Решения районных судов

О предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг. Решение от 01 января 2010 года №. Пермский край.

Верещагинский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Тиуновой *.*.,

при секретаре Нохриной *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Верещагинского района в защиту интересов Азанова *.*., Главатских *.*., Дюжок *.*., Захаровой *.*., Куриловой *.*., Неволина *.*., Старковой *.*., Сятчихиной *.*. к Межрайонному территориальному управлению № 2 Министерства социального развития Пермского края о предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг как ветерану труда,

Установил:

Прокурор Верещагинского района в интересах педагогов, вышедших на пенсию и проживающих в сельской местности, Азанова *.*., Главатских *.*., Дюжок *.*., Захаровой *.*., Куриловой *.*., Неволина *.*., Старковой *.*., Сятчихиной *.*. обратился в суд с
иском к Межрайонному территориальному управлению № 2 Министерства социального развития Пермского края, о предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации по оплате за водоснабжение, водоотведение (канализацию), газоснабжение. Свои требования прокурор мотивирует тем, что льгота ветеранам труда (50% скидка по оплате за водоснабжение, водоотведение, газоснабжение) и льгота пенсионерам системы образования, проживающим в сельской местности (освобождение от оплаты жилья, отопления и освещен по своему содержанию. Прокурор считает, что истцы вправе получать льготы по обоим основаниям.

Прокурор, истцы, представитель ответчика, надлежащим образом извещенные о дне слушания дела (л.д.55-62, 63,65, 66), в суд не явились. От истцов поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствии. Азанов *.*., Главатских *.*., Дюжок *.*., Захарова *.*., Курилова *.*., Неволин *.*., Старкова *.*., Сятчихина *.*. настаивают на удовлетворении иска.

Представитель ответчика, Межрайонного территориального управления № 2 Министерства социального развития Пермского края, Пузиков *.*., действующий по доверенности, в отзыве на исковое заявление требования прокурора не признал, полагая, что меры социальной поддержки должны предоставляться лишь по одному из оснований, указанных в законе, по выбору получателя. Каждый из истцов получает соцподдержку, как педагог.

Суд, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление прокурором может быть подано только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан
и защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно вязанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В судебном заседании установлено, что Азанов *.*., Главатских *.*., Дюжок *.*., Захарова *.*., Курилова *.*., Неволин *.*., Старкова *.*., Сятчихина *.*. являются ветеранами труда и педагогами сельской местности.

Конституция РФ в статьях 39 и 55 устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Меры социальной поддержки ветеранам труда и педагогическим работникам предусмотрены соответственно ст. 13 ФЗ «О ветеранах» и ст. 55 ФЗ «Об образовании».

Статья 13 Закона РФ «О ветеранах» предусматривает возможность предоставления различных форм социальной поддержки по различным основаниям, когда это предусмотрено законодательством. В данном случае законодательством предусмотрена возможность получения педагогами и иных форм поддержки как ветеранами.

Подпунктами 2 и
3 п.1 ст. 2 Закона Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» от 30.11.2004г. № 1830-388 (в редакции от 16.11.2009 г. № 516 и от 07.06.2010 г. № 629) определено, что социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей: оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищному фондам); оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в т.ч.: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в т.ч. приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих центрального отопления).

Согласно п. 4 указанной статьи, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предполагают ежемесячную денежную компенсацию (далее ЕДК) расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 417 руб. Если 50% фактических расходов ветерана превышает указанный размер ЕДК, гражданину гарантируется установление дополнительных мер соцподдержки по оплате жилья и коммунальнеых услуг в виде дополнительной ЕДК в размере 233 руб. Если эта сумма не покрывает 50% расходов ветерана, устанавливается еще дополнительная ЕДК в 150 руб. Таким образом, указанная мера социальной поддержки ветерана предусматривает компенсацию не более 50 % его расходов на оплату жилья и указанных коммунальных услуг.

В силу с п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов
РФ.

Нормы данного закона развивает Закон Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг» № 1845-395 от 30.11.2004г. Нормы последнего закона в свою очередь дополняет Закон Пермского края от 08.11.2007г. № 136-К «О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам» и принятый в его исполнение Порядок от 15.02.2008г. № 23-п.. Приведенные законодательные акты Пермского края предусматривают полное возмещение педагогам расходов, связанных с предоставлением услуг по пользованию жилым помещением, по содержанию и ремонту жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг: отопления (теплоснабжения), твердого топлива, электроснабжения в части освещения, отопления жилого помещения от электрокотлов и электронагревательных установок, газоснабжения в части отопления жилого помещения от газовых приборов.

