Решения районных судов

О взыскании задолженности по оплате коммунальных льгот. Решение от 09 июля 2010 года №. Калининградская область.

Озерский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Мурашко *.*.,

при секретаре Раковой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бельченковой *.*. к ХХХ ХХХ, ХХХ о взыскании задолженности по оплате коммунальных льгот, предоставляемых педагогическим работникам,

Установил:

Истица Бельченкова *.*. обратилась в суд с иском к ХХХ ХХХ, ХХХ о взыскании задолженности по оплате коммунальных льгот, предоставляемых педагогическим работникам, ссылаясь на то, что она как педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности, имеет право на бесплатное отопление и освещение жилого помещения, однако в нарушение установленных норм закона этой льготой в 2007- 2009 годах не обеспечивалась. Полагает, что задолженность по предоставлению бесплатного
топлива и электроэнергии составляет:

за один год

уголь в количестве 4582,4 кг., исходя из расчета 64 кг. угля на 1 кв.м. общей площади квартиры (71,6 кв.м.);

электроэнергия в количестве 684,9 кВт/ч, исходя из расчета 9 кВт/ч на 1 кв.м. жилой площади;

за три года

уголь в количестве 13747,2 кг., что в денежном эквиваленте составляет 48115 руб. 20 коп., исходя из стоимости 1 тонны угля 3500 руб.,

электроэнергия в количестве 1933,2 кВт/ч, что в денежном эквиваленте составляет 3344 руб. 46 коп., исходя из стоимости 1 кВт/ч 1 руб. 73 коп.;

всего на общую сумму 51459 руб. 66 коп. В связи с чем просила обязать ответчиков произвести расчет по обеспечению углем в натуральном виде или денежном выражении, а также взыскать задолженность по электроэнергии в денежном выражении.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ХХХ, ХХХ, ХХХ ХХХ».

В судебном заседании истица Бельченкова *.*. исковые требования уточнила, просит взыскать с ответчиков задолженность по предоставлению бесплатного топлива и электроэнергии в денежном эквиваленте в размере 51459 руб. 66 коп., а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 1643 руб. 75 коп., при этом в обоснование своих требований привела доводы, аналогичные приведенным в исковом заявлении.

Ответчик - ХХХ о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представитель ХХХ в суд не
явился. Из письменного отзыва следует, что ХХХ возражает относительно удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что льготы, установленные абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» не отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а являются расходными обязательствами Российской Федерации, которые исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством РФ. При этом источник финансирования указанных льгот для педагогических работников федеральным законодательством не установлен. Закон Калининградской области от 11 июля 2005 года № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» и Постановление Правительства Калининградской области от 20 февраля 2006 года № 96, согласно которого возмещение расходов педагогическим работникам в сельской местности производится по фактическим расходам, не относят обязанность возмещения вышеуказанных расходов к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета. В связи с чем полагают, что заявленные в иске денежные средства могут быть взысканы только с казны Российской Федерации. Ссылаясь на указанное обстоятельство, а также на то, что в силу ст.ст. 158, 242.2 БК РФ и п. 8 главы 2 Положения о Министерстве финансов Калининградской области,
утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 18 октября 2005 года № 6, от имени Калининградской области в суде по заявленным требованиям должен выступать главный распорядитель средств бюджета Калининградской области – Министерство финансов Калининградской области, полагают, что ХХХ является ненадлежащим ответчиком. В отзыве указано также, что право истицы на взыскание задолженности должно быть реализовано путем возмещения понесенных ею фактически расходов, документальное подтверждение которых в материалах дела отсутствует. Также полагают, что требования истицы за 2009 год (за период с 1 января 2010 года) не подлежат удовлетворению в связи с тем, что истица не представила сведений о доходах и о том, что эти доходы ниже величины прожиточного минимума, так как в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 14 августа № 473 условием предоставления мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги является наличие у граждан доходов ниже величины прожиточного минимума. При этом меры социальной поддержки осуществляются в форме компенсационных выплат гражданам по фактическим расходам с учетом установленных законодательством размеров нормативной площади жилого помещения и установленных нормативов потребления коммунальных услуг.

Ответчик - администрация ХХХ», третьи лица - ХХХ, ХХХ, ХХХ», ХХХ» о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, их представители в суд не явились.

Из письменного отзыва ХХХ следует, что в
соответствии с абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Данный порядок регламентирован Законом Калининградской области от 11 июля 2005 года № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области», в соответствии с которым расходы на установление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги для работников областных государственных организаций осуществляется за счет средств областного бюджета. В соответствии с п.п. 24 п.2 ст.26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено Решение вопросов предоставления субвенций местным бюджетам для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами
субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. В связи с изложенным полагают, что ХХХ не является надлежащим ответчиком по данному делу, просят рассмотреть дело в отсутствии представителя ХХХ.

Заслушав пояснения истицы, проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования Бельченковой *.*. подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

На основании ст. 2 п. 2 п.п. 3 и п. 5 п.п. 1 Закона Калининградской области от 11 июля 2005 года N 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, независимо от форм собственности жилищного фонда.

