Решения районных судов

По делу об административном правонарушении по ст. 15.27 КоАП РФ. Судебное решение от 19 апреля 2011 года №. Курская область.

Судья Ленинского районного суда <адрес> Ходячих *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Родина №, работающего генеральным директором ООО «Курская универсальная лизинговая компания» на Постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, предусмотренном ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Установил:

В соответствии с протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным заместителем отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Межрегионального управления Росфинмониторинга по Центральному федеральному округу ФИО3, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ходе осуществления камеральной проверки МРУ Росфинмониторинга по ЦФО соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма установлено,
что основным видом деятельности ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» является деятельность в области финансовой аренды (лизинга). ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» состоит на учете в Межрегиональном управлении Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу. Согласно п. 2 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученным преступным путем и финансирования терроризма, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию их программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Квалификационные требования к специальному должностному лицу, ответственному за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, утверждены Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О квалификационных требованиям к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификация клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования: наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление, либо по специальности «Юриспруденция» относящейся к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма; прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в соответствии с требованиями,
устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению. Квалификация Родина *.*. соответствует требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ № в части наличия высшего профессионального образования. Приказом Росфинмониторинга № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. В соответствии с п. 5 Положения в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обучение проводится в следующих формах: а) вводный инструктаж в организации; б) плановый инструктаж в организации; в) внеплановый инструктаж в организации; г) участие работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях; д) самостоятельное изучение работником законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, иных нормативных правовых актов в данной области, а также правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления. Плановый инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом: для работников, указанных в п. 3 настоящего Положения - не реже 1 раза в год; для работников, указанных в п. 4 настоящего Положения - не реже 2 раз в год. Внеплановый инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом для работников, указанных в п. п. 3 и 4 настоящего Положения, в следующих случаях: при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов РФ в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и программ его осуществления; при переводе работника организации
на другую постоянную работу (временную работу) в рамках подразделений организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма; при поручении работнику организации работы, выполняемой работниками организации, указанными в п. п. 3 и 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с работником трудового договора. Целевой инструктаж для специальных должностных лиц в организациях проводится не реже 1 раза в год. В ходе проверки организацией не представлено документов, подтверждающих организацию и проведение обучения сотрудников ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» в 2009 году. Специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания», целевой инструктаж в 2009 году не проходило. Организацией представлены документы, подтверждающие организацию обучения сотрудников ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» в 2010 году (разработанный и утвержденный генеральным директором план-график обучения на 2010 год). Отсутствие надлежащего обучения сотрудников Общества свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в обществе и ведет к повышенным рискам в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма. Таким образом, ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» в 2009 году осуществляло деятельность в отсутствие специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым законодательством РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Согласно п. 6.1 Устава ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания», утвержденного Решением единственного участника
№ от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор осуществляет текущее руководство Общества. Согласно имеющимся материалам дела единоличным исполнительным органом ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» является генеральный директор Родин *.*. Являясь единоличным исполнительным органом ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» Родин *.*., осуществляя руководство деятельностью Общества, был обязан обеспечить соблюдение возглавляемой им организацией требований законодательства РФ о противодействии легализации доходов, полученных, преступным путем и финансированию терроризма. Таким образом, являясь единоличным исполнительным органом и осуществляя текущее руководство деятельностью организации, генеральный директор ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» Родин *.*. нарушил требования законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ.

Постановлением о назначении административного наказания №ПДЛ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО признан генеральный директор ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» Родин *.*. виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Не согласившись с принятым Постановлением, Родин *.*. обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об его отмене.

