Решения районных судов

По иску об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории г. Володарска. Решение от 15 декабря 2010 года №. Нижегородская область.

Судья Володарского районного суда Нижегородской области Тарасова *.*.

С участием помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Гучина *.*.

при секретаре Хлебновой *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации г.Володарска Володарского района Нижегородской области об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории г. Володарска

Установил:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Администрации г.Володарска Володарского района Нижегородской области об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории г. Володарска, мотивируя тем, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в октябре 2010 года была проведена проверка исполнения администрацией г. Володарска Володарского района Нижегородской
области требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на подведомственной территории. Проверкой установлено, что на протяжении ряда лет и по настоящее время на территории г. Володарска имеются места несанкционированного складирования бытовых отходов. Данные свалки образованы в двух местах: 1) с правой стороны <адрес> на пустыре складировано не менее 60 куб.м. отходов. 2) в непосредственной близости от гаражного кооператива <адрес> имеется два места складирования отходов общим объемом не менее 7,5 куб.м. отходов. Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, грунтовых вод, так как отходы складированы на незащищенных земельных участках, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановке на территории города, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земельных участков, грунтовых вод и т.д.). В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний. Факт несанкционированного складирования отходов подтверждается актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области № 135 от 19.10.2010 года, объяснением заместителя мэра г. Володарска Бригадина *.*. от 29.10.2010 года. На указанные места складирования отходов отсутствует утвержденный проект с соблюдением требований
технических регламентов в области охраны окружающей среды. Кроме того, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение свалки, что является нарушением ст. 37 ч. 1 Закона РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии, с которой строительство сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Кроме того, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение свалки, что является нарушением ст. 12 п.п. 1, 2 Федерального закона РФ «об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, в соответствии с которой создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных – федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно ст. 14 п.п.18,19 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и организация благоустройства территории поселения. Аналогичные по содержанию нормы содержатся и в ст. 5 п.п. 18, 19 Устава г. Володарска Володарского муниципального района Нижегородской области. Нижегородский межрайонный прокурор просит суд обязать администрацию г. Володарска Володарского района Нижегородской области
организовать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, размещенных на территории г. Володарска в следующих местах: с право стороны <адрес> на пустыре общим объемом не менее 60 куб.м. отходов; вне посредственной близости от гаражного кооператива <адрес> два места складирования отходов общим объемом не менее 7,5 куб.м. отходов, с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении.

В судебном заседании помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Гучин *.*. поддержал заявленные прокурором требования, просит их удовлетворить.

Ответчик Администрация г. Володарска Володарского района Нижегородской области в лице представителя администрации Бригадина *.*. по доверенности в судебном заседании исковые требования прокурора признал, просит предоставить срок для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора до 31.05.2011 года.

Третье лицо Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в лице представителя Мурадова *.*. по доверенности в судебном заседании поддержал исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора.

Заслушав стороны, третье лицо, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст. ст. 59 – 61 ГПК РФ, суд находит иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ – прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В
судебном заседании установлено, что Нижегородской природоохранной прокуратурой в октябре 2010 года была проведена проверка исполнения администрацией г. Володарска Володарского района Нижегородской области требований действующего законодательства при обращении с отходами производства и потребления на подведомственной территории.

Проверкой установлено, что на протяжении ряда лет и по настоящее время на территории г. Володарска имеются места несанкционированного складирования бытовых отходов в двух местах:

с правой стороны <адрес> на пустыре складировано не менее 60 куб.м. отходов.

в непосредственной близости от гаражного кооператива <адрес> имеется два места складирования отходов общим объемом не менее 7,5 куб.м. отходов.

Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения данных земельных участков, грунтовых вод, так как отходы складированы на незащищенных земельных участках, при взаимодействии с атмосферным воздухом отходы разлагаются, загрязняя его продуктами распада, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории поселка, к загрязнению и истощению природных ресурсов (земельных участков, грунтовых вод и т.д.). В результате ветрового разноса происходит загрязнение отходами близлежащих территорий. Кроме того, участки складирования отходов являются местами обитания грызунов, что может привести к распространению инфекционных заболеваний.

Факт несанкционированного складирования отходов подтверждается актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области № 135 от 19.10.2010 года; объяснением заместителя мэра г. Володарска Бригадина *.*. от 29.10.2010 года.

На
указанные места складирования отходов отсутствует утвержденный проект с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды, что является нарушением ст.37 ч.1 Закона РФ «Об охране окружающей среды», в соответствии, с которой строительство сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Также, отсутствуют необходимые согласования и заключения контролирующих органов на размещение свалки, что является нарушением ст. 12 п.п. 1,2 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, в соответствии с которой создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных - федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерация, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии с п.п. 2.1, 2.4, 2.5 временных «Правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления» утвержденных Минприроды России 15.07.1994 года природопользователь обязан:

принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с обходами;

соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами;

обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при
необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения);

оформлять разРешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном;

места складирования отходов, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя;

предельное количество временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке согласовывается с территориальными органами специально уполномоченных государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Таким образом, можно сделать вывод, что складирование бытовых отходов на данных площадках недопустимо, так как этим нарушаются нормы действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

Отвод земельного участка в установленном законном порядке не осуществлен, тогда как на основании ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся, в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» - организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. 10 Закона РФ «Об охране
окружающей среды» - на органы местного самоуправления возлагается осуществление управления в области охраны окружающей среды на подведомственной территории.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ – земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных вредных воздействий хозяйственной деятельности; обеспечения улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В силу требований ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ –собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, захламления отходами производства и потребления и других негативных (вредных) воздействий; не допускать захламление почв на землях соответствующих категорий.

Таким образом, складирование отходов на данной свалке не только не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. 1 Закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.1996 года № 45-З следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества. При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного
воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации, наличие государственной лицензии на осуществление экологически опасных видов деятельности.

Согласно ст. 14 п.п.18,19 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и организация благоустройства территории поселения.

Аналогичные по содержанию нормы содержатся и ст. 5 п.п. 18, 19 Устава г. Володарска Володарского муниципального района Нижегородской области.

Согласно ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей среды» - хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ст.9 Конституции РФ – земля и другие природные ресурсы, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной
и иной деятельностью. Размещение свалок отходов без соблюдения экологических требований способно привести к причинению вреда здоровья населения и окружающей среды в будущем, тогда как у граждан должна быть гарантия, что размещение несанкционированных свалок на указанных местах не создаст опасности причинения вреда в будущем.

В качестве способа защиты нарушенных прав ст.11 ГК РФ предусмотрена судебная защита.

Статьей 12 ГК РФ одним из способов зашиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ – В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого Решение суда должно быть исполнено.

В связи с изложенным, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора об обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории г. Володарска, в срок до 31.05.2011 года.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194 – 198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить полностью.

Обязать администрацию г. Володарска Володарского района Нижегородской области организовать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, размещенных на территории г. Володарска в в следующих местах: с правой стороны <адрес> на пустыре общим объемом не менее 60 куб.м. отходов; вне посредственной близости от гаражного кооператива <адрес> два места складирования отходов общим объемом не менее 7,5 куб.м. отходов, с последующим размещением данных отходов на специально оборудованном сооружении.. Предоставить срок для устранения недостатков до 31.05.2011 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Володарский районный суд.

Судья *.*. Тарасова