Решения районных судов

Об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны и понуждению проведения санитарно- противоэпидемических мероприятий. Решение от 19 октября 2010 года №. Брянская область.

19 октября 2010 года Советский Районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего - судьи Галыгиной *.*.,

при секретаре - Колесниченко *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора к МУСП по вопросам похоронного дела г.Брянска об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны и понуждению проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий,

Установил:

Брянский природоохранный прокурор (истец) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что проведенной Брянской природоохранной прокуратурой Брянской области проверкой установлено, что МУСП по вопросам похоронного дела г.Брянска (ответчик) осуществляет деятельность по текущему содержанию городских кладбищ, оказывает услуги населению, связанные с погребением и иные виды деятельности. В ведении
МУСП по ВПД г.Брянска - 13 городских кладбищ.

Для кладбищ по ул.Красноармейской, в п.Б.Полпино, по ул.Профсоюзной, ул.Волочаевской и в п.Бежичи не установлены санитарно-защитной зоны и имеется, утвержденного в установленном законом порядке проектов организации санитарно-защитной зоны, что является грубым нарушением закона.

В соответствии с санитарной классификацией сооружений санитарно-технической инфраструктуры кладбища по ул.Красноармейской и в п.Б.Полпино относятся к объектам 2-го класса опасности. Кладбища по ул.Профсоюзной, ул.Волочаевской и в п.Бежичи относятся к объектам 3-го класса опасности. Границы единой нормативности С33 для указанной группы предприятий определены в соответствии с действующей санитарной классификацией (раздел 7.1.12 Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № 74 «О введение в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»).

Деятельность объектов и производства 1-3 классов опасности, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оказывает вредное воздействие на человек и среду его обитания.

Бездействие ответчика по разработке проектов санитарно-защитных зон и их реальное установление, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями, способствует неконтролируемому воздействию загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, на организм человека и среду его обитания, а также среду обитания растений, животных и других организмов в зоне действия промышленного предприятия.

В связи с чем истец просил суд обязать МУСП по ВПД г.Брянска
разработать проект санитарно-защитной зоны для кладбищ, расположенных по ул.Красноармейской, в п.Б.Полпино, по ул.Профсоюзной, ул.Волочаевской и в п.Бежичи и установить санитарно-защитные зоны в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями.

В судебном заседании представитель истца по доверенности старший помощник прокурора Васильева *.*. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика, надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился, заявлений и ходатайств в адрес суда не поступало. В силу ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика

Представитель третьего лица администрации Брянской области по доверенности Солдатов *.*. не возражал против удовлетворения требований, однако просил установить срок совершения действий, указанных в иске, до 01 июля 2011 года.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Интересы неопределенного круга лиц - жителей г.Брянска и иных лиц заключаются в том, что атмосферный воздух является для них жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Соответственно жители заинтересованы в употреблении чистого атмосферного воздуха и установлении санитарно-защитных зон вокруг данных предприятий (кладбищ), т.к. оно являются источниками загрязнения атмосферного воздуха.

В соответствии со ст.ст. 41,42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Как установлено в судебном заседании, ответчик осуществляет деятельность по текущему содержанию городских кладбищ, оказывает услуги населению,
связанные с погребением и иные виды деятельности. В ведении МУСП по ВПД г.Брянска - 13 городских кладбищ.

В соответствии с санитарной классификацией сооружений санитарно-технической инфраструктуры кладбища по ул.Красноармейской и в п.Б.Полпино относятся к объектам 2-го класса опасности. Кладбища по ул.Профсоюзной, ул.Волочаевской и в п.Бежичи относятся к объектам 3-го класса опасности.

Согласно п.п. 2.1, 2.2, 2.5, 3.1 и 3.10 Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) 2.1. предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 1 и 2 класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Для объектов 1 - 3 классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

В судебном заседании установлено, что у МУСП по ВПД г.Брянска отсутствуют проекты и не установлены
санитарно-защитные зоны для кладбищ, расположенных по ул.Красноармейской, в п.Б.Полпино, по ул.Профсоюзной, по ул.Волочаевской, в п.Бежичи, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями.

06.06.2010 года в адрес директора МУСП по ВПД г.Брянска Бабурина *.*. Брянским природоохранным прокурором было вынесено представление об устранении нарушений ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно о принятии незамедлительных мер по разработке проекта санитарно-защитной зоны и ее установлению в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и природоохранными требованиями. Срок исполнения предписания был установлен - 1 месяц.

Однако предписание ответчиком в установленный срок не исполнено, нарушения не устранены.

Согласно информации комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области №91 ОИ-КП от 27.01.2010г. - объекты и производства, относящиеся ко 2-му классу опасности должны иметь санитарно-защитную зону - 500м; объекты и производства, относящиеся ко 3-му классу опасности должны иметь санитарно-защитную зону - 500м.

Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

В соответствии со статьями. 1, 11, 20 и 24 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ (с последующими изменениями) «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения -
это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях.

Согласно ст.ст. 1, 15, 16 Федерального закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ (с последующими изменениями) «Об охране атмосферного воздуха» - атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

В целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования
охраны атмосферного воздуха.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций.

В соответствии со ст.ст. 1, 3, 4, 11, 34 и 52 от 10.01.2002г. №7-ФЗ ( с последующими изменениями) «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Бездействие ответчика по разработке проектов санитарно-защитных зон и их установление, в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями, способствует неконтролируемому воздействию загрязняющих
веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, на организм человека и среду обитания, а так же среду обитания растений, животных и других организмов в зонах расположения кладбищ, что в свою очередь может привести к возникновению и распространению инфекционных и других заболеваний, т.е. создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 ФЗ “Об охране окружающей среды“.

Требования прокурора направлены на защиту прав жителей г.Брянска на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 27 и 35 Федерального закона от 17.01.1992г. «О прокуратуре Российской Федерации» и ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Таким образом, ввиду изложенных обстоятельств, исковые требования подлежат удовлетворению.

При этом, принимая во внимание, что для выполнения мероприятий по разработке проектов санитарно-защитных зон по оспариваемым объектам и установки таких зон в соответствии с проектом, требуется определенное время и финансовые средства, суд полагает возможным установить ответчику срок совершения указанных действий до 01 июля 2010 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199,206 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Брянского природоохранного прокурора к МУСП
по вопросам похоронного дела г.Брянска об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны и понуждению проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий - удовлетворить.

Обязать МУСП по вопросам похоронного дела г.Брянска разработать проект санитарно-защитной зоны для кладбищ, расположенных по ул.Красноармейской, в п.Б.Полпино, по ул.Профсоюзной, ул.Волочаевской и в п.Бежичи и установить санитарно-защитные зоны в соответствии с данным проектом в срок до 01 июля 2010 года.

Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд в течение десяти дней.

Судья *.*. Галыгина

а