Решения районных судов

О признаниии незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищныхь условий. Решение от 01 марта 2005 года №. Чувашская Республика.

Ядринский районный суд Чувашской Республики

В составе:

Председательствующего Сливницыной *.*.

При секретаре ФИО2

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о признании ее нуждающейся в жилом помещении,

Установил:

ФИО1 обратилась в суд с указанным выше иском по тем основаниям, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных для данной категории лиц п.2 ч.3статьи 23.2 Закона РФ «О ветеранах». Истица, указывается в иске, обращалась к ответчику с заявлениями о постановке ее в очередь нуждающихся в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ, и ответчиком ей было отказано в удовлетворении данного заявления по
п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, ввиду обеспеченности общей жилой площадью жилого помещения выше установленной по <адрес> сельскому поселению учетной нормы. По ее мнению, Решение администрации <адрес> сельского поселения является незаконным, поскольку ответчиком не было учтено, что согласно заключения ОАО «Проектно - сметное бюро» жилое помещение, принадлежащее ФИО1, является непригодным к проживанию.

Ссылаясь на изложенные в иске обстоятельства, а также на положения п.2 ч.3 статьи 23.2 Закона РФ «О ветеранах» просит признать Решение администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании ее нуждающейся в жилом помещении незаконным и возложить на ответчика обязанность поставить ее в очередь нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ФИО1 - ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании данный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, и вновь привела их суду, пояснив также, что администрацией Атнарского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики при рассмотрении заявления о постановке на учет неправильно истолкованы нормы ст. 53 ЖК РФ, что привело к нарушению жилищных прав истицы.

ФИО4, представляющая интересы администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, в судебном заседании пояснила, что оставляет разРешение настоящего спора на усмотрение суда.

Представитель администрации <адрес> Чувашской Республики в судебное заседание не явился.

Представители Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, Министерства здравоохранения и социального развития ЧР в судебное заседание не явились.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что данный иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Конкретизируя конституционное право граждан на жилище
(ст. 40), законодатель в нормах жилищного законодательства устанавливает условия и порядок его реализации.

Так, с введением в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 года) Решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма, помимо нуждаемости в жилом помещении по договору социального найма, обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего (ч.2 ст. 49 ЖК РФ) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ).

Способы защиты нарушенных жилищных прав определены в ст. 11 ЖК РФ, согласно которым защита жилищных прав осуществляется способами, перечисленными как в названной правовой норме, так и иными способами, предусмотренными законом. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой нарушенного права.

Применительно к спорной правовой ситуации истица, полагая, что отказом в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении нарушены ее жилищные права, обратилась с требованием о защите нарушенного права в порядке, определенном для искового производства, определив тем самым способ защиты нарушенного права и ответную сторону. При этом сторона истца обосновывает свое право состоять в очереди на улучшение жилищных условий по одному основанию: как лицо, имеющее право на меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», т.е. отнесением его к специально указанной в федеральном законе категории граждан.

В комплексе социальных мер, предоставляемых государством в качестве социальных гарантий, предоставление жилого помещения по договору социального найма является не единственным способом улучшения жилищных условий граждан. Основания и порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, определение порядка
предоставления жилых помещений по договорам социального найма отнесены к компетенции Российской Федерации (ч.ч. 3, 4 ст. 12 ЖК РФ). К компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 7 ст. 13, ст. 49 Кодекса).

Устанавливая в Федеральном законе «О ветеранах» меры социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, федеральный законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 и в ст. 4 названного закона Определил круг лиц, относящихся к ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны.

Согласно материалам дела, истица является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» участники (инвалиды) Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Реализация данного права осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Данная мера социальной поддержки предоставляется им один раз и реализация данного права не зависит от их имущественного положения.

Таким образом, участники Великой Отечественной войны отнесены к специально указанной в федеральном законе категории граждан и их право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, предусмотренное ст.21 ФЗ «О ветеранах» может быть реализовано только при соблюдении установленных жилищным законодательством правил. Применительно к данному спору жилищное законодательство не предусматривает иного способа решения жилищной проблемы, поэтому льготное обеспечение жильем должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении.

Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть
отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.

Так, согласно ст. 56 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 данной статьи.

Из материалов дела следует, что истица обратилась к ответчику с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на наличие у нее права на государственную поддержку в соответствии с Постановлением Кабинета Министров ЧР от 12.01.2006 № 2, представив необходимый пакет документов, что ответчиком не оспаривается.

Из содержания искового заявления и обжалуемого решения следует, что истице было отказано в принятии на учет по тем основаниям, что ею были представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2 ст. 54 ЖК РФ).

В данном споре выводы ответчика о наличии обстоятельств, препятствующих постановке истицы на соответствующий учет, суд считает неправомерными, а Решение об отказе в постановке на учет незаконным.

Согласно п.2 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или
членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно удостоверения № ФИО1 имеет право на льготы, установленные для жен погибших военнослужащих.

Заявление от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 содержит просьбу о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно решения от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики ФИО1 в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано в связи с обеспеченностью истицы общей площадью жилого помещения выше установленной по <адрес> сельскому поселению <адрес> Чувашской Республики нормы.

Согласно технического паспорта на жилой дом, в собственности ФИО1 имеется жилой дом, 1971 года постройки, общей площадью 54 кв.м.

Согласно выписки из похозяйственной книги <адрес> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи ФИО1 входит дочь - ФИО3.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 “Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции“

На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

Согласно пункту 12 указанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Таким образом, если Решением вышеназванной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для
проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат. (Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 января 2010 года № 809-СК/07)

Постановлением главы администрации <адрес> Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ создана межведомственная комиссия по признанию жилого помещения участников Великой Отечественной Войны пригодным (непригодным) для проживания в <адрес> Чувашской Республики.

Согласно Акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ и заключения № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащий ФИО5 жилой дом, расположенный в <адрес>, пригоден к проживанию, требует капитального ремонта.

Акт межведомственной комиссии по признанию жилого помещения участников Великой Отечественной Войны пригодным (непригодным) для проживания в <адрес> Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ оспорен истицей.

По инициативе ФИО1 было проведено независимое обследование жилого дома, расположенного в <адрес>.

В соответствии с экспертным заключением независимой строительно - технической экспертизы, проведенной ОАО «Проектно -сметное бюро», индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания, общий физический износ составляет 65%.

Согласно п. 2.2. “Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания“ (утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 N 529) к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом - 65%.

В связи с признанием принадлежащего истице жилого дома непригодным к проживанию, обеспеченность истицы общей площадью жилого помещения на одного члена семьи значения по делу не имеет.

Ввиду того, что администрацией Атнарского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики при рассмотрении заявления истицы были неправильно истолкованы нормы материального права, что привело к
нарушению ее жилищных прав, требование о восстановлении нарушенного права путем постановки в очередь с момента обращения, заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ,

Решил:

Признать Решение администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании ФИО1 нуждающейся в жилом помещении незаконным.

Обязать администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской республики поставить ФИО1 в очередь нуждающихся в жилом помещении по категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Постановлением Кабинета Министров ЧР от 12.01.2006 № 2 с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

На Решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда ЧР в течение 10 дней со дня его оглашения.

Председательствующий *.*. Сливницына