгоградской областной Думы на утверждение границ муниципального образования - городской округ Волгоград после 1 марта 2005 года, исходя из ниже следующего.

Пунктом 1 части 1 статьи 85 названного Федерального закона предписано органам государственной власти субъектов РФ в срок до 1 марта 2005 года установить границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Согласно части 3 статьи 85 Федерального закона в случае, если границы муниципальных образований не утверждены органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, границы муниципальных образований утверждаются до 31 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2004 года N 814 “Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по утверждению границ муниципальных образований“ такими полномочиями было наделено Министерство регионального развития Российской Федерации.

Материалами дела подтверждено, что представительный орган власти субъекта РФ на территории Волгоградской области границы муниципального образования городской округ город-герой Волгоград установил с отступлением от определенного федеральным законом срока.

Вместе с тем Приказом Министерства регионального развития РФ N 34 от 25 марта 2005 года “Об утверждении границ муниципальных образований в Волгоградской области“ были утверждены, в том числе, границы смежных с Волгоградом муниципальных образований, создаваемых в пределах границ существующих муниципальных образований Городищенский район Волгоградской области и Светлоярский район Волгоградской области в виде их картографического описания.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“ границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в федеральном законодательстве установлено общее правило определения органов, в чьей компетенции находится издание нормативных правовых актов по указанному вопросу. Системообразующее значение данной нормы подчеркивает и то обстоятельство, что она содержится в той главе Федерального закона, которая устанавливает принципы территориальной организации местного самоуправления.

Норма федерального закона, на которую ссылается заявитель в обоснование своих требований (статья 85 Федерального закона N 131-ФЗ), носит вспомогательный, служебный характер и не может быть рассмотрена в качестве правового препятствия для установленных законом принципов территориальной организации местного самоуправления. Кроме того, суд учитывает то обстоятельство, что в части 3 статьи 83 Федерального закона содержится прямое указание о применении статьи 10 при реализации требований статей 84 и 85 Федерального закона РФ.

Статья 85 Федерального закона РФ регламентирует переходные положения, призвана содействовать реализации положений названного закона в целом, однако не подменяет основные принципиальные положения указанного нормативного правового акта федерального уровня.

С учетом изложенного наделение федеральным законодателем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, полномочиями по утверждению до 31 марта 2005 года границ муниципальных образований, не утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года, не препятствует изданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов по данному вопросу.

Суд полагает, что наделение федерального органа исполнительной власти такими полномочиями на переходный период соответствует конституционному принципу отнесения данного вопроса к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному пунктом “н“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации. Правовое значение наделения вышеуказанным полномочием федерального органа исполнительной власти заключается в определении коллизионного приоритета при одновременном издании в период с 1 по 31 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти и органом государственной власти субъекта Российской Федерации актов по одному предмету, имеющих не совпадающее содержание в части установления границ конкретных муниципальных образований.

Таким образом, ссылка на положения пунктов 1 и 3 статьи 85 Федерального закона может быть учтена только в случае наличия споров о компетенции между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъекта РФ.

Суд также находит несостоятельными доводы заявителя о противоречии оспариваемого нормативного акта ст. 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ N 948-1 от 22 марта 1991 года.

Согласно названной норме Закона РСФСР федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Заявителем не представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемый Закон Волгоградской области каким-либо образом ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов или создает дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов. Суд, кроме того, принимает во внимание, что оспариваемый Закон Волгоградской области не регулирует отношения с участием хозяйствующих субъектов, не представляет им каких-либо льгот и не возлагает на них дополнительных обязанностей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление администрации города Волгограда о признании недействующим и не подлежащим применению со дня принятия Закона Волгоградской области N 1031-ОД от 21 марта 2005 года “О наделении города-героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ“ в части установления границ города-героя Волгограда удовлетворить частично.

Статью 2 Закона Волгоградской области N 1031-ОД от 21 марта 2005 года “О наделении города-героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ“ в части установления границ между городским округом город-герой Волгоград и муниципальными районами Светлоярский Волгоградской области, Городищенский Волгоградской области признать недействующей и не подлежащей применению с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований администрации города Волгограда отказать.

Сообщение о решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, - газете “Волгоградская правда“.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.

Судья

*.*. КУБАСОВ