В соответствии со ст. 4 п. 2 того же Закона условия и порядок осуществления за счет средств областного бюджета расходов на реализацию данного Закона устанавливаются Правительством Калининградской области.

Постановлением Правительства Калининградской области от 20 февраля 2006 г. № 96 установлен порядок и условия
осуществления за счет средств областного бюджета расходов на реализацию мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области, в том числе и педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности.

В судебном заседании установлено, что Бельченкова *.*. работает воспитателем в ХХХ», проживает в квартире общей площадью 69,8 (без учета площади лоджии 1,8 кв.м.), расположенной в пос. ххх

Таким образом, истица относится к указанной льготной категории граждан (педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности) и имеет право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Довод истицы о наличии задолженности по указанным льготам подтвержден. При таких обстоятельствах, суд полагает, что имеются основания для взыскания в пользу истицы задолженности по предоставлению бесплатного отопления и освещения за период 2007-2009 г.г..

Доводы ответчика ХХХ о недоказанности истицей факта понесения расходов по оплате коммунальных услуг надлежащими документами суд находит несостоятельными, так как предоставление законодателем льготы на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности не предусматривает её применение на условии фактического приобретения топлива.

Ссылку ответчика ХХХ на то, что в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 14 августа 2009 года № 473 условием предоставления мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги является наличие у
граждан доходов ниже величины прожиточного минимума, суд полагает необоснованной. Меры социальной поддержки работников образовательных учреждений установлены федеральным законодательством. В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях. Преамбулой Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что наряду с другими задачей данного Закона является повышение материального благосостояния граждан и системы их социальной защиты; при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Нормы настоящего Федерального закона должны реализоваться
в соответствии с положениями, закрепленными в преамбуле и не могут использоваться для умаления прав и интересов гражданина.

Из изложенного следует, что федеральным законодательством предусмотренные ранее права и льготы не отменены, а лишь установлен иной порядок их обеспечения и предоставления, в связи с чем субъекты Российской Федерации должны были до 1 января 2005 года установить своими законодательными актами механизм возмещения расходов в рамках межбюджетных отношений.

Анализ жилищного законодательства в его развитии (ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст. 160 ЖК РФ) указывает на то, что отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов, то есть федеральным законодательством для рассматриваемой категории специалистов в сельской местности предусмотрено предоставление льгот по бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в натуральной форме, которые не отменены и в отношении которых сохраняется прежний порядок предоставления, и предоставление таких льгот не предусматривает каких-либо ограничений.

Законом РФ «Об образовании» право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) предоставлено всем педагогическим работникам образовательных учреждений, а, следовательно, ограничение этой категории работников в части предоставления бесплатного отопления путем исключения из нее лиц, у
которых доходы выше величины прожиточного минимума, установленного для основных социально-демографических групп населения Калининградской области, не соответствует требованиям федерального закона.

Ссылку ответчика – ХХХ на то, что частично период, за который истица просит осуществить взыскание (отопительный сезон 2007 года), находится за пределами срока исковой давности, суд находит необоснованной. В связи с тем, что топливо предоставлялось указанной льготной категории граждан к началу отопительного сезона (октябрь), срок исковой давности по требованиям истицы о взыскании суммы задолженности за непредоставленные льготы по отоплению за 2007 год не истек.

При определении размера задолженности, подлежащей взысканию в пользу истицы, суд исходит из следующего.

Согласно приказам Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 28 декабря 2006 года № 37-4/06, от 14 ноября 2007 года № 42-01э/07 и от 25 ноября 2008 года № 52-01э/08 стоимость 1 кВт/ч для сельского населения составляла в 2007 году 1,092 руб., в 2008 году 1,253 руб., в 2009 году 1,57 руб. соответственно.

Истицей представлена товарно-транспортная накладная, из которой следует, что стоимость 1 тонны сортового угля на 28 апреля 2010 года составляла 3500 руб.

Согласно справке Гусевского филиала ХХХ» стоимость сортового угля за 1 тонну на Озерском складе по состоянию на 17 сентября 2007 года составляла 2700 руб., по состоянию на 06 октября 2008 года 3550 руб., по состоянию на 15 октября 2009 года 3450 руб.

Принимая во внимание, что меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, по действующему законодательству осуществляются в форме компенсационных выплат, размер задолженности надлежит определять исходя из цен, действующих на период возникновения такой задолженности.

С учетом изложенного, размер задолженности за непредоставленное отопление истице составляет 41218 руб. 48 коп., из них:

за 2007 год – 10171 руб. 44 коп. (исходя из расчета 64 кг. х 69,8 кв.м. = 4467,2 кг. В связи с тем, что ХХХ проживающий с истицей в одном жилом помещении, как инвалид в 2007 году воспользовался правом на снижение стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и приобрел по льготной цене 1400 кг. угля, то количество угля, положенного истице как педагогу, составляет 3767,2 кг.; 3767,2 х 2,700= 10171,44);

за 2008 год – 15635 руб. 20 коп. (исходя из расчета 64 кг. х 69,8 кв.м. = 4467,2 кг.; 4467,2 кг х 3,500 руб. = 15635,20);

за 2009 год – 15411 руб. 84 коп. (исходя из расчета 64 кг. х 69,8 кв.м. = 4467,2 кг.; 4467,2 кг х 3,450 руб. = 15411,84).

