Решения районных судов

Об организации деятельности по утилизации твердых бытовых и промышленных отходов на территории ЧМР, прекращении эксплуатации полигона ТБО. Решение от 08 сентября 2008 года №. Пермский край.

Чайковский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Кирилловой *.*.,

с участием прокурора Жигайлова *.*.,

представителей ответчика Администрации Чайковского муниципального района Вяткиной *.*., Треногиной *.*.,

представителя ответчика МУП «Специализированное автомобильное хозяйство» Храмцова *.*.,

при секретаре Кустовой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чайковском дело по иску

Чайковского городского прокурора к Администрации Чайковского муниципального района Пермского края, муниципальному унитарному предприятию «Специализированное автомобильное хозяйство» о возложении обязанностей по организации деятельности по утилизации и переработке твердых бытовых и промышленных отходов на территории Чайковского муниципального района Пермского края, прекращении эксплуатации полигона для твердых бытовых отходов, расположенного с южной стороны Завьяловского района г.Чайковского Пермского края, с установлением срока исполнения обязательств,

Установил:

Чайковский городской
прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Чайковского муниципального района Пермского края, муниципальному унитарному предприятию «Специализированное автомобильное хозяйство» о возложении обязанностей по организации деятельности по утилизации и переработке твердых бытовых и промышленных отходов на территории Чайковского муниципального района Пермского края на земельном участке, отвечающем требованиям закона, предъявляемым к такой деятельности, силами организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию и (или) захоронению отходов не менее 3 класса опасности, прекращении эксплуатации полигона для твердых бытовых отходов, расположенного с южной стороны Завьяловского района г.Чайковского Пермского края, с установлением срока исполнения обязательств 1 год, указывая, что на органы местного самоуправления муниципальных районов возложены обязанности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Деятельность по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Чайковского муниципального района не организована. Конечным пунктом цикла деятельности по обращению с отходами является их захоронение. Единственным определенным местом захоронения отходов на территории Чайковского муниципального района является полигон для твердых бытовых отходов, расположенный с южной стороны Завьяловского района г.Чайковского в границах существовавших ранее земельных участков, в настоящее время снятых с кадастрового учета. Организацией, эксплуатирующей полигон ТБО в г.Чайковском, является МУП «Специализированное автомобильное хозяйство». В соответствии с ч.5 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов в границах населенных пунктов запрещается. Действующий полигон ТБО г.Чайковского расположен в границах населенного пункта г.Чайковский. При эксплуатации полигона ТБО допускаются нарушения санитарных норм и правил, за что юридическое лицо и директор привлечены к административной ответственности.

При указанных обстоятельствах размещение полигона ТБО г.Чайковского с
южной стороны Завьяловского района города является незаконным, дальнейшая эксплуатация этого полигона недопустима.

Органами местного самоуправления Чайковского муниципального района другие места для захоронения твердых бытовых и промышленных отходов, отвечающие требованиям действующего законодательства в установленном порядке не отведены, иная деятельность по утилизации и переработке этих отходов не организована.

Отсутствие организации деятельности по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Чайковского муниципального района, а также эксплуатация полигона ТБО, не отвечающего требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, закрепленные в ст.41,42 Конституции РФ.

В судебном заседании прокурор настаивал на иске, пояснил, что поводом к обращению в суд с подобным иском явились жалобы жителей Завьяловского микрорайона на возгорание мусоросвалки в июле-августе 2010 г., которая оказалась в непосредственной близости от их домов, и изменение законодательства, в частности, ч.5 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», прямо предусматривающая запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов.

Представители ответчика Администрации Чайковского муниципального района Пермского края по доверенности Вяткина *.*., Треногина *.*. не признали иск, пояснили, что для организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, сбора, вывоза жидких и твердых бытовых отходов на территории Чайковского муниципального района создано и осуществляет свою деятельность МУП «Специализированное автомобильное хозяйство» (МУП «Спецавтохозяйство»), которое обслуживает полигон для бытовых отходов, расположенный с южной стороны Завьяловского района г.Чайковского. Среднегодовой объем отходов составляет 100000 куб.метров. МУП «Спецавтохозяйство» имеет лицензию на осуществление указанной деятельности, выданную Пермским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору 8 сентября 2008 г. и действительную до
8 сентября 2013 г. Существующий полигон действует с 1966 года, построен на основании решения исполкома Пермского областного Совета депутатов трудящихся от 18.05.1966 г., его территория без учета санитарно-защитной зоны составляет 8,1 га. В период организации городской свалки данная территория находилась за пределами городской черты. С каждым годом город разрастался, в итоге свалка оказалась в черте города. Однако Федеральный закон от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на который ссылается прокурор, вступил в силу уже во время эксплуатации полигона. Закон Пермской области от 09.12.2004 г. №1890-413 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований административной территории города Чайковского Пермского края» тоже принят во время эксплуатации полигона.

