Решения районных судов

О ликвидации местной мусульманской религиозной организации. Решение от 30 августа 2010 года. Республика Башкортостан.

Верховный суд Республики Башкортостан, в составе

председательствующего судьи Касимовой *.*.,

при секретаре Каримовой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан о ликвидации Местной мусульманской религиозной организации...... Республики Башкортостан и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц,

Установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее – УМЮ РФ по РБ) обратилось в Верховный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением о ликвидации Местной мусульманской религиозной организации...... Республики Башкортостан (далее – религиозная организация) и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование своих требований УМЮ РФ по РБ указало, что религиозная организация зарегистрирована
Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Башкортостан, адрес места нахождения юридического лица –..., д...., ул...., д....

В соответствии с Положением об УМЮ РФ по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 года № 147, на УМЮ РФ по РБ возложена функция принятия решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, а также функция контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и законодательству Российской Федерации. В ходе ревизии учетного регистрационного дела №... установлено, что религиозная организация не исполняет обязанность, предусмотренную абзацем 3 пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», согласно которым религиозная организация обязана ежегодно информировать орган, принявший Решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Так, религиозной организацией не представлена вышеуказанная информация за 2006-2009 годы. Кроме того, 13.08.2009 года УМЮ РФ по РБ в адрес религиозной организации вынесено предупреждение №... об устранении вышеуказанного нарушения в срок до 30.08.2009 года,
однако данные нарушения религиозной организацией не были устранены. По мнению УМЮ РФ по РБ указанные обстоятельства свидетельствуют о неоднократном нарушении религиозной организацией обязанности, предусмотренной абзацем 3 пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок вышеуказанных сведений, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям). Абзацем 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократного или грубого нарушения закона или иных правовых актов. На основании вышеизложенного, УМЮ РФ по РБ просит ликвидировать Местную мусульманскую религиозную организацию...... Республики Башкортостан в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель УМЮ РФ по РБ Дергунова
*.*., действующая на основании доверенности №... от... года (служебное удостоверение №......) на судебном заседании поддержала заявленные УМЮ РФ по РБ требования по названным основаниям.

Представители религиозной организации на судебное заседание Верховного суда Республики Башкортостан не явились. Для выяснения всех юридически значимых обстоятельств к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены учредители религиозной организации – ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6, ФИО 7, ФИО 8, ФИО 9, ФИО 10 В целях выполнения процессуальных действий в отношении них отдельное поручение было направлено в... суд Республики Башкортостан.

В ходе допроса... судом Республики Башкортостан, учредители религиозной организации ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6, ФИО 7 не признали заявленные УМЮ РФ по РБ требования полностью и показали, что религиозная организация в настоящее время действует, в каждую пятницу третьи лица и жители района собираются на пятничный намаз, проводят все религиозные праздники, обряды в мечети. Имеется мулла по назначению местного населения. О том, что организация должна была отчитываться перед УМЮ РФ по РБ учредители данной организации не знали, документов и уведомлений из УМЮ РФ по РБ не получали.

Третье лицо ФИО 6 показал, что он является главой администрации... сельсовет, поэтому хорошо знает, что религиозная организация исправно
выплачивает все расходы по энергосбережению, отоплению. Несет все расходы по содержанию здания. Сама мечеть и ее территория в надлежащем состоянии, ухожена, имеются насаждения деревьев, цветники. Оплату технического персонала: технички и сторожа несет СПК «...»... Республики Башкортостан.

Третье лицо ФИО 5 показала, что она ведет бухгалтерскую отчетность религиозной организации. О том, что они должны были отчитываться перед УМЮ РФ по РБ, она не знала. Из УМЮ РФ по РБ ни разу не получали ни одного извещения о том, что религиозная организация не отчитывается перед ними, также не получали ни одного бланка по отчету. В настоящее время религиозная организация является действующей.

Третье лицо ФИО 2 сказала о том, что они не знали, что религиозная организация должна была отчитываться перед УМЮ РФ по РБ. Об этом УМЮ РФ по РБ никогда религиозную организацию не предупреждали ни письмом, ни по телефону.

Третье лицо ФИО 3 также исковые требования УМЮ РФ по РБ не признала, при допросе... судом РБ показала, что если бы ФИО 5 знала о том, что необходимо отчитываться перед УМЮ РФ по РБ, она бы обязательно отчиталась. Другие отчеты ФИО 5 сдает исправно. Также ФИО 3 показала, что мечеть была построена общими усилиями, это новое красивое здание и им не хотелось бы, чтобы оно закрывалось.

