Решения районных судов

О включении периода работы в спец.стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости. Решение от 01 января 2002 года №. Воронежская область.

Судья Кантемировского районного суда Воронежской области Брыкина *.*.,

при секретаре ФИО10

с участием истицы ФИО11,

представителя ГУ УПФ РФ по доверенности ФИО2,

рассматривал в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску ФИО3 к ГУ УПФ РФ по...у... «о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости и периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком»

Установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по...у, указывая на то, что Решением ГУ УПФ РФ по...у Номер обезличен от Дата обезличена г. ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья
населения в сельской местности и поселках городского типа из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 25 лет. В специальный стаж дающий ей право на досрочную пенсию по старости ответчик не включил период её работы с 1.11.99г.по 31.08.2000 г.- период моей работы в учреждении ТМО, т.к. данное учреждение не предусмотрено Списком, утв. Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999г. и период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3- лет с 5.10.1991 г. по 19.05.1992 г.

Считает, что ответчик неправомерно исключил из специального стажа, дающего ей право на досрочную пенсию по старости вышеуказанный период работы. Согласно ст. 28 п.11 Закона РФ «О трудовых пенсиях», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в ред. Постановления Правительства РФ от 19.02.01 г. №
130, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.99 г. № 1066 … В соответствии со Списком должностей…. № 1066 от 22.09.1999 г., работа в должности медицинской сестры центральной ( городской, окружной, районной) больницы засчитывался в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Данный Список утратил силу в связи с принятием нового Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., которым был утвержден новый Список должностей и учреждений и новые Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11
п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (который действует в настоящее время и которым должен был руководствоваться ответчик при решении вопроса о назначении мне досрочной пенсии по старости) в стаж работы дающий право на досрочную пенсию по старости засчитывается работа в должности медицинской сестры в больницах всех наименований.

Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп11 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 781 от 29.10.2002 г., в стаж работы засчитывается на общих основаниях работа в должностях указанных в списке в лечебно-профилактических структурных подразделениях ТМО.

С 1.08.1986 г. она, на основании приказа № 76-л от 31.07.86 г. была принята на работу в Кантемировскую ЦРБ в должности медицинской сестры детского отделения. 1.01.1990 г. Кантемировская ЦРБ была переименована в Кантемировское ТМО. С 1.01.90 г по 31.08.2000 г. она работала в Кантемировском ТМО в должности медсестры детского отделения Кантемировской ЦРБ. МУЗ Кантемировское ТМО являлось медицинским учреждением здравоохранения, объединяющим в своем составе все участковые больницы района, центральную районную больницу и фельдшерские пункты района, которые функционировали на
правах структурных подразделений Кантемировского ТМО без прав юридического лица. Кантемировское ТМО действовало на основании Устава ТМО, зарегистрированного Постановлением администрации Кантемировского района № 293 от 27.06.97 г. и утвержденного приказом № 176-Л от 16.06.1997 г. Комитета по здравоохранению администрации Воронежской области. В соответствии с Уставом ТМО в состав ТМО входила Кантемировская ЦРБ, где она фактически и работала. Основными видами деятельности Кантемировского ТМО являлось оказание скорой медицинской помощи, лечение в амбулаторных условиях, включая доврачебную помощь, диагностика и лечение на дому больных, стоматологическая помощь, лекарственная помощь, стационарная помощь.1.09.2000 г. Кантемировское ТМО, на основании рекомендаций Комитета по здравоохранению администрации Воронежской области № 3/18 от 29.06.2000 г., было переименовано в Кантемировскую ЦРБ в связи с исключением на основании приказа Минздрава России от 28.02.2000 г.из номенклатуры учреждений здравоохранения наименования «территориальное медицинское объединение».

Таким образом, ответчик без законных оснований исключил из её специального стажа период работы в Кантемировском ТМО с 1.11.1999 г. по 31.08.2000 г..

