Решения районных судов

Решение от 25.09.2009 №А09-7513/2009. По делу А09-7513/2009. Брянская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 241050, г. Брянск, пер. Трудовой, д. 6 Именем Российской Федерации

Решение

город Брянск Дело № А09-7513/2009

«25» сентября 2009 года

Арбитражный суд в составе судьи Халепо *.*.

при ведении протокола судебного заседания судьей Халепо *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом

к Брянской городской администрации; Брянской таможне

о признании недействительным постановления от 25.05.2005г. № 1868-п

при участии в заседании:

от заявителя: Серов *.*. – советник судебно-правового отдела (доверенность от 16.12.2008г. №ЮМ-03/30696 – постоянная),

от ответчиков: от Администрации – Козлова *.*. – главный специалист (доверенность от 25.12.2008г. №1/20-1840/4 – постоянная),

от Брянской таможни – Супроненко *.*. – главный государственный таможенный инспектор (доверенность от
10.11.2008г. №03-12/1773 – постоянная)

Установил:

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области в защиту интересов Российской Федерации с заявлением о признании недействительным постановления Брянской городской администрации от 25.05.2005г. №1868-п; признании права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 33044 кв.м. (кадастровый (условный) номер 32:28:04 02 08:0001), расположенный по адресу: Брянская область, г.Брянск, Фокинский район, пгт. Белые Берега; признании недействительным зарегистрированного за Брянской таможней права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком и обязании Брянской таможни передать спорный земельный участок Росимуществу в освобожденном виде.

До принятия по настоящему спору судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, заявитель уточнил свои требования, просит признать недействительным Постановление Брянской городской администрации от 25.05.2005г. №1868-п; признать недействительным зарегистрированное за Брянской таможней право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 33044 кв.м. (кадастровый (условный) номер 32:28:04 02 08:0001), расположенного по адресу: Брянская область, г.Брянск, Фокинский район, пгт. Белые Берега; и обязать Брянскую таможню передать спорный земельный участок Росимуществу.

Уточненные требования приняты судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Брянская городская администрация с требованиями Росимщества не согласна, считает, что на момент вынесения оспариваемого постановления, она имела право распоряжаться земельным участком площадью 33044 кв.м., расположенным по адресу: Брянская область, г.Брянск, Фокинский район, пгт. Белые Берега.

Брянская
таможня также не согласна с заявлением Росимущества по аналогичным основаниям. Кроме того, Брянская таможня ссылается на пропуск заявителем трехмесячного срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, установленного ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд Установилследующее.

На основании договора купли-продажи от 30.08.1994г., заключенного между АО «Брянскагростройкомплект» и Брянской таможней, последней была продана производственная база №2, состоящая из нескольких зданий и сооружений и расположенная на двух смежных земельных участках, принадлежащих по территориальному делению городу Брянску и Брянскому району Брянской области.

На основании указанного договора, земельный участок, занимаемый базой №2, расположенный в пгт. Белые Берега (на землях г.Брянска) был изъят у АО «Брянскагростройкомплект» и предоставлен Брянской таможне в бессрочное (постоянное) пользование. Брянской таможне выдан Государственный акт №БРО-28-04-000112 на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 31888 кв.м. для использования под производственную базу.

С целью разграничения государственной собственности на землю в 2004 году Комитетом по управлению государственным имуществом Брянской области было инициировано межевание спорного земельного участка, что подтверждается техническим проектом от 17.02.2004г. По результатам межевых работ был уточнен размер спорного земельного участка, площадь которого составила 33044 кв.м.

Постановлением Брянской городской администрации от 25.05.2005г. №1868-п Брянской таможне предоставлен (переоформлен) в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 33044
кв.м. (по фактическому пользованию) для использования производственной базы.

На основании постановления Брянской городской администрации от 25.05.2005г. №1868-п Управлением Федеральной регистрационной службы по Брянской области зарегистрировано право Брянской таможни постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 33044 кв.м., расположенного по адресу: Брянская область, г.Брянск, Фокинский район, пгт. Белые Берега.

