Решения районных судов

О признании незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся. Решение от 13 сентября 2010 года № 2-4420/10. Хабаровский край.

Центральный районный суд г.Хабаровска Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Губановой *.*.,

при секретаре Ткачевой *.*.,

с участием:

представителя заявителя Шаталовой *.*.,

представителя министерства ЖКХ Хабаровского края Фроловой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Поповой Татья к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма из государственного жилищного фонда края и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма из государственного жилищного фонда Хабаровского края,

Установил:

Поповой *.*. обратилась в суд с заявлением к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным отказ в постановке на учет
в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма из государственного жилищного фонда края и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма из государственного жилищного фонда Хабаровского края. В обоснование заявленных требований указала, что Решением судьи Мазановского районного народного суда Амурской области от ______ года Аксютик Натал и Фоки Ф.И.О. были лишен родительских прав в отношении детей - Аксютик Е,Г, Аксютик А.Г, Аксютик *.*., Аксютик *.*. С 1993 года она воспитывалась в детском доме, а впоследствии в школе интернате N5 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п.2 СТ.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма представляются вне очереди. Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий регулируется Приказом Министерства регионального развития РФ от ______ года N2 18. Также дополнительной гарантией прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязанностям субъектов РФ. Реализуя свои жилищные права в апреле 2010 года в адрес Министерства жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края ею был направлен пакет документов, необходимый
для постановки её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вне очереди. Претензий по недостаточности собранных документов ей никто не предъявлял. Однако, ______ года Министром ЖКХ Хабаровского края Литвинчук *.*., было вынесено распоряжение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. При этом причиной отказа послужил тот факт, что за ней закреплено жилое помещение и не предоставлены документы, предусмотренные ч.2 ст. 14 Закона Хабаровского края от ______ года N2304. Указанное распоряжение ею было получено через почтовое отделение ______ года. Статья 8 указанного Закона предусматривает что дети, находящиеся под опекой, к категории которых она относится, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно документов, которые она предоставляла в Министерство ЖКХ, жилой дом по адресу:......, для проживания не пригоден, так как находится в аварийном состоянии и опасен для её жизни и жизни её семьи. Учитывая все обстоятельства, считант, что Распоряжение от ______ года незаконно, необоснованно и ущемляет её конституционные права на получение жилья. В настоящее время она и члены её семьи вынуждены снимать жилые помещения для проживания, нести большие расходы по оплате найма жилого помещения, что ставить её и членов её семьи
в затруднительное материальное положение. В связи с этим просит признать незаконным и нарушающим права Распоряжение Министра Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Литвинчук *.*. от ______ года N2 246-р об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма из государственного жилищного фонда края, и обязать министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края принять Решение о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Заявитель, извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыла.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель министерства ЖКХ Хабаровского края заявленные требовании не признала и пояснила, что причиной отказа послужило закрепление жилого помещения за Аксютик *.*. (Поповой) на основании постановления главы администрации Маза­новского района Амурской области от ______ ______, а также не пред­ставление документов, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Закона Хабаровского края от ______ ______ «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае». Согласно ст. 8 Федерального закона от ______ года ______ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечи­тельством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на
весь период пребывания в образовательном учреждении или учре­ждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленно­го жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учре­ждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами ис­полнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. За несовершеннолетней Аксютик *.*. п. 2 постановления главы адми­нистрации Мазановского района от ______ ______а «Об устройстве несо­вершеннолетних» закреплено жилое помещение по адресу:...,... Актом обследования сохранности жилья от ______ г., утвержденно­го Главой Новокиевского сельсовета установлено, что закрепленное жилье не сохранено и проживание в нем не возможно. Факт не сохранения закрепленного жилья не влечет за собой обязательств по принятию истца на учет в качестве нуждающейся в жилом поме­щении муниципального жилищного фонда как относящейся к лицам из чис­ла детей, оставшихся без попечения родителей. В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от ______ года N 2 «О практике применения судами жилищного законодательства» разъяснена обязанность органов местного самоуправления обеспечивать вне очереди жилой площадью детей, возвратившихся из детских учреждений либо от родственников, опекунов, попечителей, если жилое помещение, в ко­тором они проживали,
заселено другими гражданами или вселение в него стало невозможным по иным причинам. В случае отказа в предоставлении жилой площади Верховный Суд СССР рекомендует детям-сиротам предъяв­лять соответствующее требование в суд для защиты своего права на жилье. Федеральным Законом от ______ ______ФЗ «О дополнительных га­рантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей» не предусмотрены исключения, позволяющие предоста­вить жилье лицам, оставшимся без попечения родителей, за которыми было закреплено жилое помещение. Согласно п.2 ст. 4 Закона Хабаровского края от ______ ______ «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» орган исполнительной власти края, осуще­ствляющий полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, в случае передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство), в том числе в прием­ную семью, в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ве­дет учет и обеспечивает сохранность принадлежащих им жилых помеще­ний. Охрана имущественных прав подопечных предполагает не только бережное отношение к их собственности, но и принятие мер к сохранно­сти этого имущества. В случае признания закрепленного жилого помещения в установлен­ном порядке непригодным для проживания Попова *.*. имеет право на обес­печение жилым
помещением не как ранее имевшая статус лица из числа де­тей, оставшихся без попечения родителей, а как гражданин, жилое помеще­ние которого признано непригодным для проживания. В соответствии со ст.87 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае признания непригодным для проживания жилого помещения, занима­емого по договору социального найма, наймодатель предоставляет гражда­нину другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Таким образом, орган местного самоуправления обязан предоставить истице другое жилое помещение во внеочередном порядке, в соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Истец, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ______ года ______ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной под­держке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не отно­силась к категории лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещени­ем, так как за ней было закреплено жилое помещение. Кроме того заявителем не представлены документы, предусмотренные ч. 2 ст.14 Закона Хабаровского края от ______ ______ «О жилищных пра­воотношениях в Хабаровском крае», а именно: свидетельство о рождении Аксютик *.*., документы, подтверждающие факт проживания в жилом поме­щении (копия лицевого счета, копия поквартирной карточки), справка от КГУП «Хабкрайинвентаризация» об отсутствии или наличии жилых поме­щений в собственности гражданина. Таким образом, ввиду отсутствия у истца правовых осно­ваний быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении
муниципального жилищного фонда, просит отказать истцу в удовлетворе­нии исковых требований.