С исключением из его специального стажа период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 3-х лет, она также не согласна и считает его неправомерным.

9.10.1991 г., на основании приказа № 176-Л от 9.10.1991 г. был предоставлен отпуск без сохранения зарплаты по уходу за ребенком до 3-х лет с 5.10.1991 г. по
5.04.1993 г.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № 677 от 22.08.1989 г. «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» (с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 21.12.1989 г. № 1128), с 1.12.1989 г. повсеместно была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения з/платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004г., не допускается ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение и допускается оценка приобретенных гражданами до 1.01.2002 г. пенсионных прав, в том числе в части касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии по нормам ранее действующего законодательства. Таким образом, период моего нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 3-х лет должен быть включен в специальный стаж, дающий ей право на досрочную пенсию по старости.

В связи с этим она, просить включить в специальный стаж работы, дающий ей право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа период её работы с 1.11.99 г. по 31.08.2000 г. в должности
медицинской сестры детского отделения Кантемировской ЦРБ Кантемировского ТМО, и период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 5.10.1991 г. по 19.05.1992 г. и назначить ей досрочную пенсию по старости с момента моего обращения за ней с 24.11.2009 г..

Взыскать с ГУ УПФ РФ по...у в её пользу расходы по оплате услуг адвоката в сумме 2000 руб. и расходы по госпошлине в сумме 100 руб.

В судебном заседании истица ФИО3 свои исковые требования поддержала в полном объеме, и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 иск не признала и суду пояснила, что истице оценка пенсионных прав рассматривалась по двум вариантам, но по обоим ей недостаточно было пенсионного стажа для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Специальный стаж ФИО3 составляет менее 25 лет, что недостаточно для назначения ей досрочной пенсии по старости в связи лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Законом РФ от 1 января 2002 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ, устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

В соответствии с п.20 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» от 17.12.01 г. (в ред. от 30.12.2008 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего ФЗ лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (п.п. 20 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ).

Как следует из трудовой книжки истца она в спорном периоде с 01.11.1999 года по 31.08.2000 года, работала в качестве медицинской сестры в детском отделении в Кантемировской ЦРБ Кантемировского ТМО. Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 6 от 27.01.2009 года следует, что данный период исключен из стажа истца, как работа в учреждении не предусмотренная Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии с п.11 ст. 28 вышеуказанного Закона (в редакции от 17.12.2001 года) утвержден Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В данном Списке указано, что работа в качестве медицинской сестры в больницах всех наименований засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости. Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья…, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке в лечебно- профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений. Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в деле, ФИО3 31.07.1986 года принята в Кантемировскую ЦРБ на должность медицинской сестры в детское отделение, где и работает по настоящее время. Кантемировская ЦРБ 01.01.1990 года переименована в Кантемировское ТМО. Кантемировское ТМО было переименовано в МУЗ «Кантемировская ЦРБ» 01.09.2000 года. В соответствии с п. 4 Устава МУЗ Кантемировское ТМО, утвержденного Комитетом по здравоохранению Администрации Воронежской области 16.06.97 в состав Кантемировского ТМО входила Кантемировская ЦРБ, которая на тот момент не являлась юридическим
лицом, а являлась лечебно- профилактическим структурным подразделением Кантемировского ТМО. Работа истицы в спорном периоде в указанной должности и в указанном лечебном учреждении допускается Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года как работа, дающая право на получение досрочной пенсии по старости. В связи с этим, при решении вопроса о назначении истице досрочной пенсии по старости, в связи с выполнением ею работой по охране здоровья населения ответчик должен был пользоваться именно Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года, а не утратившим силу на момент рассмотрения заявления истицы Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.99 года за №1066, применяя который, ответчик ухудшил положение истицы, так как данный Список не давал возможности зачесть истице спорные периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение ей досрочной пенсии по старости.

