Решения районных судов

Об обязании осуществить строительство железнодорожного переезда и пешеходного перехода через железнодорожные пути общего пользования. Решение от 25 февраля 2011 года № 2-287/11. Хабаровский край.

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Королевой *.*.,

при секретаре Сепик *.*.,

с участием:

представителя истца старшего помощника Дальневосточного транспортного прокурора ФИО6,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании осуществить строительство железнодорожного переезда и пешеходного перехода через железнодорожные пути общего пользования в сельском поселении <адрес>,

Установил:

И.о. Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании строительства железнодорожного переезда в сельском поселении <адрес>, мотивируя свои требования тем, что Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратурой
проведена проверка по обращению гражданина ФИО3 об отсутствии железнодорожного переез­да в сельском поселении <адрес>, в хо­де которой установлено следующее. Железнодорожный путь Дальневосточной железной дороги, находящийся на балансе Комсомольского отделения дороги лежит через <адрес> разделяя насе­ленный пункт. В связи с чем, отсутствует возможность безопасно передвигаться через железнодорожный путь, проезд транспортных средств, в том числе и экс­тренных служб не возможен, так как на данном отрезке железнодорожного пути отсутствует пешеходный переход и железнодорожный переезд. Ранее, для перехода через железнодорожные пути использовался необорудо­ванный пешеходный переход. Руководством Комсомольского отделения дороги ДВОСТжд - филиала ОАО «РЖД» необорудованный пешеходный переход де­монтирован и в настоящее время отсутствует, другой возможности пересечения железнодорожных путей на данном участке нет. Согласно ответа № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Комсомольского отделения дороги ДВОСТжд - филиала ОАО «РЖД» ФИО4, в полосе отвода желез­нодорожного пути в районе <адрес> и <адрес>ёрной, автомобильная дорога, же­лезнодорожные переходы и переезды, а также объездной путь отсутствуют. В соответствии с п.2.4 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переез­дов (ЦП-566 от 1998г.), открытие переезда 4 категории допускается с разрешения начальника Дальневосточной железной дороги (далее ДВОСТжд) - филиала ОАО «РЖД» по согласованию с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, органом управления автомобильной дорогой и организацией содержа­щей автомобильную дорогу. Отсутствие железнодорожного перехода и переезда в <адрес>, возможно­сти безопасно передвигаться
через железнодорожный путь на данном участке, создает реальную угрозу жизни и здоровью не только жителям поселения Гайтер, но и неопределенному кругу лиц, что противоречит Федеральному законодатель­ству «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». В статье 1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Россий­ской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ, записаны основные принципы функционирования железнодорожного транспорта, а именно один из принципов - это безопасность и качество оказываемых услуг. В статье 2 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» записаны основные понятия, а именно инфраструктура железнодорожного транс­порта общего пользования - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодо­рожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализа­ции и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса, здания, строе­ния, сооружения, устройства и оборудование. Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - это состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного со­става и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последст­вий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - это система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами мест­ного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами
и направленных на предот­вращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жиз­ни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Земли железнодорожного транспорта - это земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорож­ного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта числе земельные участки, распо­ложенные на полосах железных дорог и охранных зонах в охранных зонах. Согласно статьи 10 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ, - проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание железно­дорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе мостов, тоннелей, железнодорожных переездов, формирование и поддержка мобилизационного потенциала отрасли, системы гражданской обороны, приобре­тение железнодорожного подвижного состава для перевозок пассажиров в поез­дах дальнего следования, вагонов специального назначения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физи­ческих и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пре­делах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещен­ных законом источников. В статье 20 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Рос­сийской Федерации» установлено, что владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодо­рожном
транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и экс­плуатации железнодорожного транспорта. Государственный Всесоюзный дорожный научно-исследовательский инсти­тут Министерства транспортного строительства разработал методику технико-экономического обоснования выбора типа пересечений, автомобильных дорог с железными дорогами. В соответствии с данной методикой принятие переезда в может быть обосновано с учетом транспортных расходов, затрат на содержание, строительной стоимости, безопасности движения и других факторов экономического и социального характера. В данном случае строительство переезда обоснованно необходимостью в целях безопасности, социальными и экономическими факторами развития сель­ского поселения Гайтер. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная центра­лизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением за­конов, действующих на территории Российской Федерации. Положения ч.3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предоставляют прокурору пра­во обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и ох­раняемых законом интересов общества и государства. Частью 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Феде­рации установлено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, ко­торый невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило заявление об изменении исковых требований, подписанные прокурором отдела Дальневосточной транспортной прокуратуры по доверенности ФИО5, из которого следует, что истец просит суд обязать ОАО «РЖД» в лице Дальневосточной железной дороги осуществить строительство железнодорожного переезда и пешеходного перехода через железнодорожные пути общего пользования в сельском поселении <адрес>.

