Решения районных судов

По заявлению Гилеевой *.*. о признании незаконными решений жилищной комиссии. Решение от 05 марта 2008 года № 2-320/10. Кемеровская область.

Прокопьевский районный суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Жуленко *.*.,

при секретаре Верлан *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

хх.хх.хххх года

гражданское дело по заявлению Гилевой *.*. о признании незаконными решений жилищной комиссии, распоряжения администрации Яснополянской сельской территории Прокопьевского района Кемеровской области, признании права на обеспечение жильем,

Установил:

Гилева *.*. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решений органа местного самоуправления – решений жилищной комиссии, распоряжения администрации Яснополянской сельской территории. Требования мотивированы тем, что она является молодым специалистом, работающим в Агропромышленном колледже и проживает в...,... (общежитие). Собственного жилья не имеет – ни в собственности, ни по договору социального найма. По программе «Социальное развитие села
до 2012 года», одной из основных целей которой является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, она была поставлена на очередь как нуждающаяся в получении жилищной субсидии Решением жилищной комиссии Администрации Яснополянской сельской территории Прокопьевского района Кемеровской области №... от хх.хх.хххх года. На дату постановки на учет в очередь на получение субсидии действовали «Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан проживающих в сельской местности», утв. Постановлением от 5 марта 2008 года № 144. Согласно данным правилам, в соответствии с подпунктом «б» пунктом 39 право на обеспечение жильем на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют: молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование либо учащийся последнего курса образовательного учреждения; работа или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации Агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в
которой работал или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.

Таким образом, согласно действующим на момент признания за ней права на участие в программе «Социальное развитие села до 2012 года» и на получение социальной выплаты, должностные лица руководствовались Постановлением от 05 марта 2008 года № 144, в котором проводилось различие между нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с п. 2 статьи 51 ЖК РФ и не имеющими жилья в сельской местности. Она обратилась для участия в названной федеральной программе, поскольку является молодым специалистом и не имеет жилья в сельской местности ни в собственности, ни по договору социального найма, временно проживает по договору найма в общежитии, в комнате площадью 12,41 кв.м. Она с 2007 года проживает отдельно от родителей, общее хозяйство с ними не ведет, в связи с чем, и в соответствии с п. 15 Положения, утв. Постановлением от 5 марта 2008 года № 144 и п. 8 Правил предоставления государственной поддержки, утвержденными Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.07.2009 года № 312, не может считаться членом семьи родителей в данных отношениях. При предоставлении необходимых документов ею была также предоставлена справка о том, что с хх.хх.хххх года она проживает по адресу:...,...(общежитие).
В соответствии с пунктом 21 Приложения №1 к Правилам предоставления государственной поддержки на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.07.2009 года № 312, Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области утверждает сводные списки участников программных мероприятий. По результатам рассмотрения ее заявления после постановки в очередь на получение субсидии, она была включена в списки участников, о чем было получено уведомление от хх.хх.хххх года №... №... из Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области. хх.хх.хххх года был заключен договор об обеспечении жильем молодых специалистов в сельской местности с участием работодателя, Администрации Прокопьевского района и ею – молодым специалистом. Из данного договора следует, что ей предоставлена социальная выплата – субсидия из федерального, областного и местного бюджетов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» и Правилами предоставления государственной поддержки на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.07.2009 года № 312. Она получила свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение)
жилья в сельской местности №.... Субсидия была рассчитана на одного человека (пометка имеется в корешке свидетельства), поскольку она проживает отдельно от родителей. Для получения указанных средств ею был заключен хх.хх.хххх года договор №... банковского счета получателя социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности с ОАО «Российский сельскохозяйственный банк».