Согласно ст. 1 указанного Закона Пермского края, юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим коммунальные услуги, возмещаются расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, если общий стаж работы этих работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, составляет не менее 10 лет, и при выходе на пенсию они пользовались соответствующей мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.

С 18.06.2010 года действует Закон Пермского края «О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» № 628-ПК от 01.06.2010 года. Статьей 2 предусмотрено, что социальная
поддержка педагогических работников-пенсионеров, проживающих в домах не зависимо от вида жилищного фонда, предусматривает получение или ЕДК на оплату: жилого помещения, отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжение (освещение и отопление жилого помещения), отопление, твердого топлива, газоснабжения (отопление жилого помещения от газовых приборов). Порядок предоставления педагогическим работникам мер соцподдержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2010 года № 293-п и предусматривает выплату педагогам (педагогам-пенсионерам) ЕДК, единый размер которой не установлен и который призван полностью, в пределах социальных норм и норм потребления компенсировать этой категории льготников их расходы на оплату (содержание) жилья и коммунальных услуг по его отоплению и освещению.

Анализируя указанные нормативные акты в целом, суд приходит к выводу, что норма соцподдержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде ЕДК в размере 417 руб., право на получение которой имеет истец, как ветеран труда, не является той же мерой соцподдержки, получаемой как педагогическим работником-пенсионером. Истец, как педагог-пенсионер имеет возможность получать ЕДК на оплату жилого помещения (наем, содержание и ремонт) и коммунальных услуг: электроснабжение, отопление, твердое топливо и газоснабжение. При этом данные расходы компенсируются полностью. Как ветеран труда вправе получать меры соцподдержки по оплате жилого помещения (содержание и ремонт, наем, предоставляемый по договору социального найма) и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение и т.д.) в виде ежемесячной компенсации расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в фиксированном размере - 417 руб. (или иная сумма), которая компенсируется не более 50% фактических расходов гражданина. Таким образом, мера социальной поддержки, предоставляемая педработникам, в т.ч. пенсионерам, проживающим в
сельской местности, не является той же мерой соцподдержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемой ветеранам труда, поскольку они предусматривают различный объем компенсируемых услуг. Данные меры соцподдержки, хотя в обоих случаях предоставляются в виде денежных компенсаций, не являются идентичными, их предоставление в виде денежной компенсации обусловлено лишь одним - политикой государства по замене натуральных льгот, предоставляющихся гражданам, денежной компенсацией, что само по себе не может приводить к ущемлению прав граждан.

Суд признаёт несостоятельными доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, о том, что по данному спору истцы имеют право на получение мер соцподдержки только по одному основанию, по его выбору. Между тем, согласно ч. 3 ст. 13 ФЗ «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы соцподдержки по нескольким основаниям, таковая предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Данное положение предусматривает выбор мер социальной поддержки, когда лицо имеет несколько оснований для получения мер соцподдержки по данному закону, а не в тех случаях, когда речь идет о других основаниях получения других мер социальной поддержки. Применительно к данному спору федеральное законодательство, касающееся мер соцподдержки педагогов, такого положения не содержит, в связи с чем суд признает действия ответчика по отказу истцам в предоставлении мер социальной поддержки незаконными.

Несостоятельны доводы ответчика и в той части, что предоставление истцам ЕДК как ветерану труда невозможно, поскольку дробление ЕДК законом не предусмотрено. Отсутствие законодательного урегулирования данного вопроса не может служить основанием для лишения истцов права на получение мер соцподдержки, предусмотренных для данной категории лиц.

Руководствуясь ст.198
ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Межрайонное территориальное управление №2 Министерства социального развития Пермского края предоставить АЗАНОВУ *.*., ГЛАВАТСКИХ *.*., ДЮЖОК *.*., ЗАХАРОВОЙ *.*., КУРИЛОВОЙ *.*., НЕВОЛИНУ *.*., СТАРКОВОЙ *.*., СЯТЧИХИНОЙ *.*. с 1 января 2010 года меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (водопотребление, водоотведение, газоснабжение) в денежной форме, как ветеранам труда, в размере и порядке, определенном законодательством.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения.

Судья подпись *.*. Тиунова

Верно. Судья *.*. Тиунова