В судебном заседании представитель истца старший помощник Дальневосточного транспортного прокурора ФИО6 исковые требования поддержала в полном объеме, настаивает на удовлетворении измененных исковых требований, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования истца не признала, представила отзыв, из которого следует, что открытие вновь железнодорожных переездов допускается лишь в исключительных случаях на основании решения владельца инфраструктуры железнодорожных путей общего пользования (руководства ОАО «Российские железные дороги») на дорогах местного значения с низкой интенсивностью движения при безусловном соблюдении требований безопасности движения и существующей технической возможности. При этом необходимо учитывать требования приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов)», согласно которого инициатору обращения необходимо представить материалы, содержащие технико-экономическое обоснование необходимости открытия железнодорожного переезда, а также схемы организации дорожного движения транспортных средств, включающие ближайшие железнодорожные переезды. При этом необходимы положительные заключения (согласования) следующих государственных структур: Федерального агентства
железнодорожного транспорта либо соответствующих территориальных органов; Федерального дорожного агентства либо соответствующих учреждений, на участке автомобильных дорог которых предполагается открытие железнодорожных переездов; Федеральной службы по надзору в сфере транспорта либо соответствующих территориальных органов; органов управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо соответствующих органов местного самоуправления. Строительство жилых домов по <адрес> производилось в начале 1990-х годов без решения проблемы транспортного сообщения и санкционирования пересечения железнодорожного пути в с железной дорогой и органами ГАИ (ГИБДД). В настоящее время на данной улице проживает около десяти семей. В соответствии ст. 1,2,21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» функционирование железнодорожного транспорта должно осуществляться исходя из принципов обеспечения безопасности оказываемых услуг. Под обеспечением безопасности движения понимается система мер, направленная на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни и здоровью граждан. Согласно условий плана и профиля существующего железнодорожного пути в районе <адрес> не обеспечиваются условия безопасности транспортных потоков, видимость с восточной стороны недостаточна, составляет не более 300 метров, для устройства пересечения железной и автомобильной дорог в необходимо ограничить скорости движения железнодорожного транспорта и, соответственно, пропускную способность железной дороги, что противоречит перспективе развития Ванинского и Советско-Гаванского транспортных узлов. В ближайшей перспективе на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань будет
обращаться более 70 грузовых поездов в обоих направлениях. Вопрос оборудования в соответствии установленных требований безопасности и технической оснащенности пешеходного перехода через железнодорожные пути инженерными сооружениями и информационными системами (в т.ч. автоматической сигнализацией) требует значительных материальных затрат, разработки и реализации специальных проектных решений. В целях обеспечения безопасности возрастающих транспортных потоков, предупреждения травматизма на транспортных объектах, наиболее приемлемым Решением вопроса обеспечения транспортного сообщения в поселении Гайтер железная дорога считает строительство подходов автодороги с отдельными пешеходными зонами и оборудованием через магистральные железнодорожные пути путепроводной развязки в разных уровнях и обращается с просьбой к администрации района принять участие в решении вопроса с включением его в повестку дня заседания правительства <адрес> и привлечением на эти цели средств заинтересованных организаций, регионального и федерального бюджетов. Строительство пешеходного перехода также не возможно по вышеуказанным основаниям. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

В судебное заседание третьи лица: МО «Комсомольский муниципальный район» <адрес>, Администрация Гайтерского сельского поселения Комсомольского муниципального района не явились, о времени и месте рассмотрения данного дела извещены надлежащим образом. Представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав пояснения сторон, консультацию специалиста, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению гражданина ФИО3 об отсутствии железнодорожного переез­да в сельском поселении
<адрес>, в хо­де которой установлено следующее. Железнодорожный путь Дальневосточной железной дороги, находящийся на балансе Комсомольского отделения дороги лежит через <адрес> разделяя насе­ленный пункт. В связи с чем, отсутствует возможность безопасно передвигаться через железнодорожный путь, проезд транспортных средств, в том числе и экс­тренных служб не возможен, так как на данном отрезке железнодорожного пути отсутствует пешеходный переход и железнодорожный переезд. Ранее, для перехода через железнодорожные пути использовался необорудо­ванный пешеходный переход. Руководством Комсомольского отделения дороги ДВОСТжд - филиала ОАО «РЖД» необорудованный пешеходный переход де­монтирован и в настоящее время отсутствует, другой возможности пересечения железнодорожных путей на данном участке нет.

Согласно требований действующего нормативного документа СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Автомобильные дороги», утвержденного Госстроем СССР:

«5.16. Пересечения автомобильных дорог IV и V категорий с железными дорогами следует проектировать в разных уровнях из условий обеспечения безопасности движения при: расположении пересекаемых железных дорог в выемках, а также в случаях, когда не обеспечены нормы видимости согласно п. 5.17:

На неохраняемых пересечениях автомобильных дорог с железными дорогами в должна быть обеспечена видимость, при которой водитель автомобиля, находящегося от переезда на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки мог видеть приближающийся к переезду поезд не менее чем за 400 м. а машинист приближающегося поезда мог видеть середину переезда на расстоянии не менее 1000 м.»