Полагая, что на момент издания Брянской городской администрацией вышеуказанного постановления, спорный земельный участок был отнесен к федеральной собственности в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность», в связи с чем Администрация не вправе была им распоряжаться, Росимущество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований Росимущества исходя из следующего.

Статьей 37 Земельного кодекса РСФСР (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 №2287), действовавшего на момент продажи производственной базы №2 АО «Брянскагростройкомплект» Брянской таможне, предусматривалось, что при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на
землю.

Все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов согласно ст.70 ЗК РСФСР признавались находящимися в ведении городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.

Статьей 27 ЗК РСФСР была предусмотрена возможность предоставления для несельскохозяйственных нужд по согласованию с собственником земли, землевладельцем, землепользователем земельных участков несельскохозяйственного назначения или не пригодных для сельского хозяйства либо сельскохозяйственных угодий худшего качества по кадастровой оценке.

Согласно ст.35 ЗК РСФСР ходатайства предприятий, учреждений, организаций об изъятии и предоставлении земельных участков для несельскохозяйственных нужд подлежали рассмотрению местными Советами народных депутатов.

Совет народных депутатов в силу ст.29 ЗК РСФСР по результатам рассмотрения ходатайства предприятий, учреждений, организаций об изъятии и предоставлении земельных участков и соответствующих материалов принимал Решение об изъятии (выкупе) земельного участка и условиях его предоставления, либо об отказе в предоставлении земельного участка.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» установлено, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33 - 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.

Аналогичная норма, согласно которой деятельность городских и районных Советов народных депутатов прекращается, их функции выполняет соответствующая местная администрация, была установлена п.4 Указа Президента Российской Федерации от 26.10.1993г.
№1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 22.12.93 №2265).

Кроме того, согласно п.1 ст.60 Закона Российской Федерации от 06.07.1991г. №1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 22.12.1993 №2265) к полномочиям районной администрации в области использования земли относилось предоставление в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, в собственность и в аренду, изъятие земельных участков из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Довод заявителя о том, что в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» спорный земельный участок являлся федеральной собственностью, признается судом несостоятельным.

Представитель заявителя в судебном заседании затруднился пояснить, какой конкретно нормой Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №3020-1 спорный земельный участок отнесен к федеральной собственности.

Согласно преамбуле к данному Постановлению оно было издано во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», с целью ускорения процессов приватизации.

В соответствии с п.1 указанного Постановления виды собственности на землю и ее
недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Таким образом, вышеуказанное Постановление Верховного Совета Российской Федерации не регулировало вопросы разграничения государственной собственности на землю.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», полномочия по распоряжению земельными участками до разграничения государственной собственности на землю были предоставлены органам местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) были закреплены в Федеральном законе от 17.07.2001 №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

В соответствии с п.п.1, 2 ст.2 указанного Федерального закона право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения
по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

В силу ст.3 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» основаниями внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является, в частности, включение этих земельных участков в состав земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения, а также предоставление земельных участков органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации.

Согласно ст.6 Федерального закона от 17.07.2001 №101-ФЗ разграничение государственной собственности на землю осуществлялось на основании перечней, которые составлялись специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и должны были быть согласованы с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводились в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.5, 7 Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002г. № 140, для включения земельного участка в соответствующий перечень федеральные
государственные унитарные предприятия, федеральные государственные учреждения, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти направляли в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и территориальные органы Министерства имущественных отношений Российской Федерации сведения о предоставленных им земельных участках с приложением документов, подтверждающих обоснованность внесения земельного участка в этот перечень, и кадастровый план земельного участка (план земельного участка).

Следовательно, проведение работ по межеванию земельных участков, определению их границ и составлению кадастровых планов земельных участков (планов земельных участков) являлось необходимым этапом процедуры разграничения государственной собственности на землю.

