Решения районных судов

По иску прокурора об обязании Учреждения установить противопожарную сигнализацию. Решение от 26 октября 2010 года №. Новгородская область.

Боровичский районный суд Новгородской области в составе

судьи Шубина *.*.,

при секретаре Верстаковой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора к ММУ «Боровичская центральная районная больница» и Администрации Боровичского муниципального района об обязании совершить определённые действия,

Установил:

Боровичский межрайонный прокурор обратился в Боровичский районный суд с заявлением, указав, что межрайонной прокуратурой совместно Отделом государственного пожарного надзора по Боровичскому району проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в части наличия и соответствия установленным нормам установок автоматической пожарной сигнализации в зданиях ММУ «Боровичская ЦРБ». По результатам проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что объекты ММУ «Боровичская ЦРБ» в нарушение требований п. 3 Правил пожарной
безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года №313, зарегистрированным в Минюсте РФ №4838, п. 9 Приложения Норм пожарной безопасности 110-03 (НПБ 110-03) «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года №315, статьи 54, 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года №123-ФЗ, приложения А (п.9) СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические» не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (АПС), за исключением нескольких помещений (<данные изъяты>.

В нарушение требований п.3 ППБ 01-03, п.11 таблицы Норм пожарной безопасности 104-03(НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 года №323, статьи 54, 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, п.3 таблицы 2 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» здания ММУ «БЦРБ» не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) по 3 типу (речевой (передача спецтекстов), световыми оповещателями «Выход»).

Согласно ст.ст. 20, 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности», требования нормативно-правовых актов по пожарной безопасности обязательны для исполнения; руководители организаций обязаны выполнять требования пожарной безопасности, а так же выполнять предписания, постановления и
иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. П. 1 ППБ 01-03 установлено, что требования пожарной безопасности, обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 10 ППБ 01-03, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно п.16 ППБ 01-03, в зданиях и сооружениях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Однако вышеперечисленные требования норм пожарной безопасности не выполняются должностными лицами ММУ «Боровичская ЦРБ» длительное время, что подтверждают неоднократные акты проверок и внесенные предписания органов пожарного надзора (Акт проверки и предписание ОГПН от ДД.ММ.ГГГГ и Акт проверки ОГПН от ДД.ММ.ГГГГ). Информация о противопожарном состоянии и имеющейся на объекте угрозе безопасности жизни и здоровью людей неоднократно
направлялась главе Боровичского муниципального района как ОГНП по Боровичскому району, так и главным врачом ММУ «Боровичская ЦРБ». Однако да настоящего времени АПС и СОУЭ отсутствуют. Указанные нарушения создают угрозу возникновения пожара и безопасности людей.

В соответствие с п.п. 1.5-1.7 Устава ММУ «Боровичская центральная районная больница» утвержденного Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 09.02.2009 № 194 учредителем ММУ «БЦРБ» является муниципальное образование Боровичский муниципальный район в лице Администрации Боровичского муниципального района, имущество ММУ «БЦРБ», в том числе и здание больницы, закреплено за ним на праве оперативного управления. В соответствие с п.п.4.5., 4.6.3. Устава ММУ «БЦРБ» источниками формирования имущества учреждения являются бюджетные ассигнования и другие поступления, на основании п.п. 4.9.2.- 4.9.4. Устава ММУ «БЦРБ» при осуществлении права оперативного управления имуществом обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать сохранность имущества, не допускать ухудшения технического состояния имущества, за счет средств выделяемых из муниципального или областного бюджетов осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества. Таким образом, ненадлежащее исполнение требований органа пожарного надзора является следствием недостаточного материального обеспечения соответствующих мероприятий, актуальность которых очевидна, с учетом скопления большого количества людей на указанном объекте.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга. Выступая в защиту неопределенного круга
лиц, прокурор руководствуется тем, что нарушение ответчиком правил пожарной безопасности создает угрозу возникновения пожара, увеличения сроков поступления соответствующего сообщения в службу МЧС РФ, ввиду возможного несвоевременного обнаружения возгорания и начала его ликвидации, что влечет за собой наступление наиболее тяжких последствий. Непринятие своевременных мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности создает угрозу жизни, здоровью пациентов, персонала и посетителей больницы. В результате выявленных нарушений требований пожарной безопасности жизни и здоровью указанных лиц может быть причинен существенный вред.

На основании изложенного Боровичский межрайонный прокурор просит обязать Администрацию Боровичского Муниципального района выделить денежные средства на оборудование ММУ «Боровичская ЦРБ» автоматическими установками пожарной сигнализации (АПС) и системами оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ); обязать Администрацию ММУ «Боровичская ЦРБ» приобрести и произвести установку в зданиях ММУ «Боровичская ЦРБ» автоматических установок пожарной сигнализации (АПС) и систем оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) в срок до 31 декабря 2011 года.