Аналогичные требования изложены
в СНиП 32-01-95 «Железные дороги колеи 1520мм», утвержденных Госстроем России:

«8.1 Пересечения с автомобильными дорогами IV-V категорий устраивают в 2 разных уровнях, если:

железная дорога проложена в выемке, а также если на переезде не смогут быть обеспечены требования видимости согласно СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85.

При видимости пересечений железных дорог с автомобильными должны выполняться также требования СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85. Переезды должны быть оборудованы средствами, обеспечивающими безопасность движения автотранспорта».

Аналогичные требования обозначены в строительно-технических нормах МПС России СТН Ц 01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм»:

«11.4. Пересечения железных дорог с остальными автомобильными дорогами надлежит предусматривать в разных уровнях в случаях:

если железная дорога проложена в выемке, а также в случае, когда на переезде не могут быть обеспечены нормы видимости согласно требованиям СНиП ДД.ММ.ГГГГ—85. и в других случаях, когда требуется охрана переезда. При проектировании пересечений в разных уровнях железных и автомобильных дорог следует рассматривать возможность и целесообразность использования для этих целей водопропускных искусственных сооружений при соответствующих изменениях их конструкций, регламентированных в п. 8.9, и безусловном обеспечении необходимых подмостовых габаритов».

В судебном заседании специалист ФИО7 пояснил, что характеристика железнодорожного пути в предлагаемом администрацией поселения Гайтер для рассмотрения месте обустройства железнодорожного переезда (32 км ПК 2) следующая: На участке 32 км ПК 1-2 путь расположен в выемке, на 32 км ПК 3-4 - в кривой, где не обеспечиваются требуемые видимости, которая составляет от 300 до 400 м. На 32 км ПК 5 расположен железнодорожный мост. Установленная скорость движения поездов - до 60 км/час. Согласно требований действующих нормативных документов: СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Автомобильные дороги», утвержденного Госстроем СССР; СНиП 32-01-95 «Железные дороги колеи 1520мм», утвержденных Госстроем России; строительно-технических нормах МПС России СТН Ц 01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм», строительство пересечения железнодорожного пути автомобильной дорогой (железнодорожного переезда) в предлагаемом месте исходя из требований безопасности движения невозможно, аналогичные требования предъявляются и к строительству пешеходного перехода.

В соответствии с распоряжением Президента ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №р, приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ открытие железнодорожных переездов IV категории допускается лишь в исключительных случаях непосредственно руководством ОАО «Российские железные дороги» на малодеятельных участках (если нет возможности найти иное Решение) при наличии обязательного согласования с Государственной автомобильной инспекцией (ГИБДД), органами государственного железнодорожного надзора, Федерального агентства железнодорожного транспорта (РОСЖЕЛДОР) и ряда других организаций.

Для обеспечения устойчивого автомобильного сообщения жителей <адрес> технически возможны только следующие варианты:

Разработка за счет средств заинтересованной организации проекта реконструкции и приведения к нормативным требованием автодороги, связывающей различные части поселения Гайтер с рассмотрением возможности в соответствии СТНЦ 01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм» устройства проезда автотранспорта под мостом на 32 км ПК 5 (обследования моста на предмет проведения необходимых работ по расширению и углублению русла, других мер для обеспечения условий безопасного и беспрепятственного движения автомобильного транспорта под железнодорожным мостом), и строительства автодороги от данного моста до домов по <адрес>.

Вариант восстановления ранее существовавшей автодороги от <адрес> до существующего автомобильного проезда в разных уровнях под автомобильным мостом, оборудованного на станции Гайтер на 28 км ПК 2.

Строительство путипроводной развязки непосредственно через железнодорожные пути на 32 км ПК 2через железнодорожные пути в разных уровнях.

Автодорожные путепроводы являются неотъемлемой составляющей частью автомобильных дорог, проектируются и строятся по планам и программам развития федеральной автодорожной сети. Строительство автодорожных путепроводных развязок (в том числе и движение автотранспорта под железнодорожными мостами), также как и другие вопросы развития федеральной, региональной и муниципальной сети автомобильных дорог программами ОАО «Российские железные дороги» не предусматриваются. Руководство железной дороги никогда не препятствовало желанию заинтересованных местных администраций, органов управления субъектов федерации, автодорожных организаций, других заинтересованных структур в части строительства путепроводных развязок в разных уровнях через железнодорожные пути или реконструкции для этих целей существующих инженерных сооружений и готова выдать заказчикам технические условия для их проектирования.

Таким образом суд приходит к выводу, что осуществить строительство железнодорожного переезда и пешеходного перехода через железнодорожные пути общего пользования в сельском поселении <адрес> невозможно в силу природных особенностей местности.

На основании вышеизложенного суд полагает, что требования истца не обоснованы и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований и.о. Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании осуществить строительство железнодорожного переезда и пешеходного перехода через железнодорожные пути общего пользования в сельском поселении <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти дней через данный суд со дня изготовления мотивированного решения суда.

Дата изготовления мотивированного решения 02 марта 2011 года.

Председательствующий (подпись)

Копия верна: Судья Королева *.*.