Решения районных судов

О признании незаконным бездействия Собрания представителей муниципального района по неустановлению ежемесячных доплат к трудовой пенсии муниципальных служащих. Решение от 04 апреля 2011 года №. Самарская область.

Сызранский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Байгуловой *.*.

при секретаре Чечиной *.*.

с участием помощника прокурора Сызранского района Самарской области Пузравиной *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Выборновой *.*., Егорова *.*., Ершова *.*., Кирпичного *.*. к администрации муниципального района Сызранский Самарской области, Собранию представителей муниципального района Сызранский Самарской области о признании незаконными и недействующими с момента принятия Решений собраний представителей о снижении ежемесячных доплат к трудовым пенсиям от 21 декабря 2006 года и 17 июня 2010 года, признании незаконным бездействия собрания представителей муниципального района Сызранский Самарской области по неустановлению ежемесячных доплат к трудовой пенсии муниципальных служащих
и обязать устранить допущенные нарушения, обязать администрацию муниципального районного Сызранский Самарской области произвести расчет и выплату ежемесячных доплат к трудовой пенсии,

Установил:

Выборнова *.*., Егоров *.*., Ершов *.*., Кирпичный *.*. обратились в суд с иском к администрации муниципального района Сызранский Самарской области, Собранию представителей муниципального района Сызранский Самарской области о признании незаконными и недействующими с момента принятия Решений собраний представителей о снижении ежемесячных доплат к трудовым пенсиям от 21 декабря 2006 года и 17 июня 2010 года, признании незаконным бездействия собрания представителей муниципального района Сызранский Самарской области по не установлению ежемесячных доплат к трудовой пенсии муниципальных служащих и обязать устранить допущенные нарушения, обязать администрацию муниципального районного Сызранский Самарской области произвести расчет и выплату ежемесячных доплат к трудовой пенсии, указав в иске, что до наступления пенсионного возраста они являлись муниципальными служащими. С муниципальной службы все ушли на пенсию: Выборнова *.*. с 10 февраля 2006 года со стажем 37 лет, Егоров *.*. 13 сентября 2005 года со стажем 20 лет; Ершов *.*. 04 июня 1998 года со стажем 28 лет, Кирпичный *.*. со стажем 25 лет Законом Самарской области о внесении изменений в Закон Самарской области «О муниципальной службе» от 12 мая 2005 года №110-ГД была установлена доплата к трудовой пенсии муниципальным служащим, замещавшим
на 22 апреля 1997 года и позднее муниципальные должности муниципальной службы при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет: не более чем на 3% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет, при этом сумма трудовой пенсии и доплаты к ней не может превышать 75% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего. Решением Собрания представителей № от 29 мая 2005 года был утвержден порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии с законом о муниципальной службе и законом Самарской области. В соответствии с данным Решением Выборновой *.*., Ершову *.*., Кирпичному *.*. была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 75% от месячного содержания, как имеющим стаж муниципальной службы 25 лет и более, Егорову *.*. - 60% от месячного содержания, как имеющему стаж муниципальной службы 20 лет. Доплата выплачивалась до 2006 года. Решением №92 Собрания представителей Сызранского района Самарской области от 21.12.2006 года был утвержден новый порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, где в нарушение законодательства РФ в Самарской области в п.2.2. указано, что сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 50% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего Сызранского района., процент доплаты незаконно снижен у Выборновой
*.*., Ершова *.*., Кирпичного *.*. до 40 %, у Егорова *.*. - до 35%. Решением № Собрания представителей Сызранского района Самарской области от 17 июня 2010 года были внесены изменения в Решение № от 21.12.2006 года, утвержден новый порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, где в нарушение законодательства РФ в Самарской области указано, что размер доплаты увеличивается не более чем на 2% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет, при этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 55% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего Сызранского района. Считают решения Собрания представителей Сызранского района от 21.12.2006 года и 17 июня 2010 года и уменьшение доплат к трудовой пенсии незаконными и не соответствующими Конституции РФ, Федеральным законам «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02 марта 2007 года, Закону Самарской области №96-ГД от 09 октября 2007 года. Просят признать недействующим с момента принятые решения Собрания представителей Сызранского района от 17 июня 2010 года и 21 декабря 2006 года. Признать незаконным бездействие Собрания представителей муниципального района Сызранский Самарской области в виде не установления ежемесячных доплат к трудовой пенсии муниципальных служащих и обязать устранить в полном объеме допущенные нарушения прав муниципальных
служащих, оставивших муниципальную службу в связи с выходом на пенсию путем принятия нормативных актов, соответствующих законодательству Самарской области, устанавливающих порядок и условия ежемесячных доплат к пенсии. Обязать администрацию муниципального района Сызранский произвести расчет и выплату доплат за период соответствующий сроку исковой давности.