В судебном заседании помощник Боровичского межрайонного прокурора ФИО2 заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении, уточнила исковые требования в части сроков, просила обязать Администрацию Боровичского Муниципального района выделить денежные средства на оборудование ММУ «Боровичская ЦРБ» автоматическими установками пожарной сигнализации (АПС) и системами оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ года; обязать Администрацию ММУ «Боровичская ЦРБ» приобрести
и произвести установку в зданиях ММУ «Боровичская ЦРБ» автоматических установок пожарной сигнализации (АПС) и систем оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представители ответчика ММУ «Боровичская ЦРБ» в судебном заседании ФИО3, ФИО4 исковые требования признали в полном объеме, просили принять признание иска, в подтверждение предоставили письменноё заявление, последствия признания иска им известны и понятны.

Представитель ответчика Администрации Боровичского муниципального района по доверенности ФИО5 исковые требования признала в полном объеме, просила принять признание иска, в подтверждение предоставила письменноё заявление, последствия признания иска им известны и понятны.

Помощник Боровичского межрайонного прокурора ФИО2 не возражала против принятия судом признания иска ответчиками.

В соответствии со ст. ст. 39, 173 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиками. Принятие признания иска не противоречит закону и не нарушает права истца, ответчиков, третьих лиц.

Заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга. Поскольку число пациентов, персонала больницы и посетителей постоянно изменяется, прокурор вправе обратится в суд с вышеуказанным иском.

В соответствии со ст.120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера; учреждение может быть Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное
учреждение); государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждение; бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества; порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом; бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями настоящего Кодекса; бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом; заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств; бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам; бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Согласно Уставу муниципального медицинского учреждения «Боровичская центральная районная больница», утвержденному Постановлением Администрации Боровичского муниципального района от 09.02.2009 №194 учредителем Учреждения является муниципальное образование Боровичский муниципальный район в лице Администрации Боровичского муниципального района. (п.п.1.5.). Источниками
формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых средств, являются: имущество, закрепленное Учредителем за Учреждением на основе Договора о передаче имущества в оперативное управление и/или распорядительных актов Учредителя о закреплении за Учреждением имущества на праве оперативного управления; имущество, приобретенное за счет финансовых средств Учреждения, в том числе за счет доходов, получаемых от хозяйственной деятельности; бюджетные ассигнования и другие поступления; внебюджетные средства; доход, полученный от оказания платных видов медицинских услуг; капитальные вложения; безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений, граждан.; иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п.4.5). (л.д.22-35).

Согласно информации начальника отдела ГПН по Боровичскому району, ДД.ММ.ГГГГ отделом ГПН по Боровичскому району принято участие в прокурорской проверке Муниципального медицинского учреждения «Боровичская центральная районная больница» по <адрес>. В ходе проведенной проверки установлено, что объекты ММУ «БЦРБ» в нарушение требований п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года №313, зарегистрированным в Минюсте РФ №4838, п. 9 Приложения Норм пожарной безопасности 110-03 (НПБ 110-03) «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года №315, статьи 54, 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. № 123-ФЗ, приложения А (п.9)
СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические» не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (АПС), за исключением нескольких помещений (неврологическое отделение хирургического корпуса, кабинетов хранения наркотических средств в акушерском отделении терапевтического корпуса, хирургическом отделении хирургического корпуса, в поликлиническом отделении).

В нарушение требований п. 3 ППБ 01-03, п. 11 таблицы 2 Норм пожарной безопасности 104-03 (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 года № 323, статьи 54, 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. № 123-ФЗ, п.3 таблицы 2 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) по 3 типу (речевой (передача спецтекстов), световые оповещатели «Выход»).