Выслушав пояснение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В судебном заседании установлено, что Попова *.*. (Аксютик *.*.) находясь в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Данный факт не оспаривался представителем Министерства ЖКХ Хабаровского края и подтвержден документально. Так, Решением Мазановского районного народного суда Амурской области от ______ года родители заявительницы - Аксютик Натал и Фоки Ф.И.О. были лишен родительских прав в отношении детей, в том числе и Аксютик *.*. С 1993 года Попова *.*. воспитывалась в детском доме, а впоследствии в школе интернате N5 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Причиной отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении послужило закрепление жилого помещения за Аксютик *.*. (Поповой) на основании постановления главы администрации Маза­новского района Амурской области от ______ ______, а также не пред­ставление документов, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Закона Хабаровского края от ______ ______ «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае».

Разрешая заявленные Поповой *.*. требования об оспаривании отказа министерства ЖКХ в постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд полагает, что предметом судебного исследования в данном случае являться соответствие такого отказа требованиям действующего законодательства.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ______ года
______ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечи­тельством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учре­ждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленно­го жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учре­ждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами ис­полнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

За несовершеннолетней Аксютик *.*. Постановлением главы адми­нистрации Мазановского района от ______ ______а «Об устройстве несо­вершеннолетних» закреплено жилое помещение. Из предостваленных самой заявительнице справок следует, что за Поповой *.*. закреплялось жилое помещение, расположенное по адресу:...

Актом обследования сохранности жилья от ______ г., утвержденно­го Главой Новокиевского сельсовета, установлено, что закрепленное жилье не сохранено и проживание в нем не возможно.

При этом суд признает обоснованными доводы представителя министерства ЖКХ, что факт не сохранения закрепленного жилья не влечет за собой обязательств по принятию истца на учет в качестве нуждающейся в жилом поме­щении муниципального жилищного фонда
как относящейся к лицам из чис­ла детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку Федеральным Законом от ______ ______ФЗ «О дополнительных га­рантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей» не предусмотрены исключения, позволяющие предоста­вить жилье лицам, оставшимся без попечения родителей, за которыми было закреплено жилое помещение.

Так, в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от ______ года N 2 «О практике применения судами жилищного законодательства» разъяснена обязанность органов местного самоуправления обеспечивать вне очереди жилой площадью детей, возвратившихся из детских учреждений либо от родственников, опекунов, попечителей, если жилое помещение, в ко­тором они проживали, заселено другими гражданами или вселение в него стало невозможным по иным причинам.

Согласно п.2 ст. 4 Закона Хабаровского края от ______ ______ «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» орган исполнительной власти края, осуще­ствляющий полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, в случае передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство), в том числе в прием­ную семью, в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ве­дет учет и обеспечивает сохранность принадлежащих им жилых помеще­ний.

При этом, охрана имущественных прав подопечных предполагает не только бережное отношение к их собственности, но и принятие мер к сохранно­сти этого имущества.

В случае признания закрепленного жилого помещения в установлен­ном порядке непригодным для проживания Попова *.*. имеет право на обес­печение жилым помещением как гражданин, жилое помеще­ние которого признано непригодным для проживания.

В соответствии со ст.87 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае признания непригодным для проживания жилого помещения, занима­емого по договору социального найма, наймодатель предоставляет гражда­нину другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Таким образом, суд пришел к выводу, что министретсво ЖКХ хабаровского края обоснованно отказало Поповой *.*. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку Попова *.*. в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ______ года ______ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной под­держке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не отно­силась к категории лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещени­ем, так как за ней было закреплено жилое помещение.

Кроме того обоснованно министерство ЖКХ Хабаровского края в обоснование отказа указало и на непредставление заявителем документов, предусмотренных ч. 2 ст.11 Закона Хабаровского края от ______ ______ «О жилищных пра­воотношениях в Хабаровском крае», а именно: свидетельство о рождении Аксютик *.*., документы, подтверждающие факт проживания в жилом поме­щении (копия лицевого счета, копия поквартирной карточки), справка от КГУП «Хабкрайинвентаризация» об отсутствии или наличии жилых поме­щений в собственности гражданина, поскольку обязанность предоставления всех необходимых документов возложена на лицо, обратившееся с заявлением о постановке на учет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Поповой Татья к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма из государственного жилищного фонда края и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма из государственного жилищного фонда Хабаровского края, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска суд в течение 10 суток с момента его вынесения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения – 17.09.2010 г.

Судья *.*. Губанова