Решения районных судов

О признании противоречащим законодательству эксплуатации антенно-мачтового сооружения с контейнером базовой станции сети сотовой связи и обязании прекратить эксплуатацию до устранения нарушений требований законодательства,. Решение от 15 января 2008 года №. Калининградская область.

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Глинской *.*.,

при секретаре Кислицыной *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Калининграда, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Мобильные ТелеСистемы», третьи лица - Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области, Администрация Правдинского района Калининградской области, Служба ГАСН Калининградской области, о признании противоречащим законодательству эксплуатации антенно-мачтового сооружения с контейнером базовой станции сети сотовой связи и обязании прекратить эксплуатацию до устранения нарушений требований законодательства,

Установил:

Прокурор Центрального района г. Калининграда обратился в суд с вышеназванным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга
лиц, указав, что 22 июня 2007 года Администрацией Правдинского района Калининградской области выдано разРешение ОАО «Мобильные ТелеСистемы» на ввод в эксплуатацию антенно-мачтового сооружения с контейнером базовой станции сети сотовой связи по адресу: Калининградская область, Правдинский район, пос. Дружба.

ОАО «МТС» для получения разрешения на ввод в эксплуатацию антенно-мачтового сооружения с контейнером базовой станции сети сотовой связи обратилось с соответствующим заявлением в Администрацию Правдинского района Калининградской области, приложив к заявлению заключение № 123-2007-з о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, выданное 20.06.2007 Службой ГАСН Калининградской области. Считают, что ОАО «Мобильные ТелеСистемы» осуществляет эксплуатацию антенно-мачтового сооружения с контейнером базовой станции сети сотовой связи в пос. Дружба Правдинского района Калининградской области незаконно, в связи с отсутствием заключения органа строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, выданного надлежащим органом – Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. В связи с этим, прокурор Центрального района г. Калининграда просит признать противоречащим действующему законодательству эксплуатацию ОАО «Мобильные ТелеСистемы» антенно-мачтового сооружения с контейнером базовой станции сети сотовой связи по адресу: Калининградская область, Правдинский район, пос. Дружба и обязать ответчика прекратить эксплуатацию данного сооружения до устранения выявленных нарушений требований градостроительного законодательства.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Центрального района
г. Калининграда Латушкина *.*. требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить.

Представители ответчика по доверенностям *.*. В. и *.*. И. исковые требования не признали и просили в иске отказать. В представленном отзыве на исковое заявление, а также в судебном заседании 10 декабря 2007 года представитель ответчика *.*. В. пояснила, что право на осуществление государственного строительного надзора за строительством антенно-мачтового сооружения у Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору возникло лишь с 01 января 2007 года, т.е. с момента вступления в силу изменений в Градостроительный кодекс РФ. Согласно ранее действовавшему законодательству ОАО «Мобильные ТелеСистемы» известило Службу ГАСН Калининградской области о начале строительства объекта в пос. Дружба Правдинского района в декабре 2006 года, поэтому Служба ГАСН осуществляла надзора за строительством их объекта и выдала в последующем заключение о соответствии на законных основаниях.

Представитель третьего лица - Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Калининградской области, по доверенности Люлякин *.*. согласился с заявленным иском и просил его удовлетворить.

Представитель третьего лица - Администрации Правдинского района Калининградской области по доверенности Лабецкая *.*. с иском не согласилась, полагая, что разРешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано администрацией в соответствии с требованиями законодательства.

Представитель третьего лица Службы ГАСН Калининградской области в судебное заседание не явился, о
времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных пояснениях Служба ГАСН Калининградской области указывает, что извещение ОАО «Мобильные ТелеСистемы» о начале работ по строительству антенно-мачтового сооружения с контейнером базовой станции сети сотовой связи в пос. Дружба Правдинского района поступило 15 декабря 2006 года до введения в действие ст. 48.1 ГсК РФ. Считают, что данная норма не распространяется на правоотношения по осуществлению государственного строительного надзора, возникшие до введения её в действие. Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 государственный строительный надзор подлежит осуществлению уполномоченным органом с даты получения им извещения о начале работ.

Выслушав стороны, исследовав доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, письмом от 14 декабря 2006 года (исх. № 1510) ОАО «Мобильные ТелеСистемы» известило Службу ГАСН Калининградской области в порядке п. 5 ст. 52 ГсК РФ о начале работ по строительству антенно-мачтового сооружения с контейнером базовой станции сети сотовой связи, расположенного в пос. Дружба Правдинского района Калининградской области. Указанное письмо поступило в Службу ГАСН 15 декабря 2007 года.

РазРешение на строительство указанного объекта было выдано Администрацией Правдинского района 28 марта 2007 года, утверждено Постановлением Главы
Администрации Правдинского района от 03.04.2007 № 255.