В ходе судебного разбирательства истцы свои исковые требования уточнили, просили признать недействующим с момента принятые решения Собрания представителей Сызранского района от 17 июня 2010 года и 21 декабря 2006 года. Признать незаконным бездействие Собрания представителей муниципального района Сызранский Самарской области в виде не установления ежемесячных доплат к трудовой пенсии муниципальных служащих и обязать устранить в полн6ом объеме допущенные нарушения прав муниципальных служащих, оставивших муниципальную службу в связи с выходом на пенсию путем принятия нормативных актов, соответствующих законодательству Самарской области, устанавливающих порядок и условия ежемесячных доплат к пенсии. Обязать администрацию муниципального района Сызранский произвести расчет и выплату доплат за период соответствующий сроку исковой давности Кирпичному *.*. в размере 264 445 рублей; Егорову *.*. - 226396 рублей, Ершову *.*..- 193955 рублей, Выборновой *.*. - 215293 рубля.

В судебном заседании истцы Выборнова *.*., Егоров *.*., Ершов *.*., Кирпичный *.*. и адвокат истцов - Титов *.*. исковые требования поддержали, уточнили требования и просили признать недействующим с момента принятия все пункты за исключение п. 1.3
решения Собрания представителей Сызранского района от 17 июня 2010 года и п. 2.2. Решения Собрания представителей от 21 декабря 2006 года. Признать незаконным бездействие Собрания представителей муниципального района Сызранский Самарской области в виде не установления ежемесячных доплат к трудовой пенсии муниципальных служащих и обязать устранить в полном объеме допущенные нарушения прав муниципальных служащих, оставивших муниципальную службу в связи с выходом на пенсию путем принятия нормативных актов, соответствующих законодательству Самарской области, устанавливающих порядок и условия ежемесячных доплат к пенсии. Обязать администрацию муниципального района Сызранский произвести расчет и выплату доплат за период соответствующий сроку исковой давности в размере: Кирпичному *.*. в размере 264 445 рублей; Егорову *.*. - 226396 рублей, Ершову *.*. - 193955 рублей, Выборновой *.*. - 215293 рубля, сославшись на доводы изложенные в иске. В судебном заседании истцы дополнили, что не обращались в суд с заявлением об обжаловании Решения Собрания представителей т.к. надеялись что выплаты в пределах установленных Законом Самарской области восстановятся. Считают, что нарушение их прав носят длящийся характер, поэтому исковая давность по их требованиям исчисляется с января 2008 года.