На основании договора от 16.03.2002 г., заключенного между МУП «Спецавтохозяйство» и научно-исследовательским проектным институтом «Галургия» был разработан проект мониторинга влияния городского полигона на окружающую среду, в соответствии с которым выполнено полевое обследование объекта, дана оценка существующего состояния свалки, ее влияния на окружающую среду, разработан перспективный прогноз динамики вредного влияния на окружающую среду. В заключении проекта указано на принципиальную возможность эксплуатации полигона в течение 15 лет при условии соблюдения правил эксплуатации и проведения контроля. Проект не содержит рекомендаций по прекращению эксплуатации городской свалки. Проект мониторинга влияния городской свалки не входит в перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе. Согласно данному проекту с 2003 года проводятся исследования водных объектов, атмосферного воздуха и подземных вод, на которые оказывает влияние полигон, на основании договоров, заключенных с МУ «Чайковская экологическая лаборатория» и Южным филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае». Согласно обобщенным результатам анализов отсутствует динамика отрицательного
влияния городской свалки на природные объекты.

Летом 2010 года создалась неблагоприятная ситуация для эксплуатации полигона, наблюдались высокие температуры. В июне 2010 г. возникло возгорание, которое имело характер умышленного поджога и хулиганских действий неустановленных лиц, о чем МУП «Спецавтохозяйство» направило заявление в ОВД о возбуждении уголовного дела. При соблюдении технологии захоронения отходов, осуществлении контроля можно не допускать чрезвычайных ситуаций и продолжать эксплуатацию полигона до строительства нового.

По результатам проверки Южным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю 12.07.2010 г. составлен административный протокол, МУП «Спецавтохозяйство» привлечено к административной ответственности, но в удовлетворении заявления о прекращении деятельности полигона ТБО отказано.

Работы по выбору места под полигон были начаты в 90-е годы. Из всех вариантов был выбран земельный участок площадью 10,5 га в 96 квартале Чайковского лесничества в районе Сутузово. 18.01.1997 г. распоряжением Правительства РФ №25-р по предложению администрации Чайковского района и администрации Пермской области данный земельный участок из категории лесных земель был переведен в земли промышленности для размещения полигона ТБО. Лес на этом участке был сведен полностью, возмещены потери лесного хозяйства. Однако в связи с отсутствием экологической экспертизы Решением Верховного Суда РФ от 12.05.1999 г. указанное Постановление Правительства РФ было признано недействительным.

В 2003 – 2007 годах были подготовлены все документы, необходимые для перевода земельного участка из категории лесных земель в земли промышленности, выполнен проект, получены согласования и заключения, проведена работа по кадастровому учету и регистрации права РФ на выбранный земельный участок, израсходованы бюджетные средства. В 2007 году из Департамента лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу получено письмо о невозможности перевода земель из категории защитных лесов зеленой
зоны в категорию земель промышленности. Поэтому начатое строительство полигона ТБО в районе Сутузово было прекращено.

В 2008 году создана комиссия по выбору места под строительство полигона ТБО. Рассмотрено 7 земельных участков, отвечающим установленным требованиям. По результатам рассмотрения всех вариантов комиссия выбрала земельный участок, расположенный на территории Сосновского сельского поселения в районе д.Ольховочка. Данный участок был нанесен на схему территориального планирования Чайковского муниципального района. Однако при рассмотрении на Земском собрании 23.12.2009 г. вопроса об утверждении схемы территориального планирования депутаты отклонили место расположения полигона ТБО в д.Ольховочка ввиду удаленности от основного источника отходов г.Чайковского.

Распоряжением главы Чайковского муниципального района от 04.02.2010 г. №43-р создана комиссия по определению места расположения полигона ТБО, которая рассмотрела ранее выбранные варианты, а также продолжалась работа по поиску новых вариантов размещения полигона ТБО по возможности осуществления перевода защитных лесов зеленой зоны в земли промышленности.

В апреле 2008 г. администрация Чайковского муниципального района обратилась к депутату Государственной Думы Федерального собрания РФ *.*. Медведеву, Министру природных ресурсов РФ Трутневу *.*. с предложением о внесении изменений в ст.11 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», поскольку на основании данной статьи перевод защитных лесов зеленых зон был невозможен.