Однако хх.хх.хххх года ей представили уведомление за подписью председателя жилищной комиссии Кошкина *.*., согласно которому было издано распоряжение №... от хх.хх.хххх г. – на основании решения №... от хх.хх.хххх года жилищной комиссии она «снята с общей очереди в качестве нуждающейся в получении жилищной субсидии, так как по данному адресу имеется свидетельство о государственной регистрации права, собственником является мать – Гилева Ве в соответствии со статьей 51 п.2 ЖК РФ и статьей 56 п. 6 ЖК РФ». Позднее, хх.хх.хххх г. было вынесено Решение жилищной комиссии №...ЖК: Гилеву *.*. ставили не на очередь на получение жилищной субсидии, а фактически приняли на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. На основании данного решения издано распоряжение Администрации Яснополянской сельской территории Прокопьевского района Кемеровской области от хх.хх.хххх года №... «отменить распоряжение часть 2 за №... от хх.хх.хххх года жилищной комиссии Яснополянской сельской территории», согласно которому « руководствуясь п. 6 ч. 1
статьи 56 ЖК РФ снять с учета Гилеву *.*., хх.хх.хххх г.р. нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, в связи с тем, что она была неправомерно принята на учет должностным лицом администрации Яснополянского сельского поселения, не являясь фактически нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании, установленном ч. 1 ст. 51 ЖК РФ».

Первоначально, когда она обратилась в Администрацию Яснополянской сельской территории, объяснила свою жизненную ситуацию, спросила, какие документы необходимо предоставить. Все требуемые специалистами документы она предоставила, в связи с чем, считает, что на момент включения ее в списки участников программы она соответствовала всем требованиям молодого специалиста, имеющего право на участие в программе « Социальное развитие села до 2012 года», поскольку не имела в собственности жилья, а занимаемое ею жилое помещение в общежитии является временным местом жительства – заключен срочный договор найма. Перечисленными выше решениями жилищной комиссии №... от хх.хх.хххх года, №...ЖК РФ от хх.хх.хххх г., распоряжением Администрации Яснополянской сельской территории Прокопьевского района Кемеровской области от хх.хх.хххх года №... ей было создано препятствие в реализации права на участие в программе, поскольку признание молодого специалиста не нуждающимся в улучшении жилищных условий либо имеющим жилье в сельской местности исключает возможность воспользоваться выделенной на настоящий момент социальной выплатой на приобретение жилья, поскольку органы местного
самоуправления не заключают договор купли – продажи жилого помещения, в соответствии с пунктом 54 «Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан проживающих в сельской местности», утв. Постановлением от хх.хх.хххх года №....

Ею неоднократно предпринимались попытки разрешить сложившуюся ситуацию – предоставить документы, подтверждающие ее нуждаемость в улучшении жилищных условий, однако, в нарушение п. 1 и п. 2 статьи 3 Закона №... Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», органом местного самоуправления не было организовано проверки жилищных условий ни по месту регистрации, ни по месту ее проживания. Кроме того, ей было отказано в приобщении к пакету документов договора найма жилого помещения, заключенного на срок с хх.хх.хххх г. по хх.хх.хххх года, приказ о заселении №... от хх.хх.хххх года. Вместо того, чтобы предоставить возможность собрать соответствующий пакет документов, подтверждающий первичное Решение о постановке на учет, как не имеющей жилья для постоянного проживания, жилищная комиссия необоснованно сняла ее с учета. В соответствии со статьей 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся
коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Просит признать незаконными решения жилищной комиссии №... от хх.хх.хххх года, №...ЖК от хх.хх.хххх года, распоряжение администрации Яснополянской сельской территории Прокопьевского района Кемеровской области от хх.хх.хххх года №.... Просит признать ее право на обеспечение жильем в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по категории «молодые специалисты».

В судебном заседании заявитель Гилева *.*. заявленные требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенному в заявлении.

Представитель заявителя Фролова *.*., действующая на основании доверенности от хх.хх.хххх года л.д. 10), также просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Полагает, что администрация неверно истолковала нормы областного закона №...ОЗ, при постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья исследуются условия проживания гражданина, а не его регистрации, предоставляются документы по месту фактического жительства гражданина, а регистрация носит уведомительный характер. Гилева не являлась членом семьи собственника, поскольку совместно с матерью не проживала по...,..., имеется достаточно доказательств того, что Гилева проживала отдельно в общежитии. Право Гилевой на обеспечение жильем по категории «молодые специалисты» подтверждается материалами дела – Гилева работает в Агроколледже по трудовому договору, является молодым специалистом, не имеет жилья.