В судебном заседании представитель заявителя Родина *.*. по доверенности ФИО4 поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям и пояснил, что на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ МРУ Росфинмониторинга по ЦФО проводилась камеральная проверка ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания». По результатам проверки был составлен протокол №ПДЛ об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в связи с совершением генеральным директором ООО «Курская универсальная Лизинговая Компания» Родиным *.*. правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, а именно
осуществление в 2009 году обществом деятельности в отсутствие специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым РФ в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма ввиду не прохождения целевого инструктажа таким специалистом ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания». ДД.ММ.ГГГГ было вынесено Постановление №ПДЛ о назначении административного наказания в отношении ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» в размере 10 000 руб. При рассмотрении материалов протокола по существу и назначении административного наказания не были исследованы и учтены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела. В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Так, все лизингополучатели, с которыми были заключены договоры в 2009 году 3 из 5 заключенных договоров внутреннего лизинга превышали сумму в 600 000 руб., осуществляют свою деятельность на протяжении длительного периода времени на территории <адрес>, обладают хорошей деловой репутацией и предмет лизинга приобретался для предпринимательской деятельности с целью получения прибыли. В процессе идентификации клиентов использовался перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их
участии в экстремистской деятельности. Кроме того, Родиным *.*. самостоятельно постоянно изучается законодательство РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. В спорных ситуациях были получены консультации специалистов партнерских лизинговых компаний, прошедших соответствующее обучение. Данные консультации имели безвозмездный характер в связи с чем, отсутствует их документальное подтверждение. Генеральный директор ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» действует строго в рамках российского законодательства и осуществляет деятельность, основанную, прежде всего, на высоких моральных и нравственных принципах. Так же, в связи со сложной экономической ситуацией, сложившейся на фоне мирового финансового кризиса, затруднением с привлечением ресурсов, неплатежеспособностью лизингополучателей, в конце 2008 года ООО «БелФин», участником Общества, было принято Решение о выходе из состава учредителей ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания». Далее, как следствие, было принято Решение о прекращении лизинговой деятельности ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания». В 2009 году заключение договоров внутреннего лизинга не планировалось. Однако, одновременно с этим, ухудшилось финансовое состояние отдельных лизингополучателей по действующим договорам лизинга, они задерживали платежи или перестали платить совсем, что повлекло расторжение соответствующих договоров и изъятие имущества. Возникли дополнительные расходы по поддержанию изъятой техники в рабочем состоянии, техническому обслуживанию, охране, стоянке, предпродажной подготовке, рекламе. Наряду с этим, уменьшилась рыночная стоимость лизингового имущества и упал платежеспособный спрос, в связи с чем реализация предмета лизинга на вторичном рынке оказалась затруднительна. В ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» образовался дефицит ежемесячных поступлений, необходимых для погашения обязательных затрат компании (налоги, проценты по кредитам, уплата основного долга по кредитам и займам). Для своевременного погашения кредитов и налогов привлекались заемные средства, возврат которых планировался осуществить за
счет уплаты лизингополучателями долгов, образовавшихся перед компанией. Кроме того, несколько лизингополучателей приняли Решение о досрочном исполнении обязательств. Для обеспечения минимума финансовых поступлений было принято Решение о заключении нескольких договоров лизинга за счет небольшого количества поступивших денежных средств. Из 5 заключенных договоров только 3 договора внутреннего лизинга превышали сумму в 600 000 руб., по которым в срок были отправлены сообщения в Росфинмониторинг. В течение 2010 года договоры внутреннего лизинга не заключались. В начале 2011 года будут проведены переговоры с 4 оставшимися лизингополучателями о возможности досрочно исполнить свои обязательства по договорам внутреннего лизинга с целью окончательного прекращения лизинговой деятельности и последующим снятием с учета в Росфинмониторинге. Представленная при проверке бухгалтерская отчетность свидетельствует о тяжелом финансовом состоянии ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» ввиду того, что за 2009 год и 9 месяцев 2010 года получены убытки от лизинговой деятельности (2 187 000 руб. и 2 461 000 руб. соответственно. Таким образом, действия генерального директора ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» Родина *.*., хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом Родин *.*., прошел необходимое обучение в 2010 году, что подтверждается соответствующим свидетельством. На основании изложенного просил отменить Постановление №ПДЛ о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в отношении генерального директора ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» Родина *.*. Признать малозначительность правонарушения совершенного Родиным *.*., ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ. Прекратить производство по делу об административном правонарушении № возбужденном в
отношении Родина *.*.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Родин *.*. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело, об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Судья считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении Родина *.*. в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по финансовому мониторингу Межрегионального управления по Центральному федеральному округу в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя заинтересованного лица.

