Решения районных судов

О признании действий по отключению уличного освещения в ночное время суток незаконным. Решение от 25 января 2011 года №. Псковская область.

Судья Бежаницкого районного суда Псковской области Филиппов *.*.

с участием зам. прокурора Бежаницкого района Псковской области Лащенко *.*.

при секретаре Малафеевой *.*.

рассмотрев материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Бежаницкого района к Администрации МО «Полистовское» о признании действий по отключению уличного освещения в ночное время суток незаконным

Установил:

11 января 2011 года в Бежаницкий районный суд обратился прокурор Бежаницкого района Иванова *.*. с исковым заявлением к Администрации городского поселения «Бежаницы» о признании действий по отключению уличного освещения в ночное время суток незаконным и обязании Администрации МО «Полистовское» в срок до 1 февраля 2011 года обеспечить надлежащее освещение автомобильных дорог, находящихся в их собственности.

В обоснование иска
указала, что Прокуратурой Бежаницкого района в ходе проведения в октябре текущего года надзорных мероприятий соблюдения на территории МО «Полистовское» требований Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что Администрацией МО «Полистовское», не выполняются требования названного Закона в части организации уличного освещения.

Согласно статье 4 Закона, законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из Федерального закона «О безопасности дорожного движения и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221 утвержден Государственный стандарт Российской Федерации в соответствии с которым, установлены требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспеченности безопасности дорожного движения (Далее - ГОСТ 50597-93).

Так, пунктами 4.6.1., 4.6.3., 4.6.4., 4.6.5. ГОСТ 50597-93 определено, что включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.

Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

Согласно требованиям, содержащимся в названных пунктах ГОСТ 50597-93, допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность
движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.

Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

Согласно, вышеуказанных норм законодательства, отключение уличного освещения в ночное время суток, допускается только при выходе из строя электроосветительных установок, либо повреждений электропроводов. Отключение уличного освещения в ночное время суток, в связи с недостаточностью финансовых средств, не допускается.

Кроме названных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, действия МО «Полистовское» приводят также и к нарушениям законодательства о пожарной безопасности.

Ненадлежащее освещение автомобильных дорог поселка красный луч и д. Цевло не обеспечивает необходимую безопасность дорожного движения, ставя под угрозу жизнь, здоровье, имущество граждан и юридических лиц, т.е. неопределенного круга лиц. В соответствии со статьей 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц.

В судебном заседании зам. прокурора Бежаницкого района Лащенко *.*. исковые требования поддержала и пояснила, что в нарушение названных требований законодательства уличное освещение на территории МО «Полистовское» ежесуточно, с целью экономии денежныхсредств, по рабочим дням отключается в 22 час. 30 мин., а в пятницу и в субботу - в 1 час. 30 мин., при этом указанное отключение уличного освещения не связано с выходом из строя электроустановок, обеспечивающих
подачу электричества, либо с выходом из строя электроосветительных приборов, осуществляющих освещение проезжих частей города.

Третье лицо, инспектор отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела внутренних дел по Бежаницкому району Д.. исковые требования зам. прокурора поддержал в полном объеме пояснив, что отсутствие освещения в п. Красный Луч и д. Цевло в ночное время приводит к повышенной аварийности, в частности к таким ДТП как наезд на пешеходов на неосвещенных улицах. Кроме того это затрудняет работу экипажей ДПС так как они должны осуществлять дежурство в освещенных местах.

Представитель ответчика, Глава МО «Полистовское» *.*. Михайлов исковые требования признал. Не отрицая необходимости освещения улиц в ночное время пояснил, что у Администрации МО «Полистовское» недостаточно денежных средств для обеспечения освещения в течение всего темного периода суток. Плата за электроэнергию постоянно увеличивается и сложно планировать бюджет. Кроме того пояснил, что фактически на многих улицах в и деревнях уличное освещение включено всю ночь, так как включают и выключают его специально уполномоченные местные жители.

Суд, выслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Обязанность по обеспечению уличного освещения возложена на органы местного самоуправления по следующим основаниям.

Согласно пункту 21 части 1 статьи 14 Федерального закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц. Аналогичное положение содержится и в ст. 28 Устава муниципального образования «Полистовское», из которого следует, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация освещения улиц.

В силу пункта 3 части 1 и части 3 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в России «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательстве акты Российской Федерации» автомобильные дороги, расположенные на территории МО «Полистовское», являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения.

Согласно требованиям части 8 статьи 6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Исходя из вышеназванных положений законодательства следует, что обязанность по освещению автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в границах МО «Полистовское» возложена на Администрацию МО «Полистовское».

Согласно пункту 27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 №313 (ППБ 01-03) территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения
пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.

Ненадлежащее освещение автомобильных дорог МО «Полистовское» не обеспечивает необходимую безопасность дорожного движения, ставя под угрозу жизнь, здоровье, имущество граждан и юридических лиц, т.е. неопределенного круга лиц.

Таким образом, Администрация МО «Полистовское» являясь собственником дорог местного значения, обязана в силу норм закона производить освещение автомобильных дорог местного значения.

Доводы представителя ответчика о том, что финансовое положение Администрации МО «Полистовское» не позволяют осуществлять освещение все темное время суток не могут быть приняты во внимание, та как не имеют правового значения для разрешения спора. Дефицит бюджета не может служить основанием для освобождения Администрации МО «Полистовское» от надлежащего исполнения своих обязанностей по освещению дорог местного значения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Бежаницкого района к Администрации МО «Полистовское» о признании действий по отключению уличного освещения в ночное время суток незаконным удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Полистовское» в срок до 1 февраля 2011 года обеспечить надлежащее освещение автомобильных дорог, находящихся в их собственности.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Псковский областной суд, с подачей жалобы через районный суд, в течение 10 суток.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

СУДЬЯ : *.*. ФИЛИППОВ.