Решения районных судов

По иску И. о признании незаконным отказа в присвоении звания `Ветеран труда Арх. обл.`. Решение от 30 июля 2010 года №. Архангельская область.

Пинежский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Галкина *.*.,

при секретаре судебного заседания Таракановой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И. к Государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по Пинежскому району» о включении периода работы в страховой стаж, признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда Архангельской области»,

Установил:

В обоснование иска указал, что * марта 2010 года он обращался к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области» в удовлетворении которого ему было отказано. Отказ считает незаконным в виду того, что он имеет страховой стаж 35 лет, работал
и проживает в Архангельской области.

В ходе судебного заседания истец и его представитель К. требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Уточняя, указали, что период работы в 2008 году в ООО «М» подлежит включению в страховой стаж, поскольку работодатель начислил страховые взносы, а не перечислил их в Пенсионный фонд РФ не по вине истца.

Представитель ответчика П. просила в иске отказать, сославшись на то, что у истца недостаточно страхового стажа. Ветеранами труда Архангельской области являются лица, постоянно проживающие на территории Архангельской области и имеющие суммарную продолжительность периодов работы и иной деятельности, а также иных периодов, включаемых в страховой стаж, учитываемый для назначения трудовой пенсии по старости, не менее 35 календарных лет для мужчин и не менее 30 лет для женщин. Период работы истца в ООО «М» в страховой стаж включению не подлежит, поскольку не было перечислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Суммарная продолжительность периодов работы определяется на основании справки Пенсионного фонда РФ, а согласно предоставленной справке страховой стаж истца составляет 34 года 00 месяцев 23 дня.

Представитель третьего лица - Управления Пенсионного фонда РФ в Пинежском районе А. исковые требования поддержала, указав, что период работы истца в ООО «М» подлежит включению в страховой стаж истца. Но поскольку истцу пенсия была назначена раньше, Пенсионный фонд РФ не вправе производить перерасчёт страхового стажа.

Выслушав объяснения сторон, представителя третьего лица, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве
обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом (статьи 7 и 39); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2); защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты “б“, “ж“ части 1).

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности, в том числе в отношении лиц, обладающих трудовыми заслугами перед обществом и государством.

Согласно ст.5 ФЗ РФ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

В соответствии с п.2 ст.14, ст.16 Закона № 167-ФЗ, страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью.

Из трудовой книжки истца И. видно, что на период обращения истца с заявлением о присвоении ему звания
«Ветеран труда Архангельской области» его страховой стаж составлял 35 календарных лет 00 месяцев 27 дней л.д.5, 6-10).

Из выписки и справке, выданных ГУ УПФ РФ в Пинежском районе, И. назначена трудовая пенсия за работу в особых условиях труда с * января 2008 года, на этот период общий трудовой стаж истца составлял 33 года 0 месяцев 27 дней.

Указанные обстоятельства ответчик не оспаривает, и это подтвердила представитель третьего лица ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Пинежском районе» А.

* марта 2010 года И. обращался с заявлением в отделение социальной защиты населения по Пинежскому району о присвоении ему звания «Ветеран труда Архангельской области, однако, ему в этом было отказано в виду недостаточности страхового стажа. При этом ответчик не засчитал в страховой стаж истца период его работы в 2008 году в ООО «М», так как не было перечислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ л.д.5).

Вместе с тем, суд пришёл к выводу о незаконности принятого ответчиком решения, поскольку указанный период работы подлежит включению в страховой стаж истца.

В соответствии с п.п.2, 4,6 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2001 г. №555 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 N 475, от 17.10.2009 N 817) в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом
“Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“ подтверждаются- документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“ - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.

Как отмечено в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в сфере отношений,
связанных с формированием, расходованием и учетом денежных средств на выплату трудовых пенсий по обязательному пенсионному страхованию, ответственность государства за надлежащее осуществление обязательного пенсионного страхования, в частности в случае неисполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не может сводиться к субсидиарной ответственности, предусмотренной нормами гражданского законодательства.

С учетом характера отношений, складывающихся между субъектами обязательного пенсионного страхования, и особой ответственности, которая в этой сфере возлагается на государство, Конституционный Суд Российской Федерации обязал его впредь до установления надлежащего правового регулирования принять на себя исполнение обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств для обеспечения пересмотра размеров страховой части трудовых пенсий в соответствии с Постановлением от 10 июля 2007 г. N 9-П.