Представитель ответчика администрации Сызранского района Горшунова Ю.Ю,, действующая на основании доверенности № от 20 января 2011 года, исковые требования истцов не признала и в судебном заседании пояснила, что Законом Самарской
области № 16-ГД, предоставляется право каждому муниципальному образованию определять порядок и условия, а также размер доплаты к трудовой пенсии муниципальному служащему муниципальным правовым актом, не устанавливая обязательные размеры доплат, а только определяя пределы, в рамках которых органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры в соответствии со сложившимися социально-экономическими условиями района и возможностями бюджета района. Принятые Собранием представителей Сызранского района решения от 21.12.2006 г. и от 17.06.2010 г., оспариваемые истцами, приняты уполномоченным органом местного самоуправления и в соответствии с действующим на момент их принятия федеральным и областным законодательством. в пределах полномочий представительного органа Сызранского района, определенном Уставом муниципального района Сызранский. В статье 21.5 Закона Самарской области № 16-ГД, от 08 октября 2007 года определены максимальные размеры доплат к трудовой пенсии муниципальным служащим, тем самым предоставлено право органам местного самоуправления каждого муниципального образования самим определять конкретный размер доплат. Изложение в решении представительного органа норм, касающихся определения размера доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим в точной формулировке статьи 21.5. Закона № 16-ГД, равно как и непосредственное применение статьи 21.5 Закона Самарской области № 16-ГД привело бы к неясности, коллизии в правоприменительной практике, так как невозможно было бы определить- какой именно процент должен применяться к муниципальным служащим с различным стажем муниципальной службы. Собрание представителей Сызранского
района реализовало свое право, предусмотренное статьями 31 и 85 Бюджетного кодекса РФ, самостоятельного определения направлений расходования средств своего бюджета и исполнения своих расходных обязательств за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета и с учетом требований пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166 -ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также статьи 21.7 Закона Самарской области от 16.07.1998 года № 16-ГД, действовавшего на момент принятия оспариваемого решения Собрания представителей Сызранского района № 92 от 21.12.2006 г. В соответствии с Конституцией РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно статье 18 которого, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местного бюджета.

Положением пункта 5 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной
помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Законодательством Самарской области в соответствии с федеральным законодательством закрепляется правомочие органов местного самоуправления по установлению доплаты к трудовой пенсии муниципальных служащих, а не полномочие, которое муниципалитет обязан исполнять за счет средств местного бюджета.

В Акте проверки соблюдения требований бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса в муниципальном районе Сызранский Самарской области за 2008-2009 годы от 15.03.2010 г, счетная палата Самарской области указала, что расходы на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ, статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ являются неправомерными расходами местного бюджета. Собранием представителей Сызранского района доплата к трудовой пенсии муниципальным служащим не отменена, а сохранена в пределах размеров, установленных законодательством Самарской области. Такие действия представительного органа подтверждаются, оправдываются, обосновываются определениями Конституционного суда РФ дела № 2-188/11. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии, выплачиваемая лицам, уволенным с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию, не является социальной доплатой к пенсии, гарантированной федеральным законодательством в качестве отдельной меры социальной поддержки, и не является
пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим. Предоставляемая за счет средств бюджета муниципального района Сызранский доплата к трудовой пенсии - при наличии у муниципального служащего определенного стажа муниципальной службы (выслуги лет) - является дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших муниципальных служащих муниципального района Сызранский, в силу чего при изменении правил исчисления такой дополнительной выплаты и её размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается. Представительный орган - Собрание представителей Сызранского района вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим муниципальные должности дополнительного обеспечения в виде ежемесячной доплаты к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, что не противоречит Конституции и Федеральному закону № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. Считает, что доводы истцов о несоответствии решений Собрания представителей Сызранского района от 21.12.206 г. и от 17.06.2010 г. Конституции РФ необоснованны: конституционные права истцов оспариваемыми решениями Собрания представителей Сызранского района, утверждающими Порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не нарушаются. Гарантированное Конституцией РФ пенсионное (социальное) обеспечение по возрасту, инвалидности, установленное федеральным и региональным законодательством в рамках совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ - Самарской области органами местного самоуправления не отменяется и не ограничивается. Размер доплаты установлен исходя из финансовых возможностей муниципального района Сызранский, в допустимых пределах, установленных областным законодательством, и в настоящее время его увеличение невозможно. Просит суд отказать истцам в удовлетворении заявленных исковых требований. В случае удовлетворения судом требований истцов применить срок исковой давности.