Согласно приказам Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 28 декабря 2006 года № 37-4/06, от 14 ноября 2007 года № 42-01э/07 и от 25 ноября 2008 года № 52-01э/08 стоимость 1 кВт/ч для сельского населения составляла в 2007 году 1,092 руб., в 2008 году 1,253 руб., в 2009 году 1,57 руб. соответственно.

Таким образом, истица как педагогический работник имела право на возмещение расходов на освещение в 2007 году в размере 685 руб. 99 коп. (исходя из расчета 9 кВт/ч х 69,8 кв.м.=628,2 кВт/ч в год, 628,2 х 1,092 руб. =685 руб. 99 коп.), в 2008 году- 787 руб. 13 коп. (исходя из расчета 9 кВт/ч х 69,8 кв.м.=628,2 кВт/ч в год, 628,2 х 1,253 руб. =787 руб. 13 коп.), в 2009 году - 986 руб. 27 коп. (исходя из расчета 9 кВт/ч х 69,8 кв.м.=628,2 кВт/ч в год, 628,2 х 1,57 руб. =986 руб. 27 коп.).

Вместе с тем, из обозревавшегося лицевого счета истицы видно, что в 2007 году семья истицы потребила электроэнергию в объеме 1181 кВт/ч, оплата за потребленную электроэнергию, исходя из тарифа 1,092 руб. за 1 кВт/ч, должна была составить 1289 руб. 65 коп., однако в связи с тем, что ХХХ как инвалид воспользовался правом на снижение стоимости электроэнергии, за потребленную электроэнергию семья истицы с учетом льготы ХХХ фактически заплатила 644 руб. 68 коп. При таких обстоятельствах, задолженность по предоставлению истице льгот по освещению должна быть снижена до 41 руб. 02 коп. (1289,65 – 644,68 = 644,97 ; 685,99 -644,97=41,02). В 2008 году семья истицы потребила электроэнергию в объеме 1450кВт/ч, оплата за потребленную электроэнергию, исходя из тарифа 1,253 руб. за 1 кВт/ч, должна была составить 1816 руб. 85 коп., фактически семья истицы с учетом льготы супруга истицы заплатила 909 руб. 13 коп. Принимая во внимание, что предоставленные ХХХ на основании Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в 2008 году льготы в форме скидки на оплату электроэнергии в денежном выражении больше нежели льготы истицы по оплате освещения в денежном выражении за указанный период, учитывая, что истица с ХХХ. проживают одной семьей в указанном жилом помещении, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу истицы денежных средств для возмещения понесенных ею расходов на оплату электроэнергии в 2008 году. В 2009 году семья истицы потребила электроэнергию в объеме 886 кВт/ч, оплата за потребленную электроэнергию, исходя из тарифа 1,57 руб. за 1 кВт/ч, должна была составить 1391 руб. 02 коп., однако в связи с тем, что ХХХ как инвалид воспользовался правом на снижение стоимости электроэнергии, за потребленную электроэнергию семья истицы с учетом льготы ХХХ фактически заплатила 1115 руб. 08 коп. При таких обстоятельствах, задолженность по предоставлению истице льгот по освещению должна быть снижена до 710 руб. 33 коп. (1391,02- 1115,08= 275,94; 986,27- 275,94=710,33).

Таким образом, задолженность за непредоставленное истице освещение за 2007-2009 г.г. составляет 751 руб. 35 коп. (41,02+710,33=751,35).

Общая сумма задолженности за непредоставленные истице льготы по отоплению и освещению за спорный период составляет 41969 руб.83 коп. (41218,48+751,35=41969,83).

С учетом того, что право педагогических работников на своевременное получение предоставленных законодательством социальных льгот не может быть поставлено в зависимость от расчетов между бюджетами, суд считает, что указанная задолженность за непредоставленное истице отопление и освещение должна быть взыскана с ХХХ, поскольку ХХХ не лишено возможности требовать из федерального бюджета субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании». Так, согласно Правилам предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2003 № 377, компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, и проживают в сельской местности.

Принимая во внимание размер удовлетворенных судом исковых требований, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ сумма, подлежащая взысканию с ХХХ за счет средств бюджета Калининградской области в пользу истицы в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины, составляет 1329 руб. 86 коп.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Бельченковой *.*. удовлетворить частично.

Взыскать с ХХХ за счет средств бюджета Калининградской области в пользу Бельченковой *.*. задолженность за непредоставленные льготы по отоплению и освещению за 2007-2009 г.г. в сумме 41969 рублей 83 копейки, расходы по оплате государственной пошлины 1329 рублей 86 копеек, а всего взыскать 43299 (сорок три тысячи двести девяносто девять) рублей 69 копеек.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 июля 2010 года.

Судья ____________________________