Федеральным законом «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 14.03.2009 г. №32-ФЗ данное изменение было принято.

Но этим же законом в Лесной кодекс РФ внесено изменение согласно которому «изменение лесопарковых зон, зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается».

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 г. №1007 утверждено «Положение об
определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон», согласно которому при изменении границ зеленых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества либо на территории ближайших лесничеств.

Решением Земского собрания от 28.07.2010 г. главе Чайковского муниципального района рекомендовано обратиться к Президенту Российской Федерации о возможности строительства полигона твердых бытовых отходов в районе Сутузово. Обращения были направлены в Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу и в Агентство по природопользованию Пермского края, получены соответствующие разъяснения о возможности перевода защитных лесов в земли других категорий.

Проведение данных работ является компетенцией субъекта Российской Федерации. Администрация изыскивает варианты решения вопроса о финансировании разработки проекта изменения границ зеленой зоны. Проект должен быть согласован Федеральным Агентством лесного хозяйства. После утверждения проекта изменения границ зеленых зон необходимо внести изменения в Государственный реестр.

26.10.2010 г. администрацией Чайковского района сделан запрос в Пермский филиал ФГУП «Рослесинфорг» о стоимости работ по разработке проекта по изменению границ защитных лесов категории «зеленая зона». После перевода зеленой зоны защитных лесов в эксплуатационные появится возможность перевода их в земли промышленности. Перевод осуществляе Правительства РФ при условии предоставления пакета документов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий».

Сколько времени потребуется для проведения вышеуказанных работ и согласований определить невозможно, но в любом случае, не один год, как заявляет прокурор.

Доводы прокурора, что Администрация Чайковского муниципального района в
решении этого вопроса бездействует, не соответствуют действительности.

Прекращение эксплуатации полигона ТБО противоречит общественным интересам, поскольку не введен в эксплуатацию новый полигон. Действующий полигон ТБО – это единственное место в городе для складирования отходов. Прекращение его эксплуатации повлечет экологическую катастрофу. Доказательств, что эксплуатация полигона ТБО причиняет вред или может причинить в будущем вред здоровью граждан, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор не представил. Прокурорская проверка по заявлениям граждан не проводилась. Доказательства, что возгорание на свалке происходило по вине МУП «Спецавтохозяйство», отсутствуют.

Представители ответчика кроме того, указали, что Постановлением Правительства Пермского края разработана долгосрочная целевая программа «Обращение с отходами потребления на территории Пермского края на 2011 – 2015 годы», согласно которой Чайковско-Чернушинский узел включен в организацию семи мусороперерабатывающих комплексов, в составе которого предусмотрено строительство полигона захоронения твердых бытовых отходов, образуемых на территории Пермского края за счет бюджета субъекта РФ.

Представитель ответчика МУП «Спецавтохозяйство» по доверенности Храмцов *.*. не признал иск, пояснил, что предметом рассмотрения спора является закрытие существующего полигона ТБО, что не представляется возможным, поскольку иной альтернативы размещения бытовых отходов в городе и районе нет и в ближайшие пять лет не предвидится, что убедительно доказано представителями администрации. Следует учесть, что нормы Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в частности, п.5 ст.12, на которую ссылается прокурор, не распространяются на уже действующие объекты, каким является городская мусоросвалка, существующая с 1966 года. В 2004 году Постановлением Пермского края определены границы населенного пункта, без учета, что в эти границы попадает действующий полигон ТБО. Кроме того, лицензией предприятия разрешено накопление и размещение отходов производства. Захоронением отходов
предприятие не занимается. Деятельность полигона ТБО регулярно подвергается мониторингу, вредного воздействия на окружающую среду не установлено. Нарушения в деятельности, за которые МУП «Спецавтохозаяйство» привлечено к административной ответственности, не являются основаниями для прекращения деятельности полигона ТБО. Возгорание мусора летом 2010 г. на свалке имело место в результате действий посторонних лиц, о чем было заявлено в ОВД для возбуждения уголовного дела. Предприятие постоянно совершенствует деятельность полигона ТБО для обеспечения технологического цикла утилизации отходов, ведутся работы по выработке грунта, вырыт котлован, установлено ограждение.

Третье лицо Южный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, поддержал иск и ранее данные пояснения, из которых следует, что летом 2010 г. произошло возгорание мусора на полигоне ТБО, что повлекло многочисленные жалобы населения пос.Завьялово. Причиной возгорания послужило нарушение технологического цикла по изоляции отходов, каждый слой которых должен посыпаться грунтом. Поступали жалобы жителей, что по всей санитарно-защитной зоне разносится мусор. Мусоросвалка оказалась в пределах городской застройки, что недопустимо. Безусловно, строительство нового полигона ТБО дорогостоящее и очень сложное мероприятие, но Решение суда с установлением определенного срока подтолкнет к решению этого вопроса.