Представитель ответчика Собрания представителей муниципального района Сызранский Орлова *.*., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала и в судебном заседании к пояснениям Горшуновой *.*. дополнила, что мотивом снижения размера доплаты с предельного, установленного первоначально до установленного Решением № от 21.12.06 г. ограничения явилось то, что с 2006 года вступил в силу Федеральный Закон №131-ФЗ, регулирующий правоотношения в сфере местного самоуправления разграничивающий в ст. 15 полномочия на государственные и муниципальные, обозначил вопросы местного значения муниципального района, поселений и городских округов, разграничил источники формирования бюджетов всех уровней. Параллельно вносились изменения в федеральное и региональное законодательство, в том числе и в Бюджетный Кодекс РФ. В силу законодательного разделения полномочий и источников, формирующих местные бюджеты, территории муниципальных образований и их бюджеты разделились на: самодостаточные, дотационные и депрессивные. Усилилась зависимость территории муниципальных образований от межбюджетных трансфертов, ужесточились условия и порядок их предоставления, регламентированные ст.136 Бюджетного Кодекса РФ. Действие юридической силы и правоприменение этой статьи условно делит муниципальные образования по получению трансфертов на три группы: муниципальные образования с долей межбюджетных трансфертов в течении двух из трех последних отчетных финансовых лет, превышающей 10% собственных доходов отнесены к 1 группе, а соответственно - 30% и 70% ко П и Ш группам. Сызранский район находится во второй группе муниципальных образований. Доля межбюджетных трансфертов по фактическому исполнению бюджета составила в 2005г. - 59,7 %, в 2006 г.- 67,4%. В планируемом 2007 г. район рассчитывал получить 93967,0 тыс. руб., но для получения этой суммы частью 3 ст.136 БК РФ наложено ограничение - район не должен принимать и исполнять расходные обязательства, не отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления, то есть не входящие в перечень вопросов местного значения, согласно ст.15 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. Уполномоченный орган Правительства Самарской области, в ведении которого находится распределение и предоставление дотаций и субсидий, поставил условие: привести принимаемые бюджетные обязательства в соответствие с собственными полномочиями, исключить финансирование правомочных расходов, либо продолжать их осуществлять, но подтвердить при этом свой отказ от получения межбюджетных трансфертов. В перечень несанкционированных субъектом РФ расходов попали и расходы по выплате доплат к пенсии. Вопрос дважды рассматривался на заседаниях Собрания представителей: в сентябре 2006 г. при рассмотрении бюджета в первом чтении, и в декабре 2006 г., когда депутаты пошли на компромиссное Решение: обозначить тенденцию к сокращению несвойственных муниципальному району расходов, тем самым сохранить право на получение трансфертов. Истцы имеют совокупный доход, превышающий среднюю заработную плату по району и двукратное повышение среднего размера пенсии. Право заявителей на получение дополнительных гарантий реализовано, установление размера этих гарантий находится в компетенции и правомочием органов местного самоуправления, установленный размер не превышает пределы, установленные федеральным и региональным законодательством.

Представитель ответчика Собрания представителей муниципального района Сызранский Нестеренко *.*., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала и поддержала доводы, высказанные в судебном заседании представителей ответчиков Горшуновой *.*. и Орловой *.*.

Суд, заслушав стороны, мнение прокурора Пузравиной *.*., полагавшей что требования истцов удовлетворению не подлежат, исследовав письменные материалы дела, обозрив личные дела истцов, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.ч.1,5 ст. 20 Федерального закон №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением; органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Статьей 21.2, Закона Самарской области от 12 мая 2005 года № 110-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» и ст. 12 Закона Самарской области от 09 октября 2007 года №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» установлено, что органы местного самоуправления имеют право устанавливать ежемесячные доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим в Самарской области (далее - доплата) в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом и уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 21.5 Закона Самарской области от 12 мая 2005 года № 110-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» (действовавшего на момент принятия Решения от 21.12.2006 года) и ст.15 Закона Самарской области от 09 октября 2007 года №96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области» было установлено, что размер доплаты увеличивается не более чем на 3 процента среднемесячного денежного содержания муниципального служащего в Самарской области за каждый полный год стажа муниципальной службы в Самарской области свыше 15 лет. При этом сумма трудовой пенсии и доплаты к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания (оплаты труда) муниципального служащего в Самарской области.

Статьей 28 п.2.24 Устава муниципального района Сызранский к исключительной компетенции Собрания представителей Сызранского района отнесено определение порядка установления и выплаты доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим и депутатам Собрания представителей Сызранского района, работающим на постоянной основе (л.д.59).

Судом установлено, что Решением Собрания представителей Сызранского района Самарской области № от 29 сентября 2005 года «Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района» утвержден порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Сызранского района» согласно которому (п.п.2.8 в приложении к решению) размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии увеличивается на 3% месячного денежного содержании муниципального служащего Сызранского района за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75% месячного денежного содержания муниципального служащего Сызранского района (л.д.62-67). На основании данного Решения Выборновой *.*., Ершову *.*., Кирпичному *.*. была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 75 % от месячного содержания, как имеющим стаж муниципальной службы 25 и более лет. Егорову *.*. была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 60 % от месячного содержания, как имеющему стаж муниципальной службы 20 лет. Доплата истцам производилась до января 2007 года.

21 декабря 2006 года Собранием Представителей Сызранского района Самарской области было принято Решение № «Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района» утвержден порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности (далее Решение...). Согласно п.п.2.2 утвержденного Решением… порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии увеличивается на 1% месячного денежного содержании муниципального служащего Сызранского района за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 50% месячного денежного содержания муниципального служащего Сызранского района (л.д.72-78). В п.2 Решения.. установлено, что утверждаемый порядок применяется к правоотношениям, связанным с начислением доплат к трудовым пенсиям, возникшим до его утверждения; п. 4 признано утратившим силу Решение Собрания представителей № от 29 сентября 2005 года. Согласно представленного Журнала регистрации исходящих решений Собрания представителей Сызранского района (л.д.212) Решение было передано для опубликования в газету «Красное Приволжье». Выборновой *.*., Ершову *.*., Кирпичному *.*. был произведен перерасчет доплат к трудовой пенсии в размере 40 % от месячного содержания, как имеющим стаж муниципальной службы 25 и более лет. Егорову *.*. была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 35 % от месячного содержания, как имеющему стаж муниципальной службы 20 лет.

17 июня 2010 года Собранием Представителей Сызранского района Самарской области было принято Решение № «О внесении изменений в Решение Собрания представителей Сызранского района от 21.12.2006 года № «Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, предусмотренные Уставом и должности муниципальной службы в муниципальном районе Сызранский Самарской области» согласно которому в п.1.2.2 установлено, что размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии увеличивается на 2% месячного денежного содержании муниципального служащего Сызранского района за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 55% месячного денежного содержания муниципального служащего Сызранского района (л.д.93-94). Согласно пункта 2 Решение подлежит опубликованию в газете «Красное Приволжье», пунктом 3 установлено, что она вступает в законную силу с 01 июля 2010 года Решение было опубликовано в газете «Красное Приволжье» от 02.07.2010 года № (л.д.207).

При проверке оспариваемого нормативно правового акта Решения Собрания представителей 21 декабря 2006 года № «Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района» (в редакции решения Собрания представителей Сызранского района Самарской области № от 25 декабря 2007 года; № от 13 ноября 2008 года; № от 17 июня 2010 года) судом установлено, что оно обладает существенными признаками, характеризующими нормативно-правовой акт: изданы в установленном порядке органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, а также на изменение существующих правоотношений. Данное Решение содержит правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений, соответствует форме в которой Собрание представителей вправе принимать нормативные правовые акты, введены в действии и опубликованы согласно предусмотренных Уставом муниципального района Сызранский Самарской области, при принятии Решения соблюдены существенные положения нормативно-правового акта, регламентирующего процедуру принятия нормативно-правового акта данного вида, данный акт является определенным и не вызывает неоднозначного толкования.

Оспариваемое Решение… регулирует отношения касающиеся права на доплату к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и уволенным, в том числе в связи с уходом на рудовую пенсию, к категории которых относятся истцы.

На основании Решения… снижен максимальный процент ранее установленных и выплачиваемых доплат к трудовой пенсии истцам и остальным лицам, имеющим право на нее и имеющим максимальный стаж муниципальной службы с 01 января 2007 года с 75 до 50%, с июля 2010 года размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии установлен 2% месячного денежного содержании муниципального служащего Сызранского района за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет, сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты установлена до 55% месячного денежного содержания муниципального служащего Сызранского района

При принятии указанного Решения… и при внесении в него изменений Собрание представителей указывало на то, что оно принимается в соответствии с законами Самарской области, Уставом муниципального района Сызранский Самарской области, в целях приведения в соответствие с действующим законодательством РФ.

При этом Собрание представителей ссылается на законы Самарской области, которыми был установлен порядок и размер доплаты к трудовым пенсиям муниципальных служащих и на основании данного порядка Собранием Представителей Сызранского района принималось Решение Собрания представителей № от 29 сентября 2005 года на основании которого производилась доплата к трудовым пенсиям муниципальных служащих. Таким образом в оспариваемом Решении… не указано и не обоснованно в связи с чем снижался размер доплат к трудовым пенсиям.

В обоснование обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого Решения… представители ответчиков ссылались в судебном заседании на нормы ч.3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, а также на то, что в указанный период времени в связи с кризисом в стране денежных средств в бюджете не хватало.

Вместе с тем из представленной ответчиками информации о доходах и расходах бюджета муниципального района Сызранский на период с 2005 по 2010 годы (л.д.193) следует, что в 2006 году дефицита бюджета не было; в 2007 году налоговые доходы были больше утвержденных в бюджете 43606,6 против 43114,0, неналоговые доходы 33 364, 0 против 16382,0, дефицит бюджета был в 2 раза меньше утвержденного; в 2008 году дефицита бюджета не было, сумма налогов и неналоговых доходов превышала сумму доходов, утвержденных в бюджете; в 2010 году дефицит бюджета не предусматривался, фактические доходы превышали доходы, утвержденные в бюджете. Только в 2009 году был дефицит бюджета и сумму фактических доходов была ниже доходов, утвержденных в бюджете.

Представленные органами местного самоуправления фактические данные в обоснование обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого нормативно-правового акта и его законности не соответствует Конституции РФ, регионального законодательства по Самарской области, в связи с чем обжалуемое Решение подлежит признанию незаконным и недействующим с момента его принятия, поскольку Конституция Российской Федерации гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ч.1 ст.7) социальное обеспечение по возрасту (статья 39 ч.1) относит определение условий и их порядка реализации данного конституционного права, в том числе установлении видов пенсии и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан к компетенции законодателя (ст. 39 ч.2).

Социальная защита включая социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии находится, согласно ст.72 (п.ж ч.1) Конституции РФ совместно в ведении Российской Федерации и ее субъектов в сферу совместного ведения входит также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (п.н ч.1 ст.72) по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ст.76 ч.2).

В силу Конституции Российской Федерации законодатель субъекта РФ может самостоятельно осуществлять правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерацией и ее субъектов при отсутствии соответствующего федерального закона, соблюдая при этом конституционные требования о непротиворечив законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина (Постановления Конституционного суда РФ от 01 февраля 1996 года №3-П, от 16 октября 1997 года №14-П, от 03. ноября 1997 года, №15 от 15 декабря 2003 года, 19-П).

Конституционный суд РФ в определении от 03 апреля 2007 года №332-О-П указал, что законодатель субъекта РФ вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств доплат к установленным государственным пенсиям, вместе с тем при изменении правового регулирования законодатель субъекта РФ не обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от ранее взятых на себя публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий. При внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а так же в случае необходимости - предоставления гражданам возможности в течении некоторого переходного периода адаптироваться к внесенным изменениям (Постановление Конституционного суда от 24 мая 2001 года № 8-П). Законодатель субъекта Российской Федерации взяв на себя определенные социальные обязательства по предоставлению дополнительного обеспечения к трудовой пенсии государственным служащим не может действовать произвольно. При изменении правового регулирования пенсионного обеспечения данной категории граждан он должен руководствоваться принципом социальной справедливости, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъектов Российской Федерации, а так же принимать во внимание его социально экономическое положение и возможности бюджета.

Суд полагает, что указанные разъяснения Конституционного суда применимы к законодателю органа местного самоуправления, который вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств доплат к установленным трудовым пенсиям. Ежемесячные доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления являются социальными гарантиями дополнительного пенсионного обеспечения которые финансируются за счет налоговых и не налоговых доходов органов местного самоуправления.

Собрание представителей Сызранского района установив в своем Решении № от 29 сентября 2005 года предельные размеры доплат к трудовым пенсиям муниципальных служащих не обладает неограниченной свободой усмотрения и не может произвольно изменить взятые на себя публично-правовые обязательства по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Решение Собрания представителей Сызранского района от 21 декабря 2006 года № «Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района» является незаконным и недействующим с момента принятия, поскольку Собрание представителей Сызранского района оспариваемым Решением… изменив взятые на себя ранее публично-правовые обязательства, фактически ухудшил положение граждан, имеющих право на доплаты к трудовым пенсиям муниципальных служащих, не разъяснив им необходимость и обоснованность вносимых изменений.

Поскольку суд пришел к выводу, что Решение Собрания представителей Сызранского района от 21 декабря 2006 года № которым утвержден порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района является незаконным и недействующим с момента принятия, следовательно, последующие изменения и дополнения вносимые в него также должны быть признаны незаконными и недействующими, т.к. они не устанавливают новый порядок выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, а только изменяли его в части и дополняли его.

Доводы представителей ответчиков о том, что бюджет муниципального района Сызранский является дотационным, выплата ежемесячных доплат к трудовым пенсиям муниципальных служащих препятствуют в получении межбюджетных трансфертов из бюджета Самарской области, а также о нарушениях требований ст. 136 Бюджетного кодекса не могут быть приняты судом и являться основанием для отказа в удовлетворении требований истцов, поскольку принятие муниципального нормативного правового акта, затрагивающего установленные законом и закрепленные Конституцией Российской Федерации социальные гарантии, не может быть связано с наличием или отсутствием бюджетных средств у органа местного самоуправления. Данное основание для изменения, приостановления, прекращения выплат не содержится и в Решении Собрания представителей Сызранского района Самарской области № от 29 сентября 2005 года «Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района».

Доводы стороны ответчиков о том, что Собрание Представителей Сызранского района снижая размеры доплат к трудовым пенсиям предоставила пенсионерам возможность адаптироваться к вносимым изменения, при этом исходила из интереса большинства населения Сызранского района, учитывая интересы муниципальных служащий у которых средняя месячная заработная плата ниже чем пенсионное обеспечение бывших муниципальных служащих, исходя из бюджета района, не могут быть приняты судом, поскольку, как уже отмечалось выше, снижение доходов в районе не было, принимая Решение… о снижении размеров доплат органы местного самоуправления не разъяснил необходимость и обоснованность вносимых изменений.

Исковые требованиям истцов о признании незаконным бездействия Собрания представителей муниципального района Сызранский Самарской области в виде не установления ежемесячных доплат к трудовой пенсии муниципальных служащих и обязать устранить в полном объеме допущенные нарушения прав муниципальных служащих, оставивших муниципальную службу в связи с выходом на пенсию путем принятия нормативных актов, соответствующих законодательству Самарской области, устанавливающих порядок и условия ежемесячных доплат к пенсии суд полагает являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку бездействием является несовершение действий, выполнение которых относится к функции органа местного самоуправления, Собрание представителей приняло Решения… которым установлены новые размеры доплат к трудовым пенсиям и последующие изменения к нему, следовательно, оно не бездействовало. Поскольку судом признано незаконным и недействующим с момента принятия Решение Собрания представителей от 21 декабря 2006 года № с последующими изменениями и дополнения к нему, которым отменялось Решение Собрания представителей № от 29 сентября 2005 года, следовательно действует Решение Собрания представителей № от 29 сентября 2005 года, т.к. оно не отменялось, не изменялось и не обжаловалось, требование о принятии нормативных актов, соответствующих законодательству Самарской области, устанавливающих порядок и условия ежемесячных доплат к пенсии удовлетворению не подлежит.

Исковые требования истцов о взыскании с администрации Сызранского района разницы в выплате доплат к трудовым пенсиям с установленного в 2005 году максимального размера подлежат удовлетворению и взысканию с администрации Сызранского района в пользу истцов, согласно представленного расчета невыплаченная доплата к пенсии за период с января 2008 года, Кирпичному *.*. - 264445 рублей; Егорову *.*. - 226396 рублей, Ершову *.*. - 193955 рублей, Выборновой *.*. - 215293 рубля (л.д.153,155,157, 159), поскольку судом признано незаконным и недействующим с момента принятия Решение Собрания представителей от 21 декабря 2006 года № с последующими изменениями и дополнения к нему, следовательно, им подлежало выплачивать доплаты, размер которых установлен 29 сентября 2005 году Решение Собрания представителей №.

Доводы стороны ответчиков о применении в отношении требований истцов сроков исковой давности, не могут быть приняты судом т.к. исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав, поскольку оспариваемым нормативно-правовым актом - Решением Собрания представителей нарушены права истцов на получение ежемесячных доплат к трудовой пенсии исковая давность по этим требования не применима. При разрешении требований истцов о взыскании ежемесячных доплат к трудовой пенсии муниципального служащего, предъявленных по истечении трех лет со времени возникновения права на их удовлетворение, суд полагает они подлежат удовлетворению за три года, предшествовавших предъявлению иска, поскольку нарушение прав истцов на получение доплат в максимальном размере не прекращалось.

Согласно ст. 253 ГПК РФ Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором официально опубликован нормативный правовой акт.

Поскольку оспариваемое Решение было опубликовано в газете «Красное Приволжье», сообщение о принятом судом решении после вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете «Красное Приволжье».

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований, поскольку истцы Кирпичный *.*. (размер государственной пошлины 5944 рубля 44 копейки), и Егоров *.*. (государственная пошлина в размере 5563 рубля 96 копеек), являясь инвалидами 2-ой группы, освобождены от уплаты государственной пошлины, а Ершову *.*. (размер государственной пошлины 5179 рублей 10 копеек) и Выборновой *.*. (размер государственной пошлины 5452 рубля 93 копейки) судом в соответствии со ст. 90 ГПК РФ предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по исковым требованиям истцов подлежит взысканию с ответчика - администрации Сызранского района в доход государства в размере 22131 рубль 44 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 245, 194-197 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Выборновой *.*., Егорова *.*., Ершова *.*., Кирпичного *.*. удовлетворить частично

Признать незаконным и недействующим с момента принятия Решение Собрания представителей Сызранского района Самарской области «Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района» № от 21 декабря 2006 года в редакции решения Собрания представителей Сызранского района Самарской области № от 25 декабря 2007 года «О внесении изменений в порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района, утвержденный Решением Собрания представителей Сызранского района от 21 декабря 2006 года №; № от 13 ноября 2008 года «О внесении изменений в Решение Собрания представителей Сызранского района от 21 декабря 2006 года № «Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сызранского района»; № от 17 июня 2010 года «О внесении изменений в Решение Собрания представителей Сызранского района от 21.12.2006 года № «Об утверждении порядка установления и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности, предусмотренные Уставом и должности муниципальной службы в муниципальном района Сызранский Самарской области»).

Обязать администрацию муниципального района Сызранский Самарской области Самарской области произвести выплату доплат за период с января 2008 года Кирпичному *.*. в размере 264 445 (двести шестьдесят четыре тысячи четыреста сорок пять) рублей; Егорову *.*. - 226396 (двести двадцать шесть тысяч триста девяносто шесть) рублей, Ершову *.*. - 193955 (сто девяносто три тысячи девятьсот пятьдесят пять) рублей, Выборновой *.*. - 215293 (двести пятнадцать тысяч двести девяносто три) рубля.

Обязать Собрание представителей муниципального района Сызранский опубликовать сообщение о решении суда о признании решения Собрания представителей № от 21 декабря 2006 года (в редакции решения Собрания представителей Сызранского района Самарской области № от 25 декабря 2007 года; № от 13 ноября 2008 года; № от 17 июня 2010 года) недействующими после вступления решения в законную силу в газете «Красное Приволжье».

В остальной части исковых требований истцам отказать.

Взыскать с администрации муниципального района Сызранский Самарской области в доход государства оплату государственной пошлины в размере 22131 рубль 44 копейки.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Сызранский районный суд

Судья-

Решение в мотивированном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.