Решения районных судов

Решение от 05 апреля 2010 года. Решение от 05 апреля 2010 года №. Московская область.

Наро-Фоминский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Балабанова *.*., при секретаре Доля *.*., с участием заявителя Чернцова Дмитрия а также представителя командира и председателя жилищной комиссии войсковой части 72064 старшего лейтенанта Лукьяненко *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 72064 капитана третьего ранга запаса Чернцова *.*., об оспаривании решения командира и жилищной комиссии указанной части, связанного со снятием заявителя с учёта очередников, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а также их действий, связанных с отказом в постановке заявителя на данный учёт с мом постановки,

Установил:

Чернцов *.*. обратился в суд с
заявлением, в котором указал, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части 72064 с 1 августа 2001 года по 17 февраля 2010 года, когда был исключён из списков части как досрочно уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В 2001 году, как следует из заявления, с момента прибытия к месту службы в войсковую часть 72064, заявитель был принят на учёт и включён в списки очередников на получение служебных жилых помещений.

26 сентября 2006 года Решением жилищной комиссии войсковой части 72064 (протокол № 78), как указал заявитель, ему было предоставлено служебное жилое помещение общей площадью 41, 6 кв.м., после получения которого, в 2007 году, он был снят с учёта нуждающихся в получении жилых помещений.

Также из заявления следует, что в 2009 году перед увольнением с военной службы заявитель был принят на учёт нуждающихся в предоставлении постоянного жилого помещения.

15 февраля 2010 года, указывает заявитель, он обратился к командиру названной части о восстановлении в списках очередников на получение жилых помещений со времени принятия его на учёт и включения в данные списки в 2001 году, однако ему в этом было отказано.

Полагая свои права нарушенными, Чернцов *.*. просит суд признать незаконным Решение жилищно-бытовой комиссии войсковой части 72064 о снятии его с учёта нуждающихся в
получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) в 2007 году, признать незаконными действия названного должностного лица, связанные с отказом в постановке на указанный учёт с момента первоначального принятия его на учёт в 2001 году, обязав его восстановить на данном учёте.

В судебном заседании Чернцов *.*. поддержал свои требования и просил суд его заявление удовлетворить. В обоснование своих требований заявитель пояснил, что Решение жилищной комиссии войсковой части 72064 о снятии его в 2007 году с учёта нуждающихся в получении жилых помещений до него не доводилось, а когда он узнал об этом, то в этом же году обратился с рапортом к командованию о восстановлении его на данном учёте, в чём ему было отказано. При этом, как пояснил заявитель, после получения служебного жилого помещения, за ним в соответствии со ст. 55 ЖК РФ сохранялось право состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях до получения жилого помещения по договору социального найма. По изложенным основаниям заявитель считает, что отказ в постановке его на данный учёт с момента первоначального принятия в 2001 году не только не соответствует положениям указанной статьи ЖК РФ, но и нарушает его право на предоставление ему жилого помещения на общих основаниях в порядке очерёдности, установленной списком очередников военнослужащих части, нуждающихся в получении жилых помещений.

Представитель
командира и жилищной комиссии войсковой части 72064 старший лейтенант ФИО2, действующий на основании доверенностей, требования Чернцова *.*. не признал и просил суд в удовлетворении его заявления отказать. В обоснование законности действий в отношении заявителя пояснил, что заявитель проходит военную службу на офицерских должностях с 2001 года, а поэтому на него распространялись положения законодательства о статусе военнослужащих об обеспечении служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы военнослужащих, назначенных на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года). Получение заявителем служебного жилого помещения в 2007 году, как пояснил представитель должностного лица, послужило основанием к снятию его с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ст. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ, утверждённой приказом министра обороны РФ № 80-2000 г.

Выслушав объяснения заявителя, объяснения представителя командира и жилищной комиссии войсковой части 72064, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Разрешая вопрос о применении последствий несоблюдения сроков обращения заявителя в суд, предусмотренные статьёй 256 ГПК РФ, суд учитывает следующие обстоятельства.

Статьей 256 ГПК РФ и статьей 5 Закона РФ от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан» для обращения в суд с заявлением установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об оспариваемых действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных статьёй 2 названного Закона.

Как следует из рапорта заявителя от 11 декабря 2007 года, он обратился к командиру войсковой части 72064 с просьбой рассмотреть на заседании жилищной комиссии воинской части вопроса о восстановлении его в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку был исключён из данного списка после получения им служебного жилого помещения.

Из резолюций командира и начальника жилищно-бытовой комиссии части, а также подробного разъяснения на данном рапорте от того же числа усматривается, что Чернцов *.*. был снят с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании законодательства о статусе военнослужащих, которым предусмотрено обеспечение его служебным жилым помещением на весь срок военной службы.

Чернцов *.*. в судебном заседании подтвердил, что ему стало известно о действиях командования, связанных со снятием его с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий также в декабре 2007 года, после ознакомления с указанным рапортом, копию которого он приложил к своему заявлению при обращении в суд.

Из заявления Чернцова *.*. в
суд видно, что он обратился за защитой своих прав 17 марта 2010 года и на следующий день оно поступило в суд, согласно штампу о его регистрации.