Возложение на государство подобной обязанности, возникшей и подлежащей исполнению с момента провозглашения Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 10 июля 2007 года N 9-П, призвано гарантировать реализацию лицами, выполнявшими оплачиваемую работу по трудовому договору, своих пенсионных прав в полном объеме. Следовательно, осуществляемый в соответствии с данным Постановлением пересмотр размера страховой части назначенных (пересчитанных) этим лицам трудовых пенсий должен обеспечить её установление в сумме, которую надлежало бы получать застрахованным лицам к моменту указанного пересмотра, если бы страховые взносы уплачивались страхователем (работодателем) в их пользу в полном объеме.

Анализируя изложенное выше, суд пришёл к выводу, что период работы истца в обществе с ограниченной ответственностью «М», которое за 2008 год не произвело уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежит включению в страховой стаж истца. Таким образом, с учётом сведений, содержащихся в трудовой книжке истца, справки, выданной УПФ РФ в
Пинежском районе, страховой стаж истца на момент обращения ГУ «ОСЗН» составлял 35 календарных лет 00 месяцев 27 дней.

Областным законом Архангельской области «О присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области» отдельным категориям пенсионеров от 12.11.1997 года (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что звание «Ветеран труда Архангельской области» присваивается гражданам, проживающим на территории Архангельской области, при условии, что не менее 12 лет 6 месяцев страхового стажа, учитываемого для назначения трудовой пенсии по старости, для мужчин и не менее 10 лет указанного страхового стажа для женщин приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Архангельской области. Указанные граждане не имеют права на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», имеют суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, а также иных периодов, включаемых в страховой стаж, учитываемый для назначения трудовой пенсии по старости, не менее 35 календарных лет для мужчин и не менее 30 календарных лет для женщин.

Звание «Ветеран труда Архангельской области» присваивается распоряжением Губернатора Архангельской области. Порядок присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области» утверждается Постановлением Правительства Архангельской области.

Постановлением главы администрации Архангельской области от 9 декабря 1997 года №446 «О порядке присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области» был утверждён Порядок присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области». В соответствии с указанным Порядком отделения социальной защиты населения в двухнедельный срок после подачи заявления гражданином, на основании справки отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области, трудовой книжки, других документов заявителя определяют суммарную продолжительность периодов и (или) иной трудовой деятельности, а также
иных периодов, включаемых в страховой стаж, учитываемый для назначения трудовой пенсии по старости, оформляют списки претендентов на присвоение звания, направляют оформленные и заверенные списки в управление социальной защиты населения администрации области. Основанием для отказа в присвоении звания «Ветеран Архангельской области» является предоставление документов, не отвечающих условиям, определённым законом «О присвоении звания «Ветеран труда Архангельской области» отдельным категориям пенсионеров».

В случае отказа в присвоении звания Управление социальной защиты населения администрации области через отделения социальной защиты населения сообщает претендентам причины и основание отказа.

Оснований для признания истца «Ветеран труда» в соответствии со ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» не имеется.

Истец проживает в Архангельской области и, как установлено, более 12 лет 6 месяцев отработал на территории Архангельской области.

На основании изложенного суд пришёл к выводу, что истец имеет право на присвоение ему звания «Ветеран труда Архангельской области», в связи с чем его требование о присвоении ему звания «Ветеран труда Архангельской области» подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось Решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

При обращении в суд истец уплатил государственную пошлину в сумме 200 рублей л.д.2), в связи с чем указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца.

Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось Решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истец просит взыскать в его пользу расходы на оплату услуг представителя в сумме 1000 рублей л.д.15).

Понесённые расходы подтверждаются квитанцией к приходному кассовому ордеру л.д.16).

Учитывая изложенное, сложность дела и время
на его рассмотрение, заявление истца в этой части также подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск И. удовлетворить.

Отказ Государственного учреждения «Отделение социальной защиты населения по Пинежскому району» о присвоении И. звания «Ветеран труда Архангельской области» признать незаконным и возложить обязанность на Государственное учреждение «Отделение социальной защиты населения по Пинежскому району» подготовить документы на присвоение звания «Ветеран труда Архангельской области», которые направить в Управление социальной защиты населения администрации Архангельской области.

Взыскать с Государственного учреждения «Отделение социальной защиты населения по Пинежскому району» в пользу И. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 (Двести) рублей и на оплату услуг представителя в сумме 1000 (Одна тысяча) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней после вынесения решения в окончательной форме 19 июля 2010 года.

Председательствующий (подпись) *.*. Галкин