Заслушав стороны, допросив свидетелей, оценив письменные доказательства по делу, суд удовлетворяет иск.

В соответствии со ст.80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Согласно ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску
о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельность вреда.

Согласно ст.34 Закона РФ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с ч.5 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. (в ред. Федерального закона от 08.11.2008 №196-ФЗ)

Согласно статье 1 этого же закона, под захоронением понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Объект для размещения отходов представляет собой специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.13 ФЗ)

Решением Исполкома Пермского областного Совета депутатов трудящихся №250 «З» от 18.05.1966 г. разрешено Чайковскому горисполкому произвести отвод земель Чайковскому горкомхозу под строительство городской мусоросвалки, выдан акт на право пользования землей (л.д.162, 178-180)

Согласно паспорту объекта для размещения твердых бытовых отходов с 15.06.1999 г. владельцем городского полигона ТБО является МУП «Спецавтохозяйство».

Согласно лицензии от 08.09.2008 г., МУП «Спецавтохозяйство» осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (л.д.164)

Городская свалка, являясь объектом для размещения отходов, разрешенная органами исполнительной власти территория для размещения отходов, но не обустроенная в соответствии со СНиП, подлежит обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.

Законодательным Собранием Пермской области 18.11.2004 г. принят Закон «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований административной территории города Чайковского Пермского края», в результате чего городская мусоросвалка оказалась в черте города, с южной стороны Завьяловского района (л.д.40-42)

Жители Завьяловского района обращаются с многочисленными жалобами в различные инстанции на нарушение их права на благоприятную окружающую среду в результате функционирования полигона ТБО в непосредственной близости от их домов.

(л.д.60-83 т.2)

Свидетели Ломовцев *.*., Барановский *.*. пояснили, что их жилые дома расположены на расстоянии примерно 800 метров от городской свалки. Свидетели опровергли утверждения представителя МУП «Спецавтохозайство», что их дома являются самовольной постройкой, право собственности зарегистрировано в ЕГРП. Последние два года происходят постоянные возгорания на свалке, 20 марта 2011 года снова был пожар. Дым, мусор разносятся по всей территории, что значительно осложняет их жизнь, влияет на здоровье.

Свидетель Ломовцев *.*., бывший директор МУП «Спецавтохозяйство», кроме того, пояснил, что действующий полигон ТБО, введенный в действие в 1966 году как городская мусоросвалка, эксплуатируется с нарушениями санитарных норм и правил, не обустроен по нормам полигона ТБО. До настоящего времени нет ограждения, не определена санитарно-защитная зона, не определено место под строительство нового полигона, не согласован акт выбора земельного участка.

Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется.

Таким образом, достоверно установлен факт, что размещение отходов на полигоне ТБО осуществляется на территории городского поселения, нарушает Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», согласно которому ст.11 каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью…, что не допускается п.5 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и является безусловным основанием для прекращения эксплуатации полигона ТБО на территории городского поселения.

Возражения против иска представители ответчика обосновывали тем, что спорный объект является городской мусоросвалкой и на него не распространяются требования законодательства, применяемые к полигонам ТБО. Что на объекте не происходит захоронение отходов, а осуществляется деятельность по завозу, размещению, прессовке, отсыпке грунтом отходов.

Суд критически оценивает эти доводы.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены понятия «размещение отходов» - это хранение и захоронение отходов, «хранение отходов» - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, «захоронение отходов» - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду ( в ред.Федерального закона от 30.12.2008 №309-ФЗ).

При этом под объектом размещения (хранения, захоронения) отходов законодателем понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Действующее законодательство не содержит такого понятия как «мусоросвалка».

Несмотря на то, что в 1966 году спорный земельный участок был предоставлен под городскую мусоросвалку, Постановлением Главы Чайковского муниципального района №532 от 07.04.2008 г. утвержден проект границ и предоставление МУП «Спецавтохозяйство» земельных участков, расположенных в южной части Завьяловского района г.Чайковского, с разрешенным использованием – земельные участки полигонов промышленных и бытовых отходов (л.д.15)

С разрешенным использованием «земельные участки полигонов промышленных и бытовых отходов» эти земельные участки поставлены на кадастровый учет (л.д.9-14)

МУП «Спецавтохозяйство» осуществляет деятельность согласно лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (л.д.164)

Технологической картой подтверждается, что прием, складирование и изоляция твердых бытовых отходов осуществляется на полигоне ТБО (л.д.169-173)

Таким образом, мусоросвалка впоследствии преобразована в полигон ТБО, под который отведен ранее использовавшийся под мусоросвалку земельный участок, на котором ведется деятельность по размещению отходов, которая включает хранение и захоронение.