Согласно ст.39/1/ Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом в соответствии со ст. 19 Конституции РФ, гарантируется равенство прав и свобод без какой либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав медицинских работников, в том числе и среднего медицинского персонала, работа которого связана с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в структурных подразделениях, не предусмотренных п.1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года за №1066.. Статья 55 Конституции РФ гласит, что не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, анализ собранных по делу доказательств позволяет сделать суду вывод, о том, что период работы истицы в качестве медицинской сестры в детском отделении в Кантемировской ЦРБ Кантемировского ТМО Воронежской области с 1.11.1999 г. по 31.08.2000 г. неправомерно ответчиком исключен из ее специального стажа дающего право на досрочную пенсию по старости.

Из ее специального стажа ответчиком был исключен период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 5.10.1991г. по 19.05.1992г..

В соответствии с правилами, установленными ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного возраста назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ст.167 КЗОТ РСФСР, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком включался в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В связи с принятием Закона РФ от 25.09.1992 г. №3543-1 «0 внесении изменений и дополнений в КЗОТ РСФСР», период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности. В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ №2-П от 29.01.2004 г., допускается оценка приобретенных гражданином до 1.01.2002 г. пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Кроме того, в соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» При разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации“, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии, если указанные периоды имели место до 6.10.1992 г. независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Как установлено в судебном заседании и подтверждается имеющимися в деле доказательствами периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет имели место с 5.10.1991г. по 19.05.1992г., то есть до 06.10.92, следовательно, они должны быть включены в специальный стаж работы, дающий ей право на досрочную пенсию по старости

В соответствии с правилами, установленными ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного возраста назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности, поселках городского типа независимо от их возраста.

При определении времени назначения досрочной пенсии по старости следует руководствоваться положениями ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно заявления истца о назначении пенсии с указанным заявлением она обратилась в УПФ РФ 24.11.2009 года. К указанному времени у истца с учетом спорных периодов работы возникло право на получение досрочной пенсии по старости, что предполагает обязанность органов пенсионного обеспечения назначить истцу пенсию в соответствии с требованиями ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» то есть в рассматриваемом случае с 24.11.2009 года.

Учитывая выводы суда о незаконности решения ответчика, в части исключения периодов работы из стажа истца, суд приходит к выводу, что истец на момент обращения в УПФ, то есть 24.11.2009 года обладал правом на оформление и назначение досрочной пенсии в соответствии со ст. 28, п. 10 Закона РФ «О трудовых пенсиях» от 15.12.2001 года № 173-ФЗ, так как имела 25- летний лечебный трудовой стаж, представив для этого все необходимые документы, но препятствием такового послужили неправомерные действия ответчика, оформленные в виде Решение № 148 от 27.11.2009г.. Наличие данного обстоятельства дают суду основание прийти к выводу о законности требования истца о возложении на ответчика обязанности по назначении досрочной пенсии с момента первоначального обращения за ней с - 24.11. 2009 года (заявление о назначении пенсии ФИО3.)

Так истец понес судебные издержки в виде государственной пошлины в размере 100 рублей, расходов адвоката по составлению иска в размере 2 тысяч рублей, а его требования удовлетворены в полном объеме, то они подлежат взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Решил:

Обязать ГУ УПФ РФ по...у... включить ФИО3, Дата обезличена г.р. проживающей...,...,............ в специальный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, период ее работы с 01.11.99 года по 31.08.2000 года в должности медицинской сестры детского отделения в Кантемировской ЦРБ Кантемировского ТМО Воронежской области, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 5.10.1991г. по 19.051992г..

Обязать ГУ УПФ РФ по...у... назначить ФИО3, 1968г.р. досрочную пенсию по старости с момента обращения в ГУ УПФ РФ по...у – 24.11.2009 года.

Взыскать с ГУ УПФ РФ по...у..., расположенному по адресу:......, в пользу ФИО3 расходы по оплате услуг адвоката в сумме 2.000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Изготовлено в совещательной комнате.

Судья *.*. Брыкина