Третье
лицо ФИО 4 дал суду аналогичные показания и указал, что если бы ФИО 5, ответственная за отчетность мечети, знала бы о необходимости отчитываться перед УМЮ РФ по РБ, она обязательно бы это сделала.

Третье лицо ФИО 7 показал, что меч необходима, здесь растет молодежь, живут пожилые люди, которые посещают мечеть. Мечеть закрываться не должна.

Третьи лица ФИО 10 и ФИО 9 при исполнении судебного поручения не были допрошены, в связи со смертью.

Место нахождения третьего лица ФИО 8 не установлено.

Все опрошенные учредители религиозной организации высказали согласие на рассмотрение гражданского дела Верховным судом Республики Башкортостан в их отсутствие.

Представитель Духовного управления мусульман России, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, Ганеева *.*., действующая на основании доверенности №... от... года, исковые требования УМЮ РФ по РБ не признала и суду показала, что Местная Мусульманская религиозная организация...... является действующей. Данная религиозная организация находится на хорошем счету. В ней проводятся религиозные праздники, осуществляется уход за территорией. О том, что религиозная организация должна отчитываться перед УМЮ РФ по РБ, им не было известно. Просит отказать в ликвидации религиозной организации, указав, что в дальнейшем Духовное управление мусульман России возьмет под контроль направление местными мусульманскими религиозными организациями отчетов в УМЮ РФ по РБ.

Изучив материалы гражданского дела, материалы допроса привлеченных
третьих лиц, выслушав представителя УМЮ РФ по РБ, представителя Духовного управления мусульман России, суд приходит к выводу, что требования, заявленные УМЮ РФ по РБ, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

С учетом положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральными законами.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года (редакция от 24.07.2008 года) «О некоммерческих организациях» одной из форм некоммерческих организаций являются общественные и религиозные организации (объединения). Согласно части 4 статьи 6 данного Федерального закона, особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются федеральным законом о религиозных объединениях.

Таким образом, особенности ликвидации религиозных организаций определяются специальным Федеральным законом от 26.09.1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и при решении судом вопроса о ликвидации религиозной организации должен применяться названный специальный Федеральный закон.

Статьей 14 Федерального закона от 26.09.1997 года № 125-ФЗ (редакция от 23.07.2008 года) установлены основания для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке. Согласно данной норме Федерального закона таковыми являются:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

принуждение
к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, согласно части 9 статьи 8 Федерального закона № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с требованием о признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица, а не ликвидации юридического лица.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в том числе при систематическом
осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением) деятельности, противоречащей его уставным целям.

Как показали учредители религиозной организации, организация является действующей, о необходимости представления отчетности в УМЮ РФ по РБ, учредители данной религиозной организации не знали.

Данное обстоятельство не опровергнуто и документами, представленными УМЮ РФ по РБ.

Так, УМЮ РФ по РБ представили копию предупреждения о необходимости устранить допущенные нарушения по не представлению необходимых сведений, направленного в адрес религиозной организации, однако УМЮ РФ по РБ не представлено подтверждений получения религиозной организацией данного предупреждения.

Кроме того, доказательств подтверждения осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, либо иной деятельности, дающей основания для ликвидации религиозной организации в соответствии с положениями Федерального закона от 26.09.1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», УМЮ РФ по РБ не представлено.

Также, суд считает необходимым отметить, что нарушения в части непредставления информации в УМЮ РФ по РБ, допущенные религиозной организацией является устранимыми, и, принимая во внимание показания третьих лиц о том, что о необходимости отчетности в УМЮ РФ по РБ им было не известно, а также показания учредителей о том, что в дальнейшем они обязуются представлять всю необходимую информацию в УМЮ РФ по РБ, оснований для ликвидации религиозной организации, предусмотренных Федеральным законом от 26.09.1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести
и о религиозных объединениях» в ходе судебного разбирательства судом не установлено, суд пришел к выводу, что в удовлетворении исковых требований УМЮ РФ по РБ следует отказать.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан о ликвидации Местной мусульманской религиозной организации...... Республики Башкортостан и исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Верховный суд Республики Башкортостан.

Судья Верховного суда

Республики Башкортостан *.*. Касимова