Как следует из материалов дела, работы по межеванию спорного земельного участка были проведены в 2004г. именно в целях разграничения государственной собственности на землю по инициативе Комитета по управлению государственным имуществом Брянской области.

Постановлением Брянской городской администрации от 25.05.2005г. №1868-п фактически были лишь утверждены установленные (восстановленные) границы и площадь земельного участка, ранее предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование Брянской таможне под производственную базу. Вопросы изъятия спорного земельного участка и передаче его новому пользователю, вид права и характер использования земельного участка указанным Постановлением не определялись.

Таким образом, принятие указанного постановления Брянской городской администрации завершало комплекс мероприятий по межеванию земельного участка и подготовке землеустроительной документации, в связи с чем данное Постановление не может рассматриваться как акт распоряжения земельным участком.

Из материалов дела также следует, что на основании постановления Брянской
городской администрации от 25.05.2005г. №1868-п Управлением Федеральной регистрационной службы по Брянской области зарегистрировано право Брянской таможни постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 33044 кв.м., расположенного по адресу: Брянская область, г.Брянск, Фокинский район, пгт. Белые Берега, кадастровый (условный) номер 32:28:04 02 08:0001, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 32 АГ № 065526 от 13.12.2005г., в котором в качестве назначения земельного участка указано «земли поселений».

Оспариваемое Постановление Брянской городской администрации также послужило основанием для государственной регистрации УФРС по Брянской области права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 32АГ №179240 от 05.03.2007г.

Таким образом, именно выделение земельного участка площадью 33044 кв.м. в постоянное (бессрочное) пользование Брянской таможне послужило основанием для возникновения права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое Постановление от 25.05.2005г. №1868-п принято Брянской городской администрацией в пределах ее полномочий и не нарушает права и законные интересы Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Кроме того, суд учитывает следующее.

Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч.4 ст.198 АПК РФ).

Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи заявления Росимуществом не заявлено.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что о существовании оспариваемого постановления Брянской городской администрации Росимуществу стало известно в июле 2009г. из информации, поступившей из территориального управления Росимущества по Брянской области. В связи с этим представитель заявителя считает, что процессуальный срок, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ им не пропущен.

Указанные доводы заявителя судом отклоняются, исходя из следующего.

Поскольку Росимущество обратилось в арбитражный суд в защиту интересов Российской Федерации как орган, уполномоченный осуществлять юридические действия по защите имущественных прав и иных законных интересов Российской Федерации, суд считает, что срок на подачу заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов должен исчисляться со дня, когда соответствующему уполномоченному органу (его территориальному органу) стало известно о нарушении прав и законных интересов Российской Федерации.

При этом изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти, их создание, реорганизация, ликвидация, перераспределение между ними властно-распорядительных полномочий в рассматриваемом случае не имеют правового значения для исчисления процессуальных сроков.

Согласно п.5 ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» свидетельство о государственной регистрации права выдается правообладателю или уполномоченному представителю правообладателя.

Как следует из материалов дела, свидетельство о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок выдано 05.03.2007г. В указанном свидетельстве в качестве документов-оснований указано, в том числе, Постановление Брянской городской администрации от 25.05.2005г. №1868-п.

Таким образом, суд считает, что о существовании указанного ненормативного правового акта органу, уполномоченному представлять имущественные интересы Российской Федерации, стало известно не позднее марта 2007г.

Заявление о признании вышеуказанного постановления Брянской городской администрации недействительным направлено Росимуществом в арбитражный суд 10.08.2009г., то есть с пропуском процессуального срока.

Пропуск процессуального срока, установленного ч.4 ст.198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая вышеизложенное, суд находит заявление Федерального агентства по управлению государственным имуществом не подлежащим удовлетворению.

Государственная пошлина по правилам ст.110 АПК РФ относится на заявителя, однако, взысканию не подлежит, так как заявитель освобожден от ее уплаты на основании пп.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Федерального агентства по управлению государственным имуществом отказать.

Решение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.

Судья *.*. Халепо