Решения районных судов

По иску Новокрещенова ВН о включении в список получателей гос. жилищных сертификатов. Решение от 22 апреля 2011 года № 2-267/11. Челябинская область.

Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Филатова *.*.,

при секретаре Спириной *.*.,

с участием представителя истца Н.а *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Новокрещенова *.*. о признании права на участия в федеральной подпрограмме для получения жилищного сертификата, включении в список получателей государственных жилищных сертификатов,

Установил:

Новокрещенов *.*. обратился в суд с иском о признании за ним права на участие в федеральной подпрограмме получения государственного жилищного сертификата и обязании Министерства по радиационной и экологической безопасности <адрес> включить его в областной список, а администрацию Красноармейского муниципального района <адрес> - в районный список граждан получателей государственных жилищных сертификатов.

В
обосновании иска указал, что с дата признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по Русско-Теченскому сельскому поселению. В принадлежащей ему и его супруге на праве собственности по 1/2 доли квартире проживает 4 человека. Износ дома составляет 65 %. Является пострадавшим от аварии на ПО «Маяк» и имеет удостоверение эвакуированного из населенного пункта Осолодка, подвергнувшимся загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк». Однако, в районный список граждан-получателей ГЖС включен не был, так как не знал, что необходимо было обратиться до дата. Просит включить его в сводный список, так как считает, что имеет право на участие в подпрограмме на получение жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета (л.д.5-7).

В судебном заседании истец не участвовал. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствии с участием представителя (л.д.45).

Представитель истца - Н.а *.*., действующая на основании доверенности (л.д.46) иск своего доверителя поддержала в полном объеме. Просила его удовлетворить на основании имеющихся доказательств. Суду пояснила, что Новокрещенов *.*. является эвакуированным из населенного пункта Осолодка, который подвергнулся радиационному загрязнению в связи с аварией на ПО «Маяк». После эвакуации проживал в <адрес>, где и получил квартиру от совхоза. Является нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как дом, в котором он проживает, разрешается и ремонту не подлежит. Иного жилья не имеет. В сентябре 2005 года обращался с заявлением в администрацию Русско-Теченского сельского поселения, чтобы его поставили на учет, но его заявление не зарегистрировали. В 2008 году повторно обратился с аналогичным заявлением и его с дата восстановили в очереди на жилье.

Ответчики - Министерство по радиационной и
экологической безопасности <адрес>, администрация Красноармейского муниципального района <адрес>, администрация Русско-Теченкского сельского поселения, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Просили рассмотреть дело в их отсутствии (л.д.24, 32-34, 36-38).

Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Установлено, что Новокрещенов *.*. является эвакуированным из населенного пункта Осолодка, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается имеющимся удостоверением У № (л.д.11).

Новокрещенов *.*. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>. Данное жилое помещение находится в совместной собственности с супругой, что следует из договора от дата на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан, заключенного с Кировским совхозом (л.д.42-43). Однако, в установленном законом порядке его право собственности на жилое помещение не зарегистрировано, что следует из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д.19-20).

дата истец обратился с заявлением в администрацию Русско-Теченского сельского поселения о постановке его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий по ПО «Маяк» (л.д.12).

На основании акта от дата комиссией произведено обследование жилого помещения, занимаемого истцом (л.д.13).

По результатам проведенного обследования, было принято Решение, что Новокрещенов *.*. нуждается в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Постановлением главы администрации Русско-Теченского сельского поселения №-б от дата Новокрещенов *.*. поставлен на регистрационный
учет в очередь для получения жилья (л.д.14).

Данное Постановление не отменено и ответчиками не оспорено. Обстоятельства нуждаемости истца в улучшении жилищных условий ответчиками не оспорены.

Нуждаемость Новокрещенова *.*. в улучшении жилищных условий подтверждается также справкой администрации Русско-Теченского сельского поселения № № от дата, из которой следует, что Новокрещенов *.*. состоит на учете в улучшении жилищных условий по категории «переселение из ветхоаварийного жилья» (л.д.15).

Состав семьи истца подтвержден справкой № от дата (л.д.17).