Материалами дела подтверждается, что этот вид деятельности осуществляется с несоблюдением санитарно-эпидемиологических требований.

В деле имеются договоры, заключенные МУП «Спецавтохозяйство» с Центром гигиены и эпидемиологии в Пермском крае 2009-2010 гг., на проведение микробиологических исследований, протоколы лабораторных испытаний, программа производства работ, согласно проекту мониторинга влияния городского полигона ТБО на окружающую среду, из которых следует, что превышения предельно допустимых норм не допущено. (л.д.149-157)

Однако, юридическое лицо МУП «Спецавтохозяйство» и его руководитель неоднократно привлекались к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, допущении возгораний (л.д.18-26)

Изложенное подтверждает, что нахождение полигона ТБО, каким в настоящее время является городская мусоросвалка, в границах городского поселения, размещение отходов в виде их хранения и захоронения, запрещается действующим законодательством. Поэтому суд возлагает обязанность на Администрацию Чайковского муниципального района Пермского края, муниципальное унитарное предприятие «Специализированное автомобильное хозяйство» прекратить эксплуатацию полигона для твердых бытовых отходов, расположенного с южной стороны Завьяловского района г.Чайковского Пермского края, в границах существовавших ранее земельных участков с кадастровыми номерами 59:12:0010576:3, 59:12:0010572:9, 59:12:0010572:10.

К вопросам местного значения муниципального района Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Не смотря на то, что Администрацией Чайковского муниципального района начиная с 1997 года ведутся работы по выбору земельного участка для размещения полигона ТБО, разработке проектно-сметной документации, (л.д.65-134),

до настоящего времени строительство нового полигона ТБО с соблюдением законодательства и санитарно-эпидемиологических требований не начато.

Поэтому суд возлагает обязанность на Администрацию Чайковского муниципального района Пермского края организовать деятельность по утилизации и переработке твердых бытовых и промышленных отходов на территории Чайковского муниципального района Пермского края в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Прокурор просил установить срок исполнения обязательств – 1 год, но конкретными расчетами и доказательствами реальность этого срока не подтвердил.

Ответчики, возражая против такого срока, также не назвали, в какой предельно допустимый срок могут устранить нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Суд полагает возможным принять Решение об установлении срока исходя из следующего:

Проектом мониторинга влияния городской свалки твердых бытовых отходов г.Чайковского на окружающую среду, разработанным ОАО «Галургия» в 2002 году, (л.д.190-192), установлено, что существует принципиальная возможность продолжения эксплуатации объекта в течение 15 лет при условии его реконструкции и обустройства по нормативам полигонов ТБО для обеспечения требований экологической безопасности. Определенный срок истекает в 2017 году.

Согласно долгосрочной целевой программе «Обращение с отходами потребления на территории Пермского края на 2011-2015 годы», участниками которой являются органы местного самоуправления г.Чайковского, планируется ввод в эксплуатацию 1 очереди полигона ТБО в г.Чайковском к концу срока реализации программы. Все свалки, не отвечающие нормативным требованиям, должны быть закрыты и рекультивированы до 2017 года. (л.д.197-215)

Поэтому суд устанавливает срок для исполнения названных обязательств до 2015 года, поскольку в данный срок планируется открытие первой очереди нового полигона ТБО и прекращение деятельности существующего полигона ТБО не повлечет негативных последствий, в виде, как предполагают ответчики, экологической катастрофы.

Руководствуясь ст.192-198 ГПК РФ,

Решил:

Обязать Администрацию Чайковского муниципального района Пермского края организовать деятельность по утилизации и переработке твердых бытовых и промышленных отходов на территории Чайковского муниципального района Пермского края в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Обязать Администрацию Чайковского муниципального района Пермского края, муниципальное унитарное предприятие «Специализированное автомобильное хозяйство» прекратить эксплуатацию полигона для твердых бытовых отходов, расположенного с южной стороны Завьяловского района г.Чайковского Пермского края, в границах существовавших ранее земельных участков с кадастровыми номерами 59:12:0010576:3, 59:12:0010572:9, 59:12:0010572:10.

Установить срок исполнения обязательств – до 2015 года.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в 10-дневный срок со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья