Решения районных судов

Об оспаривании решений органов местного самоуправления.. Решение от 15 февраля 2011 года №. Алтайский край.

Целинный районный суд Алтайского края в составе судьи Магель *.*.

при секретаре Кудериной *.*.

с участием и *.*.

представителей ответчиков Гончарова *.*.

Толстопят *.*.

Сериковой *.*.

3 лица на стороне ответчика Хворова *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявл *.*. об оспаривании решений органов местного самоуправления Целинного района Алтайского края,

Установил:

Председатель постоянной депутатской комиссии по законодательству, собственности, правопорядку и вопросам местного самоуправления Целинного районного Совета депутатов Алтайс Ф.И.О. *.*. обратился в суд с требованиями о признании незаконными решений Целинного районного Совета депутатов Алтайского края от 21.12.2010 г. № 84 «О назначении публичных слушаний по проекту Устава муниципального района Алтайского края и исполнению бюджета муниципального образования Целинный район
за 2010 год» и № 85 «О порядке участия граждан в обсуждении проекта Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края и исполнения бюджета муниципального образования Целинный район за 2010 год», о признании незаконными постановлений главы района *.*. Гончарова от 27.01.2011 г. № 47 «О назначении публичных слушаний по проекту Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края» и № 48 «О порядке участия граждан в обсуждении проекта Устава муниципального образования Целинный района Алтайского края».

Кроме того, истец просит обязать Целинный районный Совет депутатов Алтайского края отменить решения № 84 и № 85 от 21.12.2010 г., признать незаконным официальное опубликование в Целинной муниципальной общественно-политической газете «Восток Алтая» № 4 от 04.02.2011 г. изменений в Устав Муниципального образования Целинный район Алтайского края, Отчета об исполнении бюджета муниципального образования за 2010 год; обязать главу Целинного района Алтайского края Гончарова *.*. (инициатора публичных слушаний) устранитьв полном объеме допущенное нарушение прав граждан, жителей Целинного района Алтайского края, препятствующее к осуществлению *.*. и жителей Целинного района Алтайского края на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления в форме публичных слушаний, путем отмены постановлений от 27.01.2011 г. № 47 и № 48; обязать главу Целинного района Алтайского края Гончарова *.*. назначить публичные слушания по проекту Устава муниципального района Алтайского края
и исполнению бюджета муниципального образования Целинный район за 2010 год в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), ст.ст. 254-258 ГПК РФ, Уставом муниципального образования Целинный район Алтайского края, Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в Целинном районе.

В обоснованность истец сослался на то, что 21 декабря 2010 года состоялась двадцать вторая очередная сессия пятого созыва Целинного районного Совета депутатов Алтайского края, на которой депутаты по инициативе главы района рассмотрели вопрос «О назначении публичных слушаний по проекту Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края и исполнению бюджета муниципального образования Целинный район за 2010 год» и «О порядке участия граждан в обсуждении проекта Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края и исполнения бюджета муниципального образования Целинный район за 2010 го *.*., как председателем комиссии по законодательству, собственности, правопорядку и вопросам местного самоуправления Целинного районного Совета депутатов, было предложено снять с рассмотрения названные вопросы, так как Целинный районный Совет депутатов Алтайского края с инициативой о проведении публичных слушаний по проекту Устава Муниципального образования Целинный район Алтайского края не выступал, проект Устава по внесению изменений на комиссиях Целинного районного Совета депутатов и вопрос назначения публичных слушаний
по нему не рассматривался. Несмотря на это, депутаты большинством голосов проголосовали за проект названных решений.

Истец полагает, что, назначив публичные слушания по инициативе главы района, Целинный районный Совет депутатов Алтайского края превысил свои полномочия, которые предусмотрены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), Уставом муниципального образования Целинный район Алтайского края, Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в Целинном районе. Нарушив требования вышеназванных нормативно-правовых документов, Целинный районный Совет Алтайского края 21.12.2010 г. принял незаконные решения № 84 «О назначении публичных слушаний по проекту Устава муниципального района Алтайского края и исполнению бюджета муниципального образования Целинный район за 2010 г.» и № 85 «О порядке участия граждан в обсуждении проекта Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края и исполнения бюджета муниципального образования Целинный район за 2010 года», которые были опубликованы в Целинной муниципальной общественно-политической газете «Восток Алтая» 14 января 2011 года № 1. В этой же газете были опубликованы возраж *.*. по поводу указанных решений. В тоже время, в нарушение требований закона, проект Устава муниципального района Алтайского края и проект решения «Отчет об исполнении бюджета муниципального образования Целинный район за 2010 год» одновременно с вышеназванными решениями Целинного районного Совета
депутатов в газете опубликованы не были.

По мнению истца, с целью исправления указанных ошибок, 04.02.2011 г. в Целинной муниципальной общественно-политической газете «Восток Алтая» № 4 были опубликованы Постановления от 27.01.2011 г. № 47 и № 48 «О назначении публичных слушаний по проекту Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края» и «О порядке участия граждан в обсуждении проекта Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края», подписанные главой района *.*. Гончаровым. В этой же газете были опубликованы изменения в Устав муниципального образования Целинный район, но не проект, и отчет об исполнении бюджета муниципального образования Целинный район за 2010 год (проект).

Однако названные постановления, как Ф.И.О. *.*., также противоречат Федеральному закону и муниципальным правовым актам, являются незаконными, создают препятствия к осуществлению прав заявителя и жителей Целинного района на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления в форме публичных слушаний.

В судебном заседа Ф.И.О. *.*. уточнил заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении, просит признать оспариваемые решения Целинного районного Совета депутатов и постановления главы района незаконными и отменить их, обязать Целинный районный Совет депутатов, главу Целинного района устранить в полном объеме препятствия к осуществлению истцом и жителями района их прав и свобод по участию в местном самоуправлении путем участия в публичных слушаниях. Дополнил, что Постановления от 27.01.2011 г.
№ 47 и № 48 «О назначении публичных слушаний по проекту Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края» и «О порядке участия граждан в обсуждении проекта Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края», подписанные главой района *.*. Гончаровым, содержат информацию о дате проведения публичных слушаний 18.02.2011, то есть в рабочий день, вместе с тем, не содержат сведения о месте и времени проведения слушаний, что делает невозможным участие граждан в обсуждении проектов.

Представители ответчика, глава Целинного района Гончаров *.*. и начальник отдела по труду Администрации Целинного района Серикова *.*., в судебном заседании требования заявителя признали частично, пояснив, что обжалуемые постановления главы Целинного района являются законными как по процедуре принятия, так по форме и содержанию, принятыми в соответствии со ст.28 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и ст.8, 15 Устава МО Целинный района. Вместе с тем, представители ответчика согласны, что, не указав время и место проведения публичных слушаний, допустили нарушения п. 6 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний, чем создали препятствия к осуществлению гражданами района их прав на участие в публичных слушаниях. Официальное опубликование в муниципальной газете «Восток Алтая» № 4 от 04.02.2011 г. постановлений главы администрации Целинного района и проекта устава МО Целинный район также считают законным, так как публикация
носила оповестительный характер, и юридической силы названый проект не имеет.

Представители ответчика, председатель Целинного районного Совета депутатов Алтайского края Толстопят *.*. и Серикова *.*. требования истца признали частично, пояснив, что, действительно, Совет превысил свои полномочия, внеся в повестку сессии районных депутатов и приняв соответствующее Решение по вопросам «О назначении публичных слушаний по проекту Устава муниципального района Алтайского края» и «О порядке участия граждан в обсуждении проекта Устава муниципального района Алтайского края», в связи с тем, что инициатором проведения публичных слушаний являлся глава района, который имел право собственным Решением назначить публичные слушания. Однако полагают, что вопрос о назначении публичных слушаний по исполнению бюджета МО Целинный район за 2010 год и порядке участия граждан в обсуждении исполнения бюджета МО Целинный район за 2010 год разрешен на сессии законно, поэтому и принятое Решение опубликовано в районной газете в соответствии с Уставом МО Целинный район Алтайского края и Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний.

3 лицо на стороне ответчика, главный редактор Целинной муниципальной общественно-политической газеты «Восток Алтая» Хворов *.*. в судебном заседании пояснил, что редакция газеты «Восток Алтая» разместила на страницах газеты предоставленный органом власти материал. Из-за недостатка средств был опубликован не весь проект Устава, а лишь изменения в Устав, по которым должны были
пройти публичные слушания.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.78 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде Решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий органов местного самоуправления, должностных лиц возлагается, согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ, на орган и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия.

Судом установлено, что 21 декабря 2010 года на двадцать второй очередной сессии пятого созыва Целинного районного Совета депутатов Алтайского края большинством голосов были приняты решения № 84 «О назначении публичных слушаний по проекту Устава муниципального района Алтайского края и исполнению бюджета муниципального образования Целинный район за 2010 год» и № 85 «О порядке участия граждан в обсуждении проекта Устава муниципального района Алтайского края и
исполнению бюджета муниципального образования Целинный район за 2010 год», согласно которым публичные слушания по обсуждению проекта Устава и исполнению бюджета назначены на 18 февраля 2011 года, без указания места и времени проведения слушаний.

14 января 2011 года названные решения были опубликованы в Целинной муниципальной общественно-политической газете «Восток Алтая» за № 1 на странице 3.

14 февраля 2011 года в Целинной муниципальной общественно-политической газете «Восток Алтая» за № 4 на страницах 11-12 были опубликованы Постановления главы района *.*. Гончарова от 27.01.2011 г. № 47 «О назначении публичных слушаний по проекту Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края» и № 48 «О порядке участия граждан в обсуждении проекта Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края», а также проект изменений в Устав муниципального образования Целинный район, проект отчета об исполнении бюджета муниципального образования Целинный район за 2010 год. Содержание названных постановлений аналогично содержанию опубликованных решений Целинного районного Совета депутатов № 84 и № 85.

Вместе с тем, оспариваемые решения органов местного самоуправления Целинного района не соответствуют требованиям федерального закона, Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края.

Так, согласно ч.1,2 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), ст. 15 (Публичные слушания) Устава муниципального образования
Целинный район Алтайского края для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

На публичные слушания должны выноситься:

проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав …..

) проект местного бюджета и отчет о его исполнении и т.д. (ч.3 ст.28 Закона).

Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в Целинном районе, утвержденное Решением Целинного районного Совета депутатов от 28.10.2005 № 58, содержит аналогичные требования к организации и проведению публичных слушаний.

В судебном заседании стороны не оспаривали, что с инициативой о проведении публичных слушаний перед Целинным районным Советом депутатов выступил глава Целинного района *.*. Гончаров.

Однако, из протокола двадцать второй сессии пятого созыва Целинного районного Совета депутатов от 21.12.2010 г. усматривается, что при обсуждении вопросов «О назначении публичных слушаний по проекту Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края и исполнению бюджета МО Целинный район за 2010 год» и «О порядке участия граждан в обсуждении проекта Устава МО Целинный район Алтайского края и исполнению бюджета МО Целинный район за 2010 год» председатель постоянной комиссии по законодательству, собственности, правопорядку и вопросам местного самоу Ф.И.О. *.*. в соответствии со ст.15 Устава района просил снять с рассмотрения данные вопросы, так как публичные слушания должны быть назначены главой района, который является инициатором внесения поправок в Устав. Несмотря на возраж *.*. большинством голосов депутаты приняли Решение о проведении публичных слушаний (за-19, против-1, воздержались-3).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что, принимая Решение о назначении публичных слушаний по проекту Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края и исполнению бюджета муниципального образования Целинный район за 2010 год и о порядке участия в них граждан, Целинный районный Совет депутатов вышел за пределы своих полномочий, поскольку в соответствии с требованиями ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ст.15 Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края, Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Целинном районе, назначение публичных слушаний входит в компетенцию инициатора их проведения, в данном случае, главы Целинного района, как инициатора внесения изменений в Устав муниципального образования и проведения публичного обсуждения проекта названного правового акта. Данные нарушения требований законодательства о порядке принятия оспариваемых решений суд признает существенными и свидетельствующими о незаконности принятых Целинным районным Советом депутатов решений от 21.12.2010 г. № 84 и № 85. Кроме того, приняв незаконное Решение и опубликовав его в районной газете, Совет районных депутатов не указал место и время проведения публичных слушаний, чем создал препятствия для осуществления прав граждан на участие в публичных слушаниях.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд соглашается с мнением истца о том, что постановления главы Целинного района Гончарова *.*. от 27 января 2011 года № 47 «О назначении публичных слушаний по проекту Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края» и № 48 «О порядке участия граждан в обсуждении проекта Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края» также препятствуют осуществлению прав заявителя и всех жителей поселения на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления, а потому являются незаконными.

Так, в силу ч.4 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ст.15 Устава муниципального образования Целинный район, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правого акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний в газете «Восток Алтая».

П.6 раздела 2 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Целинном районе, утвержденного Решением Целинного районного Совета депутатов от 28.10.2005 № 58, гласит, что публичные слушания в представительном органе носят открытый характер. Сведения о теме, времени и месте проводимых слушаний доводятся до населения не позднее, чем за 10 дней до начала слушаний.

Исходя из содержания оспариваемых постановлений главы Целинного района, граждане принимают участие в обсуждении проекта Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края через участие в публичных слушаниях и индивидуально. Публичные слушания назначены на 18 февраля 2011 года. Вместе с тем, в нарушение требований п.6 раздела 2 названного Положения, оспариваемые постановления не содержат информации о месте и времени проведения публичных слушаний, что, действительно, препятствует осуществлению прав истца и всех жителей поселения на осуществление местного самоуправления путем участия в публичных слушаниях по проекту Устава муниципального образования Целинный район.

В судебном заседании ответчиками законность принятия оспариваемых решений не доказана.

По смыслу ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает Решение об обязанности органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку суд признает решения Целинного районного Совета депутатов от 21 декабря 2010 года № 84 и № 85, а также постановления главы района от 27 января 2011 года № 47 и № 48 незаконными, они подлежат отмене.

В целях восстановления прав истца, а также неопределенного круга лиц - жителей Целинного района на участие в публичных слушаниях, суд считает необходимым возложить на Целинный районный Совет депутатов, главу Целинного района обязанность устранить созданные к осуществлению названных прав препятствия путем опубликования в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими спорные правоотношения, информации «О назначении публичных слушаний по проекту Устава муниципального района Алтайского края и исполнению бюджета муниципального образования Целинный район за 2010 год» и «О порядке участия граждан в обсуждении проекта Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края и исполнения бюджета муниципального образования Целинный район за 2010 год» в Целинной муниципальной общественно-политической газете «Восток Алтая».

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчиков в по *.*. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей по 100 рублей с каждого.

Руководствуясь ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, ст. ст. 254-258, 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Требов *.*. удовлетворить.

Признать незаконными:

Решение Целинного районного Совета депутатов Алтайского края от 21 декабря 2010 года № 84 «О назначении публичных слушаний по проекту Устава муниципального района Алтайского края и исполнению бюджета муниципального образования Целинный район за 2010 год»;

Решение Целинного районного Совета депутатов Алтайского края от 21 декабря 2010 года № 85 «О порядке участия граждан в обсуждении проекта Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края и исполнения бюджета муниципального образования Целинный район за 2010 год»;

Постановление главы Целинного района Алтайского края от 27 января 2011 года № 47 «О назначении публичных слушаний по проекту Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края»;

Постановление главы Целинного района Алтайского края от 27 января 2011 года № 48 «О порядке участия граждан в обсуждении проекта Устава муниципального образования Целинный района Алтайского края».

Обязать Целинный районный Совет депутатов Алтайского края, главу Целинного района Алтайского края устранить препятствия к осуществлению Валер и жителей Целинного района Алтайского края на участие в публичных слушаниях путем опубликования в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими спорные правоотношения, информации «О назначении публичных слушаний по проекту Устава муниципального района Алтайского края и исполнению бюджета муниципального образования Целинный район за 2010 год» и «О порядке участия граждан в обсуждении проекта Устава муниципального образования Целинный район Алтайского края и исполнения бюджета муниципального образования Целинный район за 2010 год» в Целинной муниципальной общественно-политической газете «Восток Алтая».

Взыскать с Целинного районного Совета депутатов Алтайского края и главы Муниципального образования Целинный район Алтайского края в по *.*. уплаченную им при подаче заявления госпошлину в размере 200 рублей, по 100 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Целинный районный суд в 10-дневный срок со дня его вынесения.

Судья подписано