Представитель администрации Яснополянской
сельской территории Лихачева *.*. заявленные требования не признала, считает заявление необоснованным, пояснила, что в 2009г. в жилищную комиссию обратилась Гилева *.*., по распоряжению главы администрации Яснополянской сельской территории председателем комиссии была назначена Павленко *.*., и учетное дело Гилевой заводила она. В настоящее время Павленко уволена по собственному желанию. хх.хх.хххх года по распоряжению главы Яснополянской сельской территории председателем жилищной комиссии назначен глава администрации, секретарем назначили ее. В январе ей передали все учетные дела, которые были до этого периода, она их проверила, и у кого был не полный пакет документов в соответствии с п.2 ст. 2 Закона КО №...ОЗ, были сделаны уведомления о сборе недостающих документов. В учетном деле Гилевой отсутствовали документы, подтверждающие, что она проживает в общежитии по......, об этом известно не было. На заседании жилищной комиссии от хх.хх.хххх г. было рассмотрено учетное дело Гилевой, согласно ее заявлению, она проживала по адресу:......; согласно справке о составе семьи, она зарегистрирована как член семьи собственника по адресу:......, т.к. хх.хх.ххххг. мать заявителя Гилев *.*. прописала ее в свой дом как дочь. Комиссия Решила снять Гилеву с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, поскольку она является членом семьи собственника жилого дома, и дом имеет общую площадь 72,7 кв.м., зарегистрировано на
данной площади 3 человека, т.е. общая площадь дома гораздо больше трехкратной учетной нормы. Учетная норма установлена Постановлением Прокопьевского районного Совета народных депутатов и равна 12,5 кв.м. на человека. В соответствии со ст.56 п.6 ч.1 ЖК РФ Гилева неправомерна была принята на учет должностным лицом администрации Яснополянского сельского поселения и не является фактически нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ. хх.хх.хххх года Гилевой было вручено уведомление о том, что она снята с учета. После решения комиссии Гилева хх.хх.хххх года снялась с регистрационного учета по адресу:......, и прописалась по адресу:...,... в общежитии. После этого Гилева предоставила договор найма жилого помещения от хх.хх.ххххг., и справку, что она действительно проживает в общежитии, но данные документы у нее не приняли, так как после снятия с учета Гилевой необходимо собрать новый полный пакет документов в соответствии с 68-м Законом. Однако Гилева отказалась это сделать. хх.хх.хххх года в администрацию поступило представление прокуратуры Прокопьевского района от хх.хх.хххх года за №... об устранении нарушений жилищного законодательства при постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий претендентов на получение государственной поддержки, в котором было указано о неправомерности постановки на учет Гилевой. В течение месяца она подготовила ответ для прокуратуры, предоставила Решение комиссии. Потом был звонок из прокуратуры, ей указали, что в тексте решения неверная формулировка текста. Она указала – снять с учета в качестве нуждающейся в жилищной субсидии, а необходимо было – снять с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с этим хх.хх.хххх года состоялось заседание жилищной комиссии, на котором было принято Решение №...ЖК, и хх.хх.хххх года издано распоряжение администрации Яснополянской сельской территории №....

Суд, заслушав заявителя, представителя заявителя, представителя администрации Яснополянской сельской территории, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде Решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 52 ЖК РФ помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Установлено, что по решению жилищной комиссии №... от хх.хх.хххх года Гилева *.*. была поставлена на очередь в качестве нуждающейся в получении жилищных субсидий, что подтверждается выпиской из решения, протоколом №... заседания жилищной комиссии от хх.хх.хххх года л.д. 27, 28).

Согласно письму Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области за №... от хх.хх.хххх года Гилева *.*. была уведомлена, что она является участником мероприятия по обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по категории «молодые семьи и молодые специалисты», и что ей необходимо получить свидетельство о представлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, удостоверяющее право на получение данной выплаты. Данное свидетельство служит основанием для открытия специализированного блокированного счета в кредитной организации, на который будет зачислена социальная выплата л.д. 6).

хх.хх.хххх года на имя Гилевой *.*. было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №... л.д. 15), и одновременно заключен трехсторонний договор между Гилевой *.*., ее работодателем ГОУ СПО «Аграрный колледж» и администрацией Прокопьевского района об обеспечении жильем молодых специалистов в сельской местности в течение срока действия свидетельства с хх.хх.хххх года по хх.хх.хххх года л.д. 12).

