Решения районных судов

По заявлению о возложении обязанности устранить нарушения в сфере безопасности гидротехнических сооружений. Решение от 10 ноября 2010 года №. Вологодская область.

Белозерский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Михеева *.*.,

при секретаре Войновой *.*.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора... района в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на администрацию... сельского поселения, МУП «...» устранить нарушения в сфере безопасности гидротехнических сооружений,

Установил:

Администрация... сельского поселения является собственником гидротехнических сооружений станции 1-го подъема, расположенной в д..... Данное имущество передано в пользование МУП «...» на праве хозяйственного ведения.

Прокурор... района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на администрацию... сельского поселения и МУП «...» устранить нарушения в сфере безопасности гидротехнических сооружений. В обоснование заявления указано, что в ходе прокурорской проверки было установлено,
что при эксплуатации МУП «...» насосной станции, фактически являющейся гидротехническим сооружением, имеются нарушения законодательства. Собственником указанного имущества является... сельское поселение. Правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположены водозаборные сооружения, отсутствуют. В нарушение действующего законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, правила эксплуатации гидротехнического сооружения не разработаны и не согласованы с органом надзора. Не осуществляется разработка и реализация мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, по предотвращению аварий на нем, расчеты вероятного вреда в случае аварии на гидротехническом сооружении не разработаны. Не создано финансовое обеспечение гражданской ответственности. Отсутствует план действий по предупреждению и локализации чрезвычайных ситуаций на ГТС, материальные и финансовые ресурсы на случай аварии на водозаборных сооружениях не созданы. МУП «...» непосредственно осуществляет эксплуатацию ГТС. Приказом от 3 апреля 2006 года назначено ответственное должностное лицо за безопасность водозаборных сооружений – машинист насосных установок *.*. Должностной инструкции работник не имеет. Обучения по безопасности ГТС не проходил, что является нарушением.

Просит обязать администрацию... сельского поселения оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположены водозаборные сооружения; обязать в срок до 1 января 2011 года администрацию... поселения и МУП «...» разработать и согласовать с органом надзора правила эксплуатации ГТС, создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС; в 6-ти месячный срок выполнить расчет вероятного вреда и согласовать с органом надзора, разработать план ликвидации и локализации аварии на ГТС и представить на согласование в территориальный орган МЧС и Управление Ростехнадзора, организовать эксплуатацию ГТС и обеспечить квалификацию работников, ответственных за ГТС.

В судебном заседании прокурор Барабанова *.*. заявленные требования уточнила, просит по п.п.1, 2 и 3
заявления установить трехмесячный срок исполнения, после вступления решения в законную силу; по п.6 – годичный срок исполнения.

Представитель ответчика администрации... сельского поселения Иванова *.*. требования прокурора не признала. Суду пояснила, что не согласна, что администрация... сельского поселения должна оформить правоустанавливающие документы на земельный участок.

Расчеты вероятного вреда сделаны ими совместно с МУП «...» и направлены на согласование в отдел природоохраны. Правила эксплуатации ГТС, план ликвидации и локализации аварии на ГТС находятся на стадии разработки и согласования.

Представитель ответчика МУП «...» Данилова *.*. требования прокурора признала частично. Согласна, что они должны соблюдать законодательство в сфере безопасности гидротехнических сооружений. Все требования прокурора постараются выполнить, однако сроки, предложенные прокурором, считают недостаточными для исполнения решения суда.

Представитель третьего лица администрации... муниципального района *.*. суду пояснила, что оснований для возложения на администрацию... сельского поселения обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок, не имеется. Отсутствие данных документов не влияет на безопасность гидротехнических сооружений. Кроме того, суд не вправе вмешиваться в деятельность сельских поселений, которые полномочны сами решать вопрос о том следует им оформлять земельный участок в собственность, или нет. Администрация... сельского поселения является собственником объектов недвижимости, составляющих ГТС. Этого достаточно для организации их безопасной эксплуатации. Также считает, что все остальные требования прокурора должны быть адресованы к МУП «...», так как именно это предприятие в настоящее время является владельцем ГТС.

Представитель третьего лица Северного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В отзыве указано, что требования прокурора поддерживает и просит их удовлетворить в полном
объеме.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных требований прокурора.