Исследовав материалы дела, доводы представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, судья приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что приказом о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы по финансовому мониторингу Межрегионального управления по Центральному федеральному округу комиссия должна была осуществить в ООО «Курская универсальная лизинговая компания» камеральную проверку соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Актом проверки №АК от ДД.ММ.ГГГГ, начатой ДД.ММ.ГГГГ, оконченной ДД.ММ.ГГГГ, целью проверки являлось соблюдение ООО «Курская универсальная лизинговая компания» законодательства РФ о противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма установлено, что
ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» осуществляет деятельность в области финансовой аренды (лизинга), следовательно, в соответствии со ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» состоит на учете в Межрегиональном управлении Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу. Правила внутреннего контроля ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» разработаны, утверждены директором, прошли процедуру согласования в Федеральной службе по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу. Специальными должностными лицами, ответственными за соблюдение правил внутреннего контроля в ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» в проверяемом периоде являлся Родин *.*. Согласно п. 2 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученным преступным путем, и финансирования терроризма, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию их программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Квалификационные требования к специальному должностному лицу, ответственному за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, утверждены Правительством РФ. Квалификация Родина *.*. соответствует требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ № в части наличия высшего профессионального образования (диплом ГОУ ВПО «Курский государственный технический университет», специальность «Экономика и управление на предприятии»). Приказом Росфинмониторинга № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В ходе проверки организацией не представлено документов, подтверждающих организацию и проведение обучения сотрудников ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» в 2009 году. Специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания», целевой инструктаж в 2009 году не проходило. Организацией представлены документы, подтверждающие организацию обучения сотрудников ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» в 2010 году (разработанный и утвержденный генеральным директором план-график обучения на 2010 год). Отсутствие надлежащего обучения сотрудников общества свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в обществе и ведет к повышенным рискам в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма. Таким образом, ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» в течение 2009 года осуществляло деятельность в отсутствие специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым законодательством РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в части прохождения обучения. Согласно представленным документам идентификация клиентов ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» проводится в соответствии с правилами внутреннего контроля. В процессе идентификации клиентов ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» используется перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности. В соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом. В ходе выборочной проверки не было выявлено нарушений в части предоставления информации по операциям, подлежащим обязательному контролю. Заключение: таким образом, в результате проведенной камеральной проверки установлено, что ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» осуществляет свою деятельность с нарушением законодательства о противодействии легализации отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля. Учитывая вышеизложенное ООО «Курская Универсальная Лизинговая Компания» необходимо строго соблюдать требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

На основании диплома серии ВСВ № от ДД.ММ.ГГГГ Родин *.*. окончил ГОУ ВПО «Курский государственный технический университет» с присуждением квалификации экономист-менеджер по специальности «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении).

Согласно свидетельству серии ЦИ № № от ДД.ММ.ГГГГ Родин *.*. генеральный директор ООО «Курская универсальная лизинговая компания» прошел обучение в форме целевого инструктажа по программе «Предупреждение отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

В соответствии с протоколом № заседания Совета директоров ООО «Курская универсальная лизинговая компания» от ДД.ММ.ГГГГ назначен Родин *.*. генеральным директором ООО «Курская универсальная лизинговая компания» с ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 3 года. Те же сведения усматриваются и из протокола № общего собрания участников ООО «Курская универсальная лизинговая компания» от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу Устава ООО «Курская универсальная лизинговая компания» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ целью деятельности общества является объединение экономических интересов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов участников общества для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ, направленных на извлечение прибыли. Основным видом деятельности общества является лизинговая деятельность, в том числе финансовый лизинг, а также иные виды лизинга.

Согласно уведомлению о постановке на учет в МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Курская универсальная лизинговая компания» поставлена на учет за №.

В ООО «Курская универсальная лизинговая компания» разработаны и действуют Правила внутреннего контроля, утвержденные генеральным директором Родиным *.*. ДД.ММ.ГГГГ.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка учета прохождения работниками ООО «Курская универсальная лизинговая компания» обучения в целях ПОД/ФТ» утвержден Порядок учета прохождения работниками ООО «Курская универсальная лизинговая компания» обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

В 2008 году ООО «Курская универсальная лизинговая компания» был заключен договор внутреннего лизинга № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО СМУ «Строй Инвест»; в 2009 году заключен договор внутреннего лизинга № от 25.06.2009 года с ООО «Управляющая компания г. Курска»; договор внутреннего лизинга № № от 10.12.2009 года с ИП ФИО7.; договор внутреннего лизинга № № от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО6

Данные обстоятельства подтверждаются представленным административным материалом.

В силу п. 2 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций - Центральным банком РФ по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ, для кредитных организаций - Центральным банком РФ по согласованию с уполномоченным органом.

В соответствии со ст. 3 ФЗ № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В силу ст. 4 ФЗ № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ; иные меры, принимаемые в соответствии с ФЗ.

На основании Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования: а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.