Согласно заключению № 123-2007-з, утвержденному и.о. директора Службы ГАСН 20 июня 2007 года, объект капитального строительства - базовая станция БС № 39-215 сотовой системы связи с антенно-мачтовым сооружением, соответствует требованиям проектной документации.

Законченный строительством объект принят приемочной комиссией согласно акту и введен в эксплуатацию Постановлением Администрации Правдинского района от 22.06.2007 № 543 и разРешением Администрации Правдинского района от той же даты.

Право собственности ОАО «Мобильные ТелеСистемы» на построенный объект зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Калининградской области. Согласно Свидетельству о государственной регистрации права 39-АА № 491225 от 24.08.2007 объектом зарегистрированного права является антенно-мачтовое сооружение с контейнером базовой станции сети сотовой связи общей площадью 8,8 кв.м., высота башни связи 70,0 м.

В соответствии со ст. 55 ГсК РФ разРешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разРешением на строительство, соответствие построенного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавшие разРешение на строительство. При этом к заявлению прилагается в т.ч. и заключение органа государственного строительного надзора (в
случае если предусмотрено осуществление такого надзора) о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентом и проектной документации (п. 3 ст. 55 ГсК РФ).

В соответствии со ст. 54 ГсК РФ государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, и органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора.

Согласно Постановлению Правительства РФ «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» от 01.02.2006 № 54 федеральным органом исполнительной власти в области строительного надзора является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, за исключением надзора за объектами военной инфраструктуры.

Органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим функции государственного строительного надзора, является Служба ГАСН Калининградской области, созданная в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 28.10.2005 № 23.

Федеральным законом РФ от 18.12.2006 № 232-ФЗ в Градостроительный кодекс РФ были внесены изменения, в т.ч. и части расширения перечня объектов, надзор за строительством которых осуществляет федеральный орган исполнительной власти - Ростехнадзор. Если редакция п. 3 ст. 54 ГсК РФ, действовавшая до 01 января 2007 года, устанавливала, что федеральным органом исполнительной власти осуществляется надзор при строительстве линий связи (в т.ч. линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством РФ. То новая редакция п. 3 ст. 54 ГсК РФ определяет, что федеральным органом исполнительной власти
осуществляется надзор, в т.ч. и при строительстве особо опасных и технически сложных объектов, перечень которых установлен ст. 48.1 ГсК РФ.

Введенная в действие с 01 января 2007 года ст. 48.1 ГсК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относит линейно кабельные сооружения и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ч. 1).

Статья 2 Федерального закона РФ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ устанавливает следующие понятия:

линейно-кабельные сооружения связи - сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи;

линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи;

сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, в т.ч. здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи.

Поскольку построенный ответчиком объект является антенно-мачтовым сооружением с контейнером базовой станции сети сотовой связи, то в соответствии со ст. 2 ФЗ «О связи» он относится к сооружениям связи, а не к линейно-кабельным сооружениям.

Таким образом, полномочия федерального органа исполнительной власти - Ростехнадзора, по осуществлению функций государственного строительного надзора при строительстве объекта ответчика возникли с 01 января 2007 года, т.е. с момента вступления в силу изменений, внесенных в Градостроительный кодекс РФ. До указанной даты функции государственного строительного надзора в отношении объекта ответчика осуществляла Служба ГАСН Калининградской области.

Согласно п. 8
Положения «Об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54, государственный строительный надзор осуществляется уполномоченным органом с даты получения им извещения о начале работ до выдачи заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Анализируя вышеуказанные нормы права в их взаимосвязи, а также, принимая во внимание, что законодательством не урегулирован порядок прекращения правоотношений по осуществлению государственного строительного надзора в связи с изменением законодательства, суд приходит к выводу о том, что Служба ГАСН Калининградской области была вправе осуществлять государственный строительный надзор за строительством объектов ответчика, поскольку последний известил Службу ГАСН о начале строительства спорного объекта в декабре 2006 года, т.е. до введение в действие изменений в Градостроительный кодекс РФ.

Таким образом, заключение № 123-2007-з о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации выдано Службой ГАСН Калининградской области на законных основаниях. Соответственно и разРешение на ввод объекта в эксплуатацию от 22 июня 2007 года выдано Администрацией Правдинского района Калининградской области обосновано.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска прокурора Центрального района г. Калининграда, предъявленного в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, о признании противоречащим законодательству
эксплуатации ответчиком антенно-мачтового сооружения с контейнером базовой станции сети сотовой связи.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении иска прокурора Центрального района г. Калининграда, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Мобильные ТелеСистемы» о признании противоречащим законодательству эксплуатации антенно-мачтового сооружения с контейнером базовой станции сети сотовой связи и обязании прекратить эксплуатацию до устранения нарушений требований законодательства отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Судья: (подпись)

Решение вступило в законную силу 02.04.2008 г.