Согласно ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Как установлено в судебном заседании на территории муниципального образования... сельского поселения... района находится ГТС, состоящее из: оголовока с рыбозащитными сооружениями, самотечными линиями, приемного колодца, совмещенного с насосной станцией, водонапорной башни. Согласно, передаточному акту о принятии в муниципальную собственность... сельского поселения муниципального унитарного предприятия «...» от 10 августа 2010 года, МУП «...» передано в муниципальную собственность МО «... сельское поселение». В состав передаваемого комплекса имущества МУП «...» входят в том числе указанное выше недвижимое имущество.

Отсутствие контроля за состоянием гидротехнического сооружения может создать угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, посещающих водоем, из которого производится водозабор.

Собственником водозаборного сооружения является... сельское поселение. На основании договора №5 от 1 ноября 2010 года об использовании муниципального имущества, водозаборное сооружение администрацией поселения передано на праве хозяйственного ведения МУП «...».

08 сентября 2010 года прокуратурой... района с участием специалиста Северного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, директора МУП «...» проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в МУП «...» в ходе
которой установлены случаи нарушения ответчиками законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, о чем составлен акт. В ходе проверки выявлен ряд нарушений в области безопасности ГТС.

В соответствии со ст. 9 ФЗ от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления
по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст. 13 названного Закона правила эксплуатации ГТС должны быть согласованы в органе государственного надзора за безопасностью ГТС – Северном Управлении Ростехнадзора.

Как следует из акта прокурорской проверки, и не оспаривается представителями администрации... сельского поселения и МУП «...», правила эксплуатации ГТС не разработаны и не согласованы с органом надзора.

Согласно ст. 17 собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

В судебном заседании установлено, что на ГТС в д....... района не создано финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда.

Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2001 года
№ 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения», Постановлением Правительства Вологодской области № 622 от 14 апреля 2009 года «Об утверждении Порядка согласования расчета размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения на территории области» на владельца ГТС возложена обязанность выполнить расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии ГТС и утвержден органом надзора.

Расчет вреда по ГТС не произведен.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на эксплуатирующую организацию – МУП «...» устранить указанные нарушения законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений в сроки, предложенные прокурором.

Прокурором также заявлено требование о возложении на администрацию... сельского поселения обязанности оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположено ГТС. Однако суд считает необходимым отказать в удовлетворении данного искового требования. Указанные выше нормы не содержат обязанности собственника ГТС оформлять в собственность земельный участок, на котором он располагается. Также суд считает обоснованными и доводы представителя администрации... района, пояснившего, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок не влияет на безопасность ГТС. Кроме того, данное требование прокурора направлено на вмешательство в деятельность органа местного самоуправления, определенную федеральным законодательством о местном самоуправлении.

Учитывая, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственную пошлину следует взыскать с МУП «...».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление прокурора... района удовлетворить частично.

Обязать МУП «...» в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу данного решения:

разработать и согласовать с органом надзора правила эксплуатации гидротехнического
сооружения;

создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС;

В шестимесячный срок с момента вступления данного решения в законную силу:

выполнить расчет вероятного вреда для объекта гидротехнических сооружений – водозаборного сооружения в д....... района... области, согласовать с органом исполнительной власти субъекта РФ и представить на утверждение в орган надзора в течение 6 месяцев;

разработать план ликвидации и локализации аварии на гидротехническом сооружении и представить на согласование в территориальный орган МЧС и Управление Ростехнадзора;

В годичный срок с момента вступления данного решения в законную силу:

организовать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечить квалификацию работников, ответственных за гидротехническое сооружение, в соответствии с требованиями ст.9 ФЗ №17 от 21 июля 1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений», приказа Ростехнадзора №37 от 29 января 2007 года «О порядке подготовке и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

В удовлетворении исковых требований к администрации... сельского поселения отказать.

Взыскать с МУП «...» государственную пошлину в доход государства в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в 10-дневный с момента изготовления мотивированного решения в окончательном виде.

Мотивированное Решение в окончательном виде изготовлено 15 ноября 2010 года.

Судья *.*. Михеев