Площадь, принадлежащей Новокрещенову *.*. квартиры составляет 43.1 кв.м. и имеет износ 65 %, что следует из справок Красноармейского филиала ОГУП «Обл.ЦТИ» (л.д.16, 44) и кадастрового паспорта жилого помещения (л.д.40-41).

Новокрещенов *.*. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, пострадавших вследствие аварии на ПО «Маяк» (л.д.26, 29-30), принятый на учет после дата.

Разрешая исковые требования Новокрещенова *.*., суд исходит из следующего.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.13 Закона РФ от дата № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от дата N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» действие Закона Российской Федерации
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяются на граждан, эвакуированных …из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Новокрещенов *.*. является пострадавшим от аварии на ПО «Маяк». Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В соответствии с п. 7 ст. 17 Закона РФ от дата № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляется наряду с другими мерами социальной поддержки обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до дата, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после дата, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ.

При этом, согласно ст.5 Закона РФ от дата № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от дата N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательство» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации данной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с п.п. «е»
п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы», утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от дата N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от дата N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Основываясь на данных правовых нормах, суд приходит к выводу, что Новокрещенов *.*. имеет право на участие в указанной подпрограмме, и должен быть включен в сводный список граждан на получение жилищного сертификата, так как истец имеет право на обеспечение жильем не по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, в а соответствии со специальным правовым регулированием.

Доказательств отсутствия нуждаемости Новокрещенова *.*. в улучшении жилищных условий ответчиком не представлено.

В компетенцию Министерства по радиационной и экологической безопасности <адрес> входит участие в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на территории <адрес>, что следует из п.п.3 п.9 Положения о Министерстве по радиационной и экологической безопасности <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от дата N 366.

Судом
установлено, что Новокрещенов *.*. отсутствует в списках граждан, пострадавших от аварии на ПО «Маяк» и состоящих на учете в качестве нуждаемости в улучшении жилищных условий (л.д.36-38). Однако, данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, так как обязанность по формированию данных списков возложена на органы государственной власти и местного самоуправления и не может являться основанием для лишения гражданина возможности реализовать закрепленное за ним право.

Ссылку ответчика - Министерства радиационной и экологической безопасности челябинской области на п.26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов о том, что после утверждения списка, дополнительное включение в него граждан не допускается, суд расценивает как несостоятельную.

По Русско-Теченскому сельскому поселению <адрес> Новокрещенов *.*. состоит на учете именно как нуждающийся в улучшении жилищных условий, как пострадавший от аварии на ПО «Маяк» (л.д.11).

Правовая позиция в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, но принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после дата высказана Конституционным судом РФ в Постановлении от дата, вынесенном по запросу Курчатовского городского суда <адрес> о проверке конституционности п.2 ч.1 ст.14 и п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

По смыслу указанных норм, при переходе к новому правовому регулированию обеспечения жилыми помещениями лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после дата, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранения достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности в равной
мере с гражданами той же категории, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата и созданы необходимые, в том числе финансовые условия для обеспечения их жилыми помещениями.

Любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе и из закрепленного принципа равенства (статья 19 Конституции РФ), гарантирующего защиту всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод. В свою очередь соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при условии осуществления прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах граждан, принадлежащих к одной категории, которое не имеет объективного и разумного оправдания.

Таким образом, сам по себе факт того, что истец был принят на учет нуждающегося в улучшении жилищных условия после дата, наличие в собственности жилого помещения и утверждение списка на 2011 года не является безусловным основанием для отказа в иске.

Кроме того, каких-либо доказательств того, что по состоянию на дата жилищные условия истца соответствовали предъявляемым требованиям, ответчиками суду не представлено.

При таких обстоятельствах исковые требования Новокрещенова *.*. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск Новокрещенова *.*. удовлетворить.

Признать за Новокрещеновым *.*., дата года рождения, уроженцем д.Осолодка <адрес> в целях реализации положений законодательства в части обеспечения жильем за счет средств Федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ПО «Маяк» право на участие в подпрограмме на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета и включить его в сводный список
по <адрес> и областной список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк» - получателей жилищных субсидий.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме через Красноармейский районный суд Челябинской области путем подачи кассационной жалобы.

Председательствующий, подпись

Копия верна, судья *.*. Филатов