На основании выданного свидетельства хх.хх.хххх года Гилевой *.*. был открыт банковский счет получателя социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в ОАО «Россельхозбанк» л.д. 39-43).

Решением жилищной комиссии администрации Яснополянской сельской территории №...ЖК от хх.хх.хххх года Гилева *.*. была снята с общей очереди в качестве нуждающейся в получении жилищной субсидии по Яснополянской сельской территории на основании ст. 51 п. 2 ЖК РФ и ст. 56 п. 6 ЖК РФ л.д. 7).

Решением жилищной комиссии №...ЖК от хх.хх.хххх года администрации Яснополянской сельской территории установлено, что Гилева *.*. была поставлена на очередь в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, однако представленные документы не подтверждают ее нуждаемость в улучшении жилищных условий, поскольку она является членом семьи собственника и площадь жилого помещения, в котором она проживает, превышает учетную норму на 1 человека. В связи с чем, Гилева неправомерно принята на учет должностным лицом, необходимо принять Решение о снятии Гилевой *.*. с учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма л.д. 8).

Как видно из распоряжения администрации Яснополянской сельской территории Прокопьевского района Кемеровской области №... от хх.хх.хххх года, решено отменить Решение жилищной комиссии от хх.хх.ххххгода и руководствуясь ст. 56 ч. 1 п. 6 ЖК РФ снять Гилеву *.*. в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, в связи с тем, что она была неправомерно принята на учет должностным лицом администрации Яснополянского сельского поселения, не являясь фактически нуждающйся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 ч. 1 ЖК РФ л.д. 9).

Суд не находит оснований для признания незаконными решений жилищной комиссии от хх.хх.хххх года и хх.хх.хххх года, а также распоряжения органа муниципальной власти от хх.хх.хххх года по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ч. 1 п. 6, ч. 2 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

В соответствии с действовавшими на момент постановки на учет Гилевой *.*. Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от хх.хх.хххх года №... «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности» правом на обеспечение жильем имеет молодой специалист, который отвечает в совокупности следующим условиям: работа или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работал или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.

В соответствии с п. 46 указанных Правил молодой специалист должен приложить, в том числе, справку об отсутствии у заявителя жилья для постоянного проживания в этой сельской местности; документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий, или не имеющим жилья в сельской местности.

Указанное Постановление Правительства РФ признано утратившим силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от хх.хх.хххх года №... «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года». Однако ныне действующие Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от хх.хх.хххх года №... (в ред. от хх.хх.ххххг.) «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», содержат аналогичные положения в качестве определения молодого специалиста, среди которых обязательным условием является признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности. Для подтверждения указанных обстоятельств, молодые специалисты в соответствии с п.п. «е, ж» п. 28 Правил предоставляют выписки из домовой книги или копии финансового лицевого счета, либо справки органа местного самоуправления об отсутствии у заявителя жилья для постоянного проживания в этой сельской местности; документы, подтверждающие признание заявителя нуждающемся в улучшении жилищных условий или не имеющим жилья в сельской местности, в которой он работает либо изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. Таким образом, участникам данной программы необходимо подтвердить нуждаемость в улучшении жилищных условий либо отсутствие жилья в этой сельской местности для постоянного проживания.

Как следует из представления об устранении нарушений жилищного законодательства при постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий претендентов на получение государственной поддержки №... от хх.хх.хххх года, в результате проведенной прокуратурой Прокопьевского района проверки было установлено, что Гилева *.*. была неправомерно включена в список участников программы и выдачи хх.хх.хххх года свидетельства, удостоверяющего право гражданина на получение социальной выплаты, неправомерно поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления Яснополянского сельского поселения.

Так, Гилева *.*. признана имеющей право на получение социальной выплаты как молодой специалист, однако из материалов учетного дела – выписки из финансово-лицевого счета, справки о составе семьи, Гилева зарегистрирована как член семьи собственника дома по адресу:...,..., принадлежащем на праве собственности ее матери Гилевой *.*., общая площадь дома гораздо больше трехкратной учетной нормы, применяемой для определения обеспеченности в целях принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма (ученая норма установлена Постановлением Прокопьевского районного Совета народных депутатов от хх.хх.хххх года №... «Об установлении учетной нормы площади жилых помещений для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» и равна 12,5 кв.м.), не представлены доказательства, подтверждающие иные основания для признания Гилевой нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятия ее на учет в соответствии со ст. 51 ЖК РФ. Прокуратурой Прокопьевского района предписано главе Яснополянского сельского поседения принять меры по устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих, провести служебную проверку, привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности л.д. 53-54).