В соответствии с приказом Росфинмониторинга № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, согласно п. п. 5, 7, 8, 9 которого обучение проводится в следующих формах: а) вводный инструктаж в организации; б) плановый инструктаж в организации; в) внеплановый инструктаж в организации; г) участие работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях; д) самостоятельное изучение работником законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, иных нормативных правовых актов в данной области, а также правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления. Плановый инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом: для работников, указанных в п. 3 настоящего Положения - не реже 1 раза в год; для работников, указанных в п. 4 настоящего Положения - не реже 2 раз в год. Внеплановый инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом для работников, указанных в п. п. 3 и 4 настоящего Положения, в следующих случаях: при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов РФ в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления; при переводе работника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках подразделений организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; при поручении работнику организации работы, выполняемой работниками организации, указанными в п. п. 3 и 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с работником трудового договора. Целевой инструктаж для специальных должностных лиц в организациях проводится не реже 1 раза в год, для специальных должностных лиц в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке - не реже 2 раз в год, а для иных работников организаций - не реже одного раза в 3 года.

Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ООО «Курская универсальная лизинговая компания» административного наказания по ст. 15.27 КоАП РФ об административных правонарушениях признано незаконным и отменено полностью.

Иных оснований, помимо вышеизложенного, для привлечении Родина *.*. к административной ответственности по ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не усматривает.

При разрешении по существу жалобы, судом принимается во внимание то обстоятельство, что действия Родина *.*. не причинили вреда охраняемым законом интересам, не привели к существенному нарушению чьих-либо прав и не повлекли наступления неблагоприятных последствий, вину в содеянном Родин *.*. признавал, ранее к административной ответственности не привлекался, допущенные нарушения были устранены. Кроме того, ответственность по ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена 5 составами (частями), каждый из которых предусматривает свой вид наказания, из материалов административного дела усматривается, что Родин *.*. был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, однако ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении административного наказания не имеется указания на часть ст. 15.27 КоАП РФ, по которой подлежит ответственности заявитель, в указанных процессуальных документах Родин *.*. привлекается к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, влечет за собою предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и не оспорено заявителем, в 2009 году специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в ООО «Курская универсальная лизинговая компания» целевой инструктаж не проходило, следовательно, специальное должностное лицо не соответствовало квалификационным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ООО «Курская универсальная лизинговая компания» в 2009 году осуществляло деятельность в отсутствии специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым законодательством РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъекта РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Осуществляя предпринимательскую деятельность в сфере финансовой аренды (лизинга) заявитель, являющийся единоличным исполнительным органом и осуществляя текущее руководство, деятельность организации обязан был ознакомиться с законодательством, регулирующим соответствующую сферу отношений, контролировать вносимые в него изменения и обеспечить его соблюдение. Заявителем не проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строго соблюдения закона, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.

Вместе с тем, суд полагает возможным признать совершенное правонарушение малозначительным по следующим основаниям.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роди правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Кроме того, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключается при оценке малозначительности содеянного. Существенная угроза охраняемым общественным отношения (опасность для личности, общества или государства) может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать разовый либо систематический характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию. Оценивая малозначительность данного правонарушения, характер содеянного и его общественную опасность надлежит сопрягать и с реальным экономическим благосостоянием государства и общества в определенный период времени.

Как видно из исследованных материалов дела, противоправное поведение Родина *.*. как генерального директора ООО «Курская универсальная лизинговая компания» носит разовый характер, кроме того, в течение 2009 года обществом было заключено всего 3 договора лизинга подлежащих обязательному контролю, при этом при идентификации клиентов обществом использовался перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, то есть генеральным директором принимались меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

При привлечении к административной ответственности орган административной юрисдикции должен исходить из установленных ст. 3.1 КоАП РФ целей административного наказания, с учетом которых оно должно быть соразмерно тяжести содеянного.

Документального подтверждения того, в чем в данном конкретном случае выразилась высокая степень общественной опасности правонарушения, доказательств причинения существенного вреда охраняемым общественным отношениям не представлено.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, характер и степень общественной опасности, обстоятельства совершения данного конкретного правонарушения, разовый характер противоправного поведения, учитывая, что отсутствие специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым законодательством РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма не вызвано пренебрежительным отношениям заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей (заявителем приняты меры к устранению правонарушения незамедлительно после его выявления, что характеризует отношение заявителя к требованиям действующего законодательства), а также то, что противоправные действия генерального директора ООО «Курская универсальная лизинговая компания» не повлекли за собой нарушение прав и интересов личности, общества или государства, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемое деяние не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, расценивает правонарушение в качестве малозначительного и приходит к выводу о возможности достижения целей предупреждения совершения правонарушений без назначения наказания по данному делу, ограничившись устным замечанием о недопущении подобных нарушений впредь.

Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Решил:

Постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО в отношении Родина № по ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения. Родина № освободить от административной ответственности, объявив устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Судья: