Решения районных судов

О выдаче предложения о назначении досрочной трудовой пенсии. Решение от 02 ноября 2010 года №. Чувашская Республика.

Красночетайский районный суд Чувашской Республики

В составе:

Председательствующего судьи Сливницыной *.*.

При секретаре ФИО2

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к <адрес> о выдаче предложения о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

Установил:

ФИО1 обратилась в суд с указанным выше иском по тем основаниям, что она работала помощником воспитателя <адрес> Чувашской Республики. ДД.ММ.ГГГГ она уволена по сокращению штата. На момент увольнения ее трудовой стаж составлял 31 год. После увольнения она встала на учет в <адрес> <адрес>, где состоит до настоящего момента. Подходящая работа ей ответчиком не найдена, в связи с этим она, по исполнеиией 53 лет, обратилась в адрес <адрес> <адрес> с заявлением
о выдаче предложения о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости. Однако ответчиком ей в ее требованиях отказано.

В судебном заседании ФИО1 свои требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика директор <адрес> <адрес> Государственной службы занятости населения Чувашской Республики - ФИО5 в судебном заседании требования ФИО1 не признал по изложенным в решении от ДД.ММ.ГГГГ мотивам.

Третье лицо:

Представитель Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Чувашской Республики - ФИО3 в судебном заседании пояснила, что считает требования ФИО1 необоснованными.

Выслушав объяснения сторон, представителя третьего лица, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости безработным гражданам предпенсионного возраста предусмотрена Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации“.

По предложению органов службы занятости трудовая пенсия по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста может быть назначена признанному в установленном порядке безработным гражданину предпенсионного возраста при соблюдении условий, предусмотренных ст. 32 Закона N 1032-1.

Согласно ст.32 Закона по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным женщинам, не достигшим возраста 55 лет, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 20 лет и уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться
пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок оформления пенсии по старости безработным гражданам досрочно, согласно которого для назначения данного вида пенсии необходимо наличие ряда условий, в частности:

признание гражданина безработным;

достижение безработным гражданином определенного возраста;

наличие стажа работы, дающего право выхода на пенсию по старости досрочно;

увольнение гражданина в связи с ликвидацией организации, сокращением штата;

согласие безработного гражданина на направление на пенсию по старости досрочно.

В соответствии с указанным Постановлением, при отсутствии хотя бы одного из указанных условий оформление пенсии по старости досрочно не производится.

Как усматривается из трудовой книжки ФИО1 она работала помощником воспитателя <адрес> <адрес> Чувашской Республики, ДД.ММ.ГГГГ она уволена по п.2 ст. 80 ТК РФ, то есть по сокращению штата.

Актом <адрес> <адрес> Государственной службы занятости населения Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана безработной.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 достигла возраста 53 года и продолжает состоять на учете в центре занятости в качестве безработного.

Страховой стаж ФИО1 составляет более 30 лет.

Указанные факты подтверждаются пояснениями сторон, представленными в суд письменными доказательствами, в частности, исследованными в ходе судебного разбирательства личными делами ФИО1 за 2005-2010 г.г., трудовой книжкой истицы.

Также стороны
в судебном заседании пояснили, что на момент обращения истицы в адрес ответчика с просьбой о выдаче предложения о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и на момент рассмотрения настоящего дела возможность для трудоустройства ФИО1 отсутствует.

Возражая против требований ФИО1, представитель <адрес> <адрес> Государственной службы занятости населения Чувашской Республики - ФИО5 в судебном заседании пояснил, что за период нахождения на учете в качестве безработной ФИО1 неоднократно направлялась на общественные работы, во всех случаях с ней заключались срочные трудовые договоры, вносились записи в трудовую книжку о приеме на работу и об увольнении в связи с истечением срока трудового договора, поэтому ее нельзя признать уволенной в связи с сокращением численности (штата) работников, а при отсутствии данного условия центр занятости не имеет возможности выдать истице предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В соответствии со ст.1 Закона «О занятости населения в Российской Федерации»з Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая им заработок, трудовой доход.

Согласно статьи 2 занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме
граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона).

Действительно, для обеспечения временной занятости населения органы службы занятости проводят оплачиваемые общественные работы.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу (п. 2 Положения об организации общественных работ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 875 (с изм. и доп. от ДД.ММ.ГГГГ)).

Не относится к общественным работам деятельность:

связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки (п. 7 Положения).

В соответствии с п. 12 Положения право на участие в общественных работах имеют граждане, которые зарегистрировались в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, - безработные граждане.

В первую очередь к общественным работам привлекаются безработные граждане:

которые не получают пособия по безработице;

которые состоят на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

По общему правилу основанием для возникновения трудовых отношений между соискателем и организациями является трудовой договор (ст. 16 ТК РФ). При наличии направления на участие в общественных работах, выданного центром занятости населения, предприятие либо организация заключает с участником общественных работ срочный трудовой договор (ст. 59 ТК РФ)

Участие в общественных работах оплачивается согласно
законодательству РФ. Само же финансирование общественных работ производится за счет средств организаций (предприятия), в которых проводятся эти работы (п. 21 Положения).

Период участия в оплачиваемых общественных работах не прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию (п. 14 Положения об организации общественных работ).

Лицу, зарегистрированному в органе службы занятости населения в качестве безработного, согласно п. 3 ст. 24 Закона о занятости населения, а также п.17 Положения, за время участия в общественных работах выплачивается также пособие по безработице, за исключением лиц, указанных в п.3 ст.4 Закона о занятости населения.

В судебном заседании пояснениями сторон установлено, за период нахождения ФИО1 на учете в качестве безработной с 2005 года по 2010 год она неоднократно была направлена на временные общественные работы сроком до 1 месяца. Работодателями общественные работы истице не оплачивались. В периоды участия ее в общественных работах ФИО1 была прекращена выплата пособия по безработице, однако ей была назначена материальная поддержка безработных граждан на период их участия в общественных работах по государственной программе бюджетного финансирования. Во всех случаях с ней заключались срочные трудовые договоры, вносились записи в трудовую книжку о приеме на работу и об увольнении в связи с истечением срока трудового договора.

Пояснения сторон объективно подтверждаются исследованными в судебном заседании
письменными доказательствами.

Так, из заявлений от: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что истица просит направить ее на временные общественные работы со снятием с учета. Срок временных общественных работ не превышал 1 месяца.

В соответствии с Приказом Госслужбы занятости ЧР от ДД.ММ.ГГГГ N 33 “Об актуализации Ведомственной целевой программы содействия занятости населения Чувашской Республики на 2007 - 2010 годы“, на период участия в общественных работах безработных граждан с ними заключается срочный трудовой договор и производится оплата труда в соответствии с законодательством за счет средств работодателей с привлечением средств местных бюджетов, а также оказывается материальная поддержка за счет субвенций из федерального бюджета в размере не ниже минимального размера пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации.

Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ и приказов от: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была снята с учета по безработице.

Актом от ДД.ММ.ГГГГ и приказами от: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена материальная поддержка безработных граждан на период участия во временных общественных работах по государственной программе бюджетного финансирования.

Во всех случаях направления истицы на временные общественные работы с ней заключались срочные трудовые договоры сроком до 1 месяца от: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Ни одним из указанных трудовых договоров оплата за выполненные ФИО1 работы не предусмотрена.

Стороны в судебном заседании пояснили, что общественные работы, на
которые была направлена ФИО1, изначально носили неоплачиваемый характер, так складывались договорные отношения между центром занятости, соискателем и работодателем.

Как усматривается из трудовой книжки ФИО1, в данную трудовую книжку внесены записи о приеме на работу и об увольнении в связи с истечением срока трудового договора, без указания на общественный характер работ, что, фактически, и повлекло отказ <адрес> <адрес> в выдаче предложения о досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку последняя запись в трудовой книжке истицы не свидетельствует о ее увольнении по п.2 ст.81 ТК РФ.

Не смотря на отсутствие соответствующего указания в трудовой книжке истицы, пояснениями сторон, другими перечисленными выше доказательствами установлено, что ФИО1 в период с 2007 по 2010 год неоднократно фактически осуществляла неоплачиваемую трудовую деятельность, которая носила общественный характер и осуществлялась по направлению службы занятости.

Суд считает, что, в данном случае, участие истицы в неоплачиваемых временных общественных работах после расторжения трудового договора по п.1 или п.2 ст.81 ТК РФ не должно лишать ее возможности получить досрочную трудовую пенсию по старости.

Более того, обосновывая свои требования, истица в судебном заседании пояснила, что заявление о направлении ее на временные общественные работы она была вынуждена писать, так как ее отказ мог повлечь приостановление выплаты пособия по безработице.

В соответствии с п.3 ст.4 Закона оплачиваемая работа, включая работу временного
характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан:

-впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

-отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

-состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

-обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Как усматривается из личных дел истицы за период с 2005 по 2010 годы, ФИО1 состоит на учете в качестве безработной более 5 лет, соответственно, исходя из п.3 ст.4 Закона, общественные работы - подходящая для нее работа.

В соответствии со статьей 35 Закона о занятости выплата пособия по безработице может
быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

Согласно п.3 ст.35 выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.

Таким образом, суд считает обоснованными доводы истицы о вынужденном характере участия ее в общественных работах.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования ФИО1 обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать <адрес> <адрес> Государственной службы занятости населения Чувашской Республики выдать ФИО1 предложение о направлении безработного гражданина на пенсию по старости досрочно в соответствии с п.2 ст.32 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в десятидневный срок со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий *.*. Сливницына

Мотивированное Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.