Требования оборудовать здания ММУ «БЦРБ» АПС и СОУЭ предъявляются учреждению более 10 лет. Информация о противопожарном состоянии и имеющейся на объекте угрозе безопасности жизни и здоровью людей неоднократно направлялась главе Боровичского муниципального района и Боровичскую межрайонную прокуратуру, Однако до сегодняшнего времени АПС и СОУЭ отсутствуют. Кроме того, противопожарное состояние ММУ «БЦРБ» несмотря на то, что в 2006 году ММУ «Боровичская ЦРБ» попала в «Черный список» МЧС России как объект, где грубо нарушаются требования пожарной безопасности, количество не устраненных нарушений остается высоким. В здании старого корпуса,
в нарушение действующих строительных норм и правил лестничные марши и площадки запасных эвакуационных выходов корпуса выполнены деревянными. Основная лестничная клетка не отделена от первого этажа, аналогично и в хирургическом корпусе. В помещениях подвала размещены мастерские, помещения в которых хранятся горючие материалы, что категорически запрещено нормами и правилами пожарной безопасности. При этом выходы из подвалов не изолированы от лестничных клеток лечебных корпусов, двери из подвала в лестничные клетки не закрываются. Отсутствуют устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах дверей отделений и дверей лестничных клеток. В ряде помещений подвала электропроводка и светильники по степени защиты ни соответствуют требованиям ПУЭ, эксплуатируются без защитных колпаков, на электроразветвительных коробках отсутствуют крышки. Пожарные краны не укомплектованы исправным инвентарем. Не обеспечен требуемый расход воды внутреннего водопровода. Серьезные проблемы с обеспечением безопасности людей существуют и а хирургическом корпусе. Отсутствуют запасные выходы из помещений реанимации (3 этаж), операционного блока (2 этаж). В 2003 году ГПН вынесено Постановление о приостановке терапевтического корпуса. При проведении проверок к административной ответственности привлекались должностные лица и главный врач ММУ «БЦРБ». За неисполнение предписания ГПН в 2005, 2007г.г. на юридическое лицо составлены протоколы по ч.1 ст. 19.5. КоАП РФ. В 2006 году в отношении юридического лица составлен и направлен в суд протокол по ч.1 ст.20.4. на административное приостановление деятельности. Постановлением суда назначено наказание в виде административного приостановления деятельности в помещениях лечебного корпуса № и подвального этажа лечебного корпуса № на срок 12 суток. В 2009 году в отношении юридического лица составлены протоколы по ч.1 ст. 19.5. и по ч.1 ст.20.4. КоАП РФ. Постановлениями судов ММУ «БЦРБ» назначены наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей за выявленные нарушения требований пожарной безопасности и неисполнения предписания ГПН. Однако, принимаемые меры должного результата не приносят. (л.д.11)

В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ соблюдения законодательства о пожарной безопасности в части наличия и соответствия установленным нормам установок автоматической пожарной сигнализации в зданиях ММУ «Боровичская ЦРБ», находящегося в оперативном управлении, проведенной сотрудниками отдела государственного пожарного надзора и Боровичской межрайонной прокуратуры, выявлен ряд нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

В нарушение требований п.3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года №313, зарегистрированным в Минюсте РФ №4838, п. 9 Приложения Норм пожарной безопасности 110-03 (НПБ 110-03) «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года №315, статей 54, 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года №123-ФЗ, приложения А (п.9) СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические» объекты ММУ «Боровичская ЦРБ» не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (АПС), за исключением нескольких помещений (неврологическое отделение хирургического корпуса, кабинетов хранения наркотических средств в акушерском отделении терапевтического корпуса, хирургическом отделении хирургического корпуса, в поликлиническом отделении).

В нарушение требований п.3 ППБ 01-03, п.11 таблицы Норм пожарной безопасности 104-03 (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 года №323, статей 54, 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, п.3 таблицы 2 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» здания ММУ «БЦРБ» не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) по 3 типу (речевой (передача спецтекстов), световыми оповещателями «Выход»).

Ст.54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Пунктом 1 ППБ 01.03. установлено, что требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п.10 ППБ 01-03, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно п.16 ППБ 01-03, в зданиях и сооружениях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Однако вышеперечисленные требования норм пожарной безопасности не выполняются в ММУ «Боровичская ЦРБ длительное время, что подтверждают неоднократные акты проверок и внесенные предписания органов пожарного надзора. Указанные нарушения правил пожарной безопасности создают угрозу возникновения пожара и безопасности людей, в том числе пациентов и сотрудников ММУ «Боровичская ЦРБ», поскольку непосредственно влияют на обнаружение и ликвидацию пожара в начальной его стадии и эвакуацию людей.

Учитывая изложенное, Администрация Боровичского муниципального района как учредитель, несущий субсидиарную ответственность за исполнение учреждением обязательств, обязан рассмотреть вопрос о выделении ММУ «Боровичская ЦРБ» бюджетных средств для финансирования необходимых мероприятий по соблюдению установленных законодательством РФ требований в области обеспечения правил пожарной безопасности.

Оснований для отказа в удовлетворении исковых требований судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 206 ГПК РФ, суд

Решил:

иск Боровичского межрайонного прокурора к ММУ «Боровичская ЦРБ» и Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Боровичского Муниципального района выделить денежные средства на оборудование ММУ «Боровичская ЦРБ» автоматическими установками пожарной сигнализации (АПС) и системами оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) в срок до 01 июня 2011 года.

Обязать Администрацию ММУ «Боровичская ЦРБ» приобрести и произвести установку в зданиях ММУ «Боровичская ЦРБ» автоматических установок пожарной сигнализации (АПС) и систем оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) в срок до 31 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья *.*. Шубин