Указанная прокурорская проверка и вынесенное по ее результатам представление явилось основанием для принятия органом местного самоуправления решений – решений жилищной комиссии от хх.хх.хххх года и хх.хх.хххх года, а также распоряжения от хх.хх.хххх года.

Полномочия на принятие указанных решений администрацией Яснополянской сельской территории предусмотрены Законом Кемеровской области от 10.06.2005 года № 68-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Указанный в Законе порядок учета установлен в соответствии с п. 7 ст. 13 и ч. 7 ст. 52 ЖК РФ.

Суд также не усматривает нарушение порядка принятия указанных решений либо несоответствие содержаний решений требованиям закона.

Оспариваемые решения органа местного самоуправления подтверждаются представленными материалами учетного дела, из которого видно, что при постановке на учет Гилевой написано заявление хх.хх.хххх года и приложены документы. Из данных документов видно, что Гилева проживает по месту регистрации в...,... с хх.хх.хххх года, вселена на основании заявления собственника дома Гилевой *.*., как член семьи – дочь, дом принадлежит на праве собственности Гилевой *.*. на основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного хх.хх.хххх года, площадь дома составляет 72,7 кв.м., количество зарегистрированных членов семьи – 3 человека л.д. 48-52).

Указанные сведения в судебном заседании подтвердила свидетель Гилева *.*., мать заявителя и собственник жилого дома по...,..., при этом пояснила, что фактически дочь проживает отдельно в общежитии....

Заявителем представлены суду справка ГОУ СПО Аграрный колледж о проживании Гилевой *.*. в общежитии по...,... с хх.хх.хххх года, договор найма жилого помещения от хх.хх.хххх года, выписки из оборотной ведомости по оплате жилого помещения и коммунальных услуг л.д. 14, 23-26, 36).

Однако, в учетном деле данные документы отсутствуют, они не были представлены Гилевой *.*. в орган местного самоуправления. На момент постановки на учет и снятия с учета Гилева *.*. была зарегистрирована по адресу:...,... как член семьи собственника жилого помещения.

В данном случае значимым обстоятельством является место регистрации заявителя. Как указано в Определении Конституционного суда РФ от хх.хх.хххх года №...О, условие о наличии регистрации по месту жительства направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилищного фонда, иных граждан.

При определении состава семьи заявителя муниципальный орган верно признал Гилеву членом семьи собственника жилого помещения, поскольку ею не было представлено доказательств утраты права на проживание по месту ее регистрации на момент определения ее статуса в качестве участника федеральной программы.

В связи с чем, органом местного самоуправления правомерно принято Решение о снятии Гилевой *.*. с учета в соответствии со ст. ст. 51 и 56 ЖК РФ.

В настоящее время с хх.хх.хххх года Гилева *.*. зарегистрирована в общежитии по адресу:...,... л.д. 5).

Заявитель просит признать за ней право на обеспечение жильем в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по категории молодые специалисты. Однако данное требование также удовлетворению не подлежит.

Гилева *.*. имеет право обратиться с заявлением в орган местного самоуправления для участия в указанной федеральной программе. Спора по этому вопросу между сторонами не имеется. Право принятия решения о признании за Гилевой права на обеспечение жильем в рамках указанной федеральной программы принадлежит органу местного самоуправления.

В ст. 10 Конституции РФ закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. По смыслу данной нормы органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

В ст. 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ.

В связи с чем, суд не вправе подменять орган местного самоуправления в принятии решения, спора по которому не существует, а также не может обязать данный орган принять какой-либо нормативный правовой акт.

Таким образом, суд не находит оснований для признания решений администрации Яснополянской сельской территории незаконными. Право заявителя на участие в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» не было нарушено. В связи с этим заявление Гилевой *.*. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Гилевой *.*. о признании незаконными решений жилищной комиссии, распоряжения администрации Яснополянской сельской территории Прокопьевского района Кемеровской области, признании права на обеспечение жильем, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий: *.*. Жуленко