С учётом изложенных обстоятельств, а также исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ по смыслу которых срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днём, когда заявителю стало известно о снятии его с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд считает, что Чернцов *.*. обратился в суд за защитой своих прав спустя более двух лет, а поэтому им пропущен трёхмесячный срок обращения в суд с заявлением.

При этом, как установлено из пояснений заявителя в суде, причин, свидетельствующих об уважительности пропуска указанного срока, у него не имелось.

Данное обстоятельство является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявления без исследования иных фактических обстоятельств по делу, в связи с чем, суд приходит к выводу, что в части требований заявления Чернцова *.*. об оспаривании решения командира и жилищной комиссии войсковой части 72064, связанного со снятием заявителя с учёта очередников, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) надлежит отказать.

Что касается требований заявителя о признании незаконными действий командира войсковой части 72064, связанных с отказом в постановке на учёт нуждающихся в улучшении
жилищных условий с момента первоначального принятия его на учёт в 2001 году и обязать названное должностное лицо его восстановить на данном учёте, то суд учитывает следующие обстоятельства.

В соответствии абз. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в частности, военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.

Согласно пункту 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ, утверждённой приказом министра обороны РФ № 80 от 15 февраля 2000 года (далее – Инструкция), военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы, в частности, в случае получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как видно из выписки послужного списка Чернцова *.*. он назначен на воинскую должность после окончания Балтийского военно-морского института и получения в связи с этим офицерского воинского звания с 23 июня 2001 года.

Из выписки протокола № 38 заседания жилищной комиссии войсковой части 72064 от 28 сентября 2001 года
следует, что заявитель включён в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента подачи им рапорта 30 июля 2001 года.

26 сентября 2006 года Решением жилищной комиссии войсковой части 72064 заявителю предоставлена служебная двухкомнатная квартира с учётом совместно проживающих членов его семьи, что подтверждается исследованной в суде соответствующей выпиской из протокола № 78 заседания жилищной комиссии части.

24 ноября 2009 года, как видно из выписки протокола № 116 заседания жилищной комиссии войсковой части 72064, заявитель поставлен в очередь на получение постоянного жилого помещения, как обеспеченного служебным жилым помещением и увольняемого в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Из выписки приказа командира войсковой части 72064 от 16 февраля 2010 года № 27 усматривается, что Чернцов *.*., досрочно уволенный в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, с 17 февраля 2010 года исключён из списков личного состава воинской части.

Из рапорта Чернцова *.*. от 15 февраля 2010 года следует, что он просил о восстановлении его в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первоначального принятия его на учёт в 2001 году, в чём ему было отказано командиром и председателем жилищной комиссии части в связи с исключением из данных списков на основании п. 31 приказа МО РФ № 80-2000г., что также следует из резолюций названных должностных лиц на рапорте
заявителя.

Таким образом, заявитель в соответствии с требованиями законодательства о статусе военнослужащих мог быть обеспечен на весь срок военной службы только служебным жилым помещением и оснований для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма в период прохождения военной службы не имелось, а поэтому он не мог состоять на учёте нуждающихся на получение жилых помещений по договору социального найма в течение всего срока его военной службы.

После получения служебного жилого помещения заявитель утратил основания к оставлению его на учёте нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы и в соответствии с вышеуказанными требованиями Инструкции подлежал снятию с данного учёта.

Кроме того, отсутствие у Чернцова *.*. права состоять на учёте нуждающихся на получение жилого помещения в течение всего срока военной службы не противоречит и пункту 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ, согласно которому граждане снимается с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

При этом оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, у заявителя в силу вышеизложенных обстоятельств и положений действующего законодательства не могло возникнуть с момента назначения на воинскую должность после окончания военного образовательного учреждения
профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания.

Не противоречат изложенные выводы, по мнению суда, и положениям статьи 55 ЖК РФ, на которую ссылается заявитель в обоснование своих требований, поскольку в данной статье, в частности, предусмотрено право сохранения за гражданами состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях не только до получения жилых помещений по договорам социального найма, но и до выявления предусмотренных статьёй 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учёта.

При таких обстоятельствах, суд находит установленным, что оспариваемое действие командира войсковой части 72064, связанное с отказом в постановке Чернцова *.*. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента первоначального принятия его на учёт в 2001 году совершено в соответствии с законом в пределах полномочий названного должностного лица и права либо свободы заявителя не были нарушены, а поэтому в удовлетворении его заявления в части, касающейся требований признать незаконными действий командира и председателя жилищной комиссии названной части и обязать восстановить заявителя на указанном учёте, надлежит отказать.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд

Решил:

Чернцову Дмитрию в удовлетворении заявления об оспаривании решения командира и жилищной комиссии войсковой части 72064, связанного со снятием заявителя с учёта очередников, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а также их действий, связанного с отказом в постановке заявителя на данный учёт с мом постановки – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский окружной военный суд через Наро-Фоминский гарнизонный военный суд в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Наро-Фоминского

гарнизонного